Ашмарина С.В. О разработке электронных ресурсов по истории страхования рабочих России в конце XIX - первой четверти ХХ вв. // Экономическая история. Обозрение. Вып. 9 / Под ред. Л.И.Бородкина. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 21-25 (Постраничные примечания).
В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.
{21}
С.В. Ашмарина
(Историко-архивный институт, РГГУ)О разработке электронных ресурсов
по истории страхования рабочих России
в конце XIX - первой четверти ХХ вв.Работа ведется при поддержке гранта РГНФ (№ 02-01-12001в)
При создании электронного ресурса по истории трудовых отношений в промышленности России конца XIX - первой четверти XX вв. важное место отводится проблеме страхования рабочих. История социального страхования рабочих России в конце XIX - первой четверти ХХ вв. представлена несколькими крупными этапами развития: это дореволюционное страхование промышленных рабочих (с конца ХIХ в. и до 1917 г.) и складывание советской системы соцстраха в период военного коммунизма и в годы нэпа. Изучение каждого из выделенных этапов базируется в нашем исследовании на комплексе источников как опубликованных, так и архивных материалов. Среди опубликованных важное место занимают законодательные акты, труды обществ и съездов промышленников, сборники документов по социальному страхованию, статистические материалы и периодическая печать, труды современников. Весь массив источников можно разделить на работы, относящиеся к теории страхования и к практике применения страхового законодательства в промышленности России. Для дореволюционного периода и советского времени основополагающими явились нормативные акты, определившие принципы социального обеспечения нетрудоспособных рабочих и членов их семей, нормы страховых выплат, документы, определившие организационно-институциональную сторону страхования.
В данной заметке дается краткая характеристика тех материалов, которые рассматриваются в качестве основы "страхового блока" в структуре создаваемого электронного ресурса. Часть из этих материалов уже разме-{22}щены в соответствующих разделах сайта проекта (www.hist.msu.ru/Project/), часть готовится к размещению.
Для первого этапа (до 1917 г.) большую значимость имели страховые законы 1903 г. и 1912 г. Они аккумулировали в себе уже имевшийся к тому времени практический опыт обеспечения рабочих предпринимателями, а также вобрали в себя европейские основы соцстраха, главным образом немецкий образец страхования. По закону 1903 г. предприниматель должен был нести индивидуальную ответственность за несчастные случаи на производстве и выплачивать пенсии и пособия (1/4 - 2/3 заработной платы и до полного заработка), при этом за регистрацией несчастных случаев и выплатами по ним следили фабрично-заводские и горнозаводские присутствия во главе с инспекторами и инженерами1. В 1912 г. вышел закон о государственном страховании рабочих, где государство выступило в качестве регулирующего, контролирующего органа, не взяв на себя материальной ответственности за несчастные случаи на производстве2. Закон 1912 г. впервые выстроил вертикаль организационно-управленческой структуры страхования рабочих. Центральным органом страхования являлся Совет по делам страхования, а на местах за исполнением норм закона следили страховые присутствия; законом вводился принцип коллективной ответственности предпринимателей не только за несчастные случаи, но и в связи с болезнью рабочего (организовывались больничные кассы и страховые товарищества). Законы 1903 г, 1912 г. формировали систему социального страхования в царской России. Благодаря данным законодательным актам Россия развивалась в одном русле с европейскими странами. Закон 1903 г., как показала практика социального страхования, весьма успешно применялся в промышленности, полноценной же реализации норм закона 1912 г. помешала начавшаяся в 1914 г. война. Она прервала естественный ход эволюции страхового дела3.
Существенный интерес в рамках нашего проекта представляют публикации дореволюционного времени, отражавшие мнения специалистов, предпринимателей, врачей, земских деятелей, государственных чиновников, выступавших по проблемам страхования рабочих.
Принятые в 1917 г. Временным правительством документы по страхованию рабочих в основе своей опирались на дореволюционное законодательство, частично расширяя рамки социального страхования. Министерство труда Временного правительства выпустило постановления о страховании на случай болезни (25 июля 1917 г.), об обеспечении материнства (17 октября 1917 г.). Кроме фабрично-заводских, горных, горнозаводских ра-{23}бочих эти документы распространялись на рабочих-ремесленников и занятых в строительстве, действовали не только на европейской части России, но и в Сибири, и в Средней Азии. 11 октября 1917 г. была провозглашена реформа страховых присутствий и Совета. Она касалась количественно-качественных перемен в составе данных органов (представителей от предпринимателей и рабочих вводилось поровну). С приходом советской власти возобладали иные тенденции развития соцстраха.
В первые годы советской власти был принят ряд декретов по страхованию рабочих. Страховое законодательство соответствовало тем условиям, в которых оно было принято: сначала, когда сохранялись капиталистические отношения, изменения коснулись части законодательной базы, оставленной в наследство прежним временем, затем на законах отразился переход к огосударствлению промышленности и торговли, переход к трудовой повинности. Далее страховое законодательство менялось под воздействием национализации промышленности и торговли при военном коммунизме и, наконец, в период новой экономической политики. Грани переходов обозначились этапами - с 30 октября 1917 г. по 31 октября 1918 г., с 31 октября 1918 г. по 17 апреля 1919 г., с 17 апреля 1919 г. по 15 ноября 1921 г., а с конца 1921 г. начался новый этап, связанный с введением нэпа.
