В.В.Керов

«Живите не для богатства, а для Бога...»
Прохоровские чтения. Научно-практическая конференция,
посвященная 200-летию Прохоровской Трехгорной мануфактуры.
Москва. 9–10 декабря 1999 г.

   В 1999 г. исполнилось 200 лет со дня основания Прохоровской Трехгорной мануфактуры. История этого предприятия, деятельность его владельцев и руководителей не прекращались все это время и свидетельствовали о неразрывной связи нравственности лучших российских хозяев всех периодов и эпох и эффективного хозяйствования.

   9–10 декабря 1999 г. при поддержке АО «Трехгорная мануфактура» была проведена научно-практическая конференция, посвященная юбилею предприятия1.

   Прохоровские чтения открыла Н.А.Балановская, генеральный директор Трехгорки. Кратко рассказав об организационной структуре предприятия, технологическом процессе и кадровом вопросе, Н.А.Балановская особое внимание