В.В.Керов
(РУДН)

История российского предпринимательства
Программа курса

   Курс читается в рамках программы магистратуры исторического отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

I. Цели и задачи курса

 

II. Основное содержание курса

   Раздел 1. Предмет исследования

   Темa 1. Определение социальной группы предпринимателей на основе системного подхода к изучению истории общества. Формирование дефиниций «предприниматели» и «предпринимательство» на базе анализа связей социально-классовой подсистемы общества с экономической, политико-правовой и социокультурной подсистемами. Соотношение понятий «предприниматели» и «буржуазия». Неполнота и социально-политический акцент в понятии «буржуазия».

   Периодизация истории предпринимательства в России на основе выделения существенных связей предпринимательства как целостной социальной системы с другими системами российского общества. Понятие о «предпринимательстве», связанном с организацией производства и обмена, основанном на стремлении к прибыли. «Современное предпринимательство», стремящееся к стабилизации и развитию дела на основе реинвестиций и роста предприимчивости. «Дело» как самоцель. Предпринимательство и общество.

 

   Раздел 2. Зарождение предпринимательского слоя отечественного общества в традиционном социуме (X–XVI вв.)

   Тема 2. Ранний период. X–XIV вв. Понятие «купечество», его специфика в эпоху Средневековья.

   Купечество и его источники в X–XIV вв. «Князев торг». Новгородское купечество: Иваново сто.

   Профессиональные объединения купцов, «братчины». Рядовичи. Афанасий Никитин. Социальный статус торговых людей.

   Инонациональные и иноконфессиональные торговцы в Древней Руси. «Петров двор» ганзейских купцов в Новгороде.

   Общественные представления о собственности и «торге». Синтетический характер древнерусской культуры и личная мотивация предпринимательской деятельности. «Героический» период и фактор «удали».

 

   Тема 3. XV — первая половина XVII вв. Взаимоотношения и взаимодействие купечества и государства в период объединения русских земель в XV — начале XVI вв. Иван Грозный и купечество. Феномен Строгановых и освоение Урала и Сибири. Купечество в период Смуты (начало XVI в.).

   Особенности социально-юридического статуса в XVI — первой половине XVII вв. Гости. Гостинная и суконная сотни. Купечество в Земских соборах.

   Экономическое развитие российского купечества в XVI–XVII вв. Веневитиновы. Шорины.

   Культурные связи купечества. Деловая культура Древней Руси. Эволюция представлений о собственности. Утверждение христианской морали, осуждение «сребролюбия», «лихоимания» и стяжательства. Предкризисные социокультурные явления XVI в.: «Домострой», идея «праведного стяжательства» и зарождение новой трудовой этики. Дуализм православного предпринимательского этоса.

 

   Раздел 3. Купечество в переломный цивилизационный период и начало модернизационных процессов (вторая половина XVII – XVIII вв.)

   Тема 4. Вторая половина XVII в. Социальный состав, экономическая деятельность и общественная позиция предпринимателей конца XVII в.: бояре, посадские, крестьяне.

   Интенсификация экономического развития предпринимательства: мануфактуры, «заморская торговля», ярмарки.

   Особенности взаимоотношений с государством. Формирование торгово-промышленного законодательства во второй половине XVII в.

   Деловая культура и цивилизационный кризис второй половины ХVII в. «В Московии торгуют все...»

 

   Тема 5. Этатистский вариант экономической модернизации. Торговцы и промышленники эпохи Петра I. Гильдии и цехи. «Купеческая» политика Екатерины II. Корреляция экономических и социально-политических факторов.

   Дворянство в предпринимательстве. Стимулирующая государственная политика и неадекватный ответ дворянства. Квазипредпринимательство и традиционализм. Аграрное предпринимательство дворян. Вольное экономическое общество и проблема усвоения дворянами элементов хозяйственного рационализма.

 

   Тема 6. Иностранцы в российском предпринимательстве в конце XVII — XVIII вв. Петровские преобразования и иностранцы. Новые группы.

   Участие иностранцев в аграрной колонизации.

