Гавлин М.Л. Роль винных откупов в формировании крупных капиталов в России. Конец XVIII—XIX вв. // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 6. М., 2001. С. 98-102.

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{98}

15 марта 2000 г.

М.Л.Гавлин
(ВНИИДАД)

Роль винных откупов в формировании
крупных капиталов в России. Конец XVIII—XIX вв.

   Важную роль в формировании крупных состояний в России играли винные откупа. "Питейное дело" в течение ХVIII - первой половины ХIХ вв. превратилось, благодаря откупам, в одну из наиболее прибыльных сфер российского предпринимательства.

   Российская империя, с ее многообразием экономических, хозяйственных укладов жизни, отличалась значительным разнообразием путей накопления. В исторической литературе одним из этих путей уделялось больше внимания, другим меньше. Значительный интерес был проявлен к изуче-{99}нию вопросов развития фабричной промышленности из крестьянских кустарных промыслов, к формированию капиталов в хлебной, чайной торговле. Другим путям накопления капиталов, в частности в "питейном деле", в сфере производства и торговли вином, повезло меньше.

   Между тем, приобретение крупных состояний в винно-откупном деле является одним из самых характерных путей формирования крупных капиталов в дореформенной России. Здесь чаще чем в других секторах экономики складывались самые громкие богатства, причем в самые сжатые сроки. "Преимущество откупа, - остроумно замечал один авторов, - состояло в том, что каждый кабак был как бы маленьким банком, куда стекались народные деньги, а деньги всегда были в России редким товаром". Значение винных откупов для государственных финансов было очень велико. Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, ликвидированной в 1863 г., составлял 46% всех поступлений в государственную казну, опережая, начиная с 1840-х гг., поступления от прямых налогов - подушной подати и оброка с государственных крестьян, вместе взятых. Достаточно сказать, что в Англии, к примеру, он не превышал 24% всех государственных доходов, во Франции - 9%, в Пруссии - 6%. За 140 лет существования винного откупа в России "питейный" доход казны увеличился, по некоторым оценкам, в 335 раз.

   Винные откупа обязаны своим появлением еще Петру I. Екатериной II откупная торговля была распространена на всю Россию. Своего апогея винно-откупная торговля достигла в правление Николая I. После периода казенной продажи вина (1817-1826 гг.), когда доходы казны от нее значительно упали, с возобновлением винных откупов по инициативе министра финансов Канкрина, поступления в казну до начала 1860-х гг., согласно официальной статистике, непрерывно возрастали, увеличившись почти в два раза: с 64,8 млн руб. в 1825 г. до 126,4 млн руб. в 1861 г.

   Но доходы самих винных откупщиков росли еще быстрее, хотя оценки этих доходов расходятся, что обусловлено разной методикой подсчетов и неполнотой данных. Так, согласно данным А.Я.Киттары, в 1856 г. 82 млн руб. от продажи алкоголя попали в казну, а остальные 69 млн руб. достались откупщикам. Видный экономист тех лет И.К.Бабст оценивал ежегодные совокупные доходы откупщиков в гораздо большем размере. По его оценкам, их ежегодный доход в одних только великорусских губерниях простирался от 182 до 202 млн руб., а по всей империи в целом доходил до 600 млн руб. Примерно схожими были и оценки других исследователей, например, Илиша - от 500 до 600 млн руб. А бывший в свое время министром внутренних дел и хорошо знакомый с ситуацией в откупном деле граф А.А.Закревский приводит еще более высокую и твердую цифру совокупного дохода откупщиков в эти годы, определяя ее в 781.285.000 руб. серебром ежегодно.

   {100} Принимая во внимание сведения о числе винных откупщиков в стране (на четырехлетие 1859-1863 гг. их было 216) и приведенные данные о размерах их совокупного ежегодного дохода в этот период (если опустить крайние цифры, то это, в среднем, 300-500 млн руб.), среднестатистический ежегодный доход каждого откупщика можно оценить никак не менее 1 млн руб., или даже более. Изымая из него половину суммы на штатные и нештатные расходы по обслуживанию откупа (есть сведения, что издержки откупщиков составляли до половины их доходов), получаем сумму чистой прибыли в среднем до 500 тыс. руб. на каждого откупщика - колоссальное состояние по тому времени. Это, конечно, весьма приблизительная цифра, но и она дает представление о финансовой мощи данной группы российских предпринимателей. Так, состояние богатейшего откупщика того времени Д.Е.Бенардаки (грека по национальности) достигало 20 млн руб. Капитал откупщика-старообрядца В.А.Кокорева оценивался перед реформой в 6-7 млн руб. Крупнейший откупщик Е.Г.Гинцбург (выходец из "черты оседлости") "заработал на откупах до 8 млн руб. серебром".