30 октября 1917 г. Народный комиссариат труда в лице Шляпникова опубликовал "правительственное сообщение о социальном страховании", где закладывались принципы советского страхования, опиравшиеся на всеобщность страхования, самоуправление рабочих в страховых органах, максимально возможный уровень материального обеспечения рабочих и членов их семей по всем видам страхования; материальное бремя возлагалось на промышленников. Сообщение явилось первым, по сути, программным документом, вслед за которым вышли декреты, конкретизировавшие намерения советской власти.
Основополагающими декретами советской власти по страхованию рабочих в период с 30 октября 1917 г. по 31 октября 1918 г. стали: декрет о страховых присутствиях и страховом совете от 29 ноября 1917 г., о страховании по безработице от 11 декабря 1917 г., о страховании по болезни от 22 декабря 1917 г. Первые декреты были воплощением рабочей программы, ранее выдвинутых лозунгов, они дополнялись постановлениями и циркулярами СНК, выпущенными в 1918 г. Изменения коснулись первоначально не формы, а содержания страхования (в составе совета и присутствий стали преобладать рабочие). В меньшей степени перемены коснулись страхования рабочих в связи с несчастными случаями4 и в большей степени страхо-{24}вания в связи с болезнью (т.е. положений закона 1912 г.). Советская власть впервые в России вводила страхование по безработице.
31 октября 1918 г. вышло в свет "Положение о социальном обеспечении трудящихся". Данное положение объединило в себе пункты ранее принятых декретов, явилось комплексным документом, прописывавшим не только сущностные стороны страхования, но и его организацию, определило руководяще-контролирующие органы. С этого времени утверждался центральный отдел социального обеспечения и охраны труда Народного комиссариата труда, а на местах открывались подотделы (которые с 28 февраля 1919 г. управлялись коллегиями из местных отделов профсоюзов или рабочими конференциями). За положением последовали постановления. Одно из постановлений - "о временном тарифе взносов на социальное обеспечение трудящихся" (начало 1919 г.) стало прологом нового декрета 17 апреля 1919 г. "об изменении положения о социальном обеспечении трудящихся в части касающейся его финансовой системы". Данный документ стал новой вехой в развитии социального страхования. Он установил отпуск средств на социальное обеспечение и охрану труда из государственной казны в сметном порядке по Наркомату труда (с освобождением от взносов советских предприятий и государственных учреждений).
Таким образом, пришло государственное социальное обеспечение. Далее последовал декрет о разграничении обязанностей в области социального страхования между Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения. В ноябре 1919 г. произошло слияние этих комиссариатов в один Народный комиссариат труда и социального обеспечения, который 21 апреля 1920 г. снова разделился на два отдельных комиссариата. Затем 1 декабря 1920 г. вышел декрет о передаче социального обеспечения в Народный комиссариат социального обеспечения.
В 1921 г. провозглашенная в стране новая экономическая политика вызвала к жизни разного рода негосударственные предприятия с применением наемного труда; с другой стороны государственные предприятия стали переводиться на хозрасчет. Постановление СНК "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" открыло новый этап в истории страхования рабочих, а в 1922 г. впервые вышел КЗоТ, определивший страхование рабочих в период новой экономической политики и имевший важное значение для последующего времени.
В целом, можно говорить о наличии крупного блока материалов концептуального плана о страховании рабочих, базовых законодательных источников, отразивших эволюцию социального обеспечения рабочих в России на временном интервале с конца XIX в и до конца 1920-х гг. Тексты этих источников предполагается разместить на сайте проета.
Что касается историографии проблемы, то для дореволюционного периода развития страхования, она включает в себя несколько этапов: во-первых, начи-{25}ная с 1920-х гг., когда собственно появились исследования по страхованию рабочих в царской России; во-вторых, 1930-е - конец 1950-х гг., когда появилось незначительное число работ по рассматриваемой проблеме, в которых установился единый взгляд на страхование рабочих с классовых позиций (законы трактовались по преимуществу как реакционные). Затем, с конца 1950-х и до второй половины 1980-х гг. число исследований возросло, преимущественно это были коллективные монографии, в основном посвященные теории социального страхования, соответствующим законам. Новый этап развивается с конца 1980-х гг., в рамках которого проблема рассматривается комплексно и многоаспектно не только в теоретическом плане, но и с точки зрения эволюции практики социального страхования в промышленности России.
С большой долей уверенности можно говорить и о том, что исследования вопросов социального обеспечения рабочих в период 1917-1929 гг. изучались по аналогичной схеме с приоритетом теории над страховой практикой. В настоящее время проводится работа по составлению историографического обзора советского периода формирования системы соцстраха.
Размещение на сайте проекта электронных версий источников, историографических и исследовательских материалов по проблемам страхования рабочих в конце XIX - первой четверти ХХ вв. значительно расширит доступ к ним историков, специалистов по рабочей истории, студентов и преподавателей.
1 ПСЗ. III Т. XXIII. Отделение первое. СПб., 1905. № 23060.
2 ПСЗ. III Т. XXXII. СПб., 1915. № 37444-37447.
3 Фалкова Ж.З. Страхование рабочих накануне и в годы Первой мировой войны // Первая мировая война. М., 1968. С. 347.
4 8 ноября 1917 г. вышло постановление СНК "об увеличении на 100% пенсий по несчастным случаям", а 6 августа 1918 г. Наркомтруд выпустил распоряжение "об организации и порядке работы по страхованию от несчастных случаев".