 

   Тема 7. Предприниматели и культура в конце XVII — XVIII вв. Деловая культура. Особенности православного менталитета и социокультурные заимствования. Конфликт конфессионально-этических комплексов традиционного русского православия и западноевропейского предпринимательства. «Ломка» старины и частичная деэтизация российского предпринимательства.

   Образование в представлениях купечества: проблема воздействия идей западноевропейского Просвещения и цивилизационное развитие.

   Социальные факторы и корпоративность. зарождение стратовой идеологии.

   Понятие об «общественнй пользе». Зарождение национальной идеи и патриотизм купечества. Посошков и его идейное наследие. «Идеальный купец» в России.

 

   Раздел 4. Предпринимательство — сформировавшаяся целостная социальная система. Торговцы и промышленники в начальный период индустриализации (конец XVIII — первая половина XIX вв.)

   Тема 7. Социально-экономическое развитие в конце XVIII — первой половине XIX вв. Социальные источники. Общественные особенности отраслевых групп.

   Начало промышленного переворота. Создание текстильной индустрии. Противоречия технической политики промышленников. Специфика предпринимательства в области финансов.

   Мелкие предприниматели города. Крестьянское предпринимательство вне аграрного сектора экономики.

   Дворянское предпринимательство. Вотчинная мануфактура.

   Государство в предпринимательстве. Казенные заводы. Русско-американская компания.

 

   Тема 8. Политико-правовые и идеологические аспекты развития предпринимательства. Предприниматели различных сословий и государство. Социальная политика Александра I и Николая I: проблема эволюции.

   Проявление предпринимателями политических и социальных преференций. Купцы и декабристы. «Биржа ропщет».

   Общественная деятельность предпринимателей. Возникновение тенденции к представительным организациям: думы и комитеты.

   Национальная идея в мировоззрении и практике предпринимателей различной социально-сословной принадлежности. Купечество и славянофилы.

 

   Темы 9. Неправославные и инонациональные предпринимательские сообщества. Немцы в российском предпринимательстве. Еврейское предпринимательство. Предпринимательство мусульман. Предприниматели-армяне.

 

   Темы 10. Социокультурное развитие предпринимательства в России. Конфессиональные факторы. Православно-синодальная предпринимательская общность. Купечество и образование. Быт и нравы. Проблема религиозности православного купечества.

   Иудаизм и предпринимательство. Протестантизм и предпринимательство. Ислам и предпринимательство.

 

   Тема 11. Старообрядческое предпринимательство: его роль, факторы консолидации и особенности. Старообрядческая модернизационная альтернатива.

   Зарождение и развитие предпринимательства староверов. Формирование конфессионально-экономической общности.

   Факторы развития. Социально-психологические и конфессионально-этические факторы. Эволюция строя личности. Трудовая этика старообрядцев: духовная концепция «труда благого». Староверческая община и принцип соборности. Духовная концепция «Дела».

   Старообрядчество и государство. Национальная идея староверов.

   Взаимодействие старообрядческой и православно-синодальной деловой культуры.

 

   Раздел 5. Предпринимательство периода социокультурной диффузии (вторая половина XIX в. — 1917 г.).

   Тема 12. Социальные следствия экономического развития. Новая промышленность и новая структура социально-профессиональной группы предпринимателей. Интеллигенция, чиновничество и дворянство как новые источники предпринимательства.

   Тяжелая промышленность, железнодорожное строительство и грюндеры. Текстильная индустрия: региональные аспекты. ЦПР и деятельность Л.Кнопа. Новые финансисты.

   Промышленные династии и банкирские поколения. Морозовы.

   Казенное хозяйство: предпринимательство без предприимчивости.

   Зарождения менеджмента и эволюция профессиональной структуры предпринимательства. Дифференциация различных секторов предпринимательства на основе их роли в организации и управлении предприятиями, типов и размеров «дела». Собственники и управляющие (менеджеры). Феномен А.И.Путилова.

   Регионально-отраслевые особенности методов управления предприятиями. Вопрос о «московской» и «петербургской» группах.

   Женщины в российском предпринимательстве.