   В значительной мере подтверждают вышеприведенные расчеты имеющиеся данные о суммах обязательных платежей, уплачиваемых за год откупщиками в качестве сбора в казну за право владения питейным откупом на четырехлетие 1859-1863 гг. Так, совокупная сумма обязательных платежей 216 лиц, участвующих в питейных откупах, за год составляет 127.769.488 руб. 32 коп., что в пересчете на каждого в среднем составило ежегодных платежей на сумму 591.525 руб. 40 коп. Понятно, что уплатив такие высокие суммы, откупщики рассчитывали получить в качестве дохода, и большей частью получали, значительно бóльшие суммы. Даже согласно официальным данным, доход самого откупа превышал доходы казны от него в разные годы в 50-х - начале 60-х гг. ХIХ вв. в 1,4-1,7 раза.

   Таким образом, можно с определенностью говорить, что к моменту отмены крепостного права и развития новых экономических отношений в стране сформировалась достаточно заметная по численности группа предпринимателей-откупщиков, ставшая одной из самых мощных по своим финансовым возможностям групп российских предпринимателей. Ее представителям были присущи целый ряд характерных качеств и черт, способствовавших быстрой адаптации к новым экономическим условиям посткрепостнической эпохи, переключению на новые формы и направления предпринимательской деятельности, новые источники обогащения.

   Эта была одна из самых социально разнородных и межнациональных групп российской буржуазии, лишенная многих признаков замкнутости и корпоративности, присущих другим группам. Среди откупщиков были лица разного звания, состояния и происхождения, разной национальности и вероисповедания.

    {101} Важной особенностью откупного предпринимательства было то, что оно чрезвычайно способствовало возникновению и укреплению тесных связей откупщиков с верхами дворянского общества, с сановной правительственной бюрократией. Еще более тесные связи имели винные откупщики с представителями власти на местах, с местной администрацией. Это были самые прочные узы - денежные. Существовала целая система взяток, подкупов, дарений, носившая практически легальный характер.

   Разросшаяся система подкупов делала влияние откупщиков беспрецедентным, и они со знанием дела его использовали. "Чрезмерная монополия откупщиков" содействовала формированию у них целого ряда специфических черт. С одной стороны, способность проводить масштабные хозяйственные, торговые и финансовые операции, умение вовремя мобилизовать крупные денежные средства, сформировать деятельный персонал для обслуживания откупа. При этом откупщики проявляли удивительную энергию и организационный размах, открытость, контактность, умение приобретать нужные связи и использовать их к своей выгоде. С другой стороны, привычка к крупным злоупотреблениям, обману, вседозволенности, паразитирование на казенном финансировании, использование методов обогащения, носивших зачастую полуфеодальный характер. Все эти качества особенно бросаются в глаза на фоне подчиненного положения других групп российских предпринимателей дореформенного времени.

   В 1863 г. система винных откупов была отменена. Но к этому времени бывшие откупщики уже были готовы к переключению своей энергии на новые направления деятельности. Период первоначального накопления для них закончился, и все свои силы и капиталы многие из них направляют на грюндерство, на поиск новых источников обогащения. Для осуществления своих новых предпринимательских проектов группа откупщиков, взращенная, как на дрожжах, на государственной винной монополии, обладала целым рядом преимуществ: наличие крупного "стартового" капитала, давних и широких связей с правительственной администрацией на всех уровнях (от местной до высших ее кругов, вплоть до дворцового окружения), громадный организационный опыт и навыки по части использования самых разнообразных приемов и методов получения прибыли, включая и самые грубейшие из них (подкуп, обман, хищения), доказавшие свою высокую эффективность в отечественных условиях.

   В дальнейшем представители откупного капитала все более расширяли поле своей предпринимательской деятельности, осваивая ее новые формы и направления. Бывшие откупщики деятельно участвовали в самых масштабных проектах экономической перестройки страны - в железнодорожном строительстве, создании банковской системы, учредительстве {102} крупных компаний в новых отраслях промышленности (нефтяной, угольной, машиностроительной, золотодобывающей и др.) как в центре, так и на окраинах Российской империи. Они внесли весомый вклад в развитие экономики пореформенной России.