1 декабря 1999 г.

П.Грегори
(Хьюстонский университет, США)

Становление административно-командной системы
в экономике СССР в 1930-е годы*

   В докладе Пола Грегори были изложены результаты двух новых исследований, выполненных под его руководством на материалах советских и партийных архивов группой в составе Е.Б.Беловой, В.В.Лазарева, А.И.Тихонова. Первое исследование посвящено формированию денежно-кредитной системы в СССР в 1930-е гг., второе — принципам функционирования системы распределения ресурсов в советской экономике в тот же период.

   Главный вывод об особенностях ранней советской денежно-кредитной системы заключается в том, что несмотря на теоретические установки советского руководства на создание централизованной системы, объединявшей в лице Госбанка-монополиста функции эмиссии, кредита и финансового контроля, реально существовавшая в 1930-е гг. финансовая система отличалась как множеством участников, так и наличием неформальных механизмов регулирования. Кредит, близкий в традиционном понимании к коммерческому, выдавали вместо запрещенных коммерческих банков предприятия и министерства; предприятия активно выпускали в обращение денежные суррогаты и т.д.

   Таким образом, несмотря на провозглашенный безинфляционный рост, увеличение денежной массы шло быстрее реального экономического роста. Направляя все силы на выполнение плана, руководители предприятий предпочитали перекладывать кредитный риск на Госбанк, госбюджет или другие более благополучные в финансовом отношении предприятия.

   Изучение принципов централизованного распределения ресурсов в советской экономике 1930-х гг. было проведено на примере распределения автомобилей (как легковых, так и грузовиков). Исследованию подверглись практически все заявки на автомобили (603) в резервный фонд СНК за 1933 г., а также распределение автомобилей среди потребителей через секретные (в обязательном порядке) квартальные планы за тот же год. Все решения по вопросам распределения принимала комиссия из трех человек: председателя СНК В.М.Молотова и его заместителей в СНК и СТО В.В.Куйбышева и Я.Э.Рудзутака.

   По предварительным результатам исследования, решающим фактором распределения автомобилей были персональные связи высших руководителей. Таким образом, распределение замыкалось в первую очередь на советскую элиту. Санкционируя выдачу автомобилей руководителю крупного ведомства, комиссия не контролировала, доходит ли техника до непосредственного производителя. Научные плановые разработки всегда имели вторичного значение по отношению к «желаниям» членов комиссии. Созданная система была ориентирована на поощрение политических союзников, а в отношении к непосредственному производителю система носила характер лотереи.


* Сообщение по материалам доклада подготовлено С.А.Саломатиной