 

   Тема 13. Мелкие предприниматели. Дисбаланс крупного и мелкого предпринимательства в сопоставлении с Западной Европой.

   Хозяева городских заведений III–IV разрядов, ремесленники. Крестьянское предпринимательство: торговля и промыслы. Проблема сельскохозяйственного предприятия. Кооперация в предпринимательстве: помощь или посредничество.

   Первая мировая война и рост мелкого предпринимательства.

 

   Темы 14–15. Государство и предприниматели: административно-политические парадоксы и противоречия экономической политики. Национально-конфессиональная дискриминация.

   Предприниматели в социально-политической структуре России начала ХХ в. Общественно-политическая деятельность крупных предпринимателей. Представительные центральные и регионально-отраслевые организации. Съезды представителей промышленности и торговли. Проблема предпринимательской консолидации.

   Роль «торгово-промышленного класса» в создании и деятельности политических партий и организаций. Предприниматели и черносотенцы. Либеральные партии. Предприниматели в Государственном Совете и Государственной Думе. Складывание идеологии крупного российского предпринимательства как целостной системы теоретических взглядов. Вопрос о «политической самостоятельности буржуазии». Перспективы и оценки будущего страны. Концепция роли предпринимателей в общественной жизни. Идеи А.А.Вольского и В.В.Жуковского. Левые и правые: С.Т.Морозов, П.П.Рябушинский, А.И.Гучков и Н.А.Бугров. Вопрос антисемитизма и национализма в предпринимательстве.

   Мелкие предприниматели индустриального и аграрного секторов в политической системе российского общества начала ХХ в. и тезис об ориентации на левый и правый радикализм.

   Предприниматели и «рабочий вопрос». Национальная идея и отношение к иностранному капиталу. Предприниматели и первая мировая война.

 

   Тема 16. Социокультурные аспекты предпринимательства. Образовательные и квалификационные особенности предпринимательских групп. Рационализм и традиция в представлениях различных слоев отечественных предпринимателей.

   Общественно-религиозная деятельность торговцев и промышленников. Рябушинские и Н.А.Бугров.

   Этноконфессиональная структура.

   Проблема социальной стратификации предпринимательства. Предпринимательский менталитет: вопрос о социально дифференцированном подходе. Староверы и интеллигенция в российском предпринимательстве: трансформация предпринимательского менталитета в последней четверти XIX в. и диффузия российской деловой культуры. Традиционализм православного крестьянства: неустойчивое «чувство хозяина».

   Соотношение деловой этики и этоса.

 

   Тема 17. Феномен благотворительности. Меценатство. Зарождение и консолидация. Благотворительность в области социального призрения, науки и образования. Благотворительность и коммунальное хозяйство.

   Проблема соотношения благотворительности и создания социальной промышленной инфраструктуры.

   Конфессионально-этические, социальные, психологические факторы. Христианское милосердие, искупление греха и идея общественного блага. Повышение личного статуса и сословное соперничество. Феномен старообрядческой благотворительности. П.Г.Шелапутин. Т.С. и М.Ф.Морозовы.

   Меценатство и его факторы. Третьяковы. Бахрушины. Ю.С.Нечаев-Мальцов. С.И.Щукин и И.А.Морозов: проблема корреляции социокультурных традиций и поддержки художественного авангарда.

 

   Раздел 6. Итоги развития социальной группы предпринимателей в России к 1917 г.

   Тема 18. Наметившиеся, но не реализованные тенденции дальнейшего развития. Особенности структуры и функциональных связей в сопоставлении с другими социальными и социально-профессиональными слоями российского общества. 1917 год: новая тенденция не стала доминантой. Коммунитарность русского мироощущения: назад в общину.

   Сопоставление с зарубежными национальными общественными системами. Определение интегративных, системообразующих качеств изучаемой социальной системы — «российское предпринимательство».

 

III. Примерные темы докладов и рефератов

 

IV. Литература
Документы, мемуары

Справочные издания, указатели

Юбилейные издания

Монографии, очерки, статьи

Сборники статей и материалов научных конференций

Учебные пособия

Исследования на иностранных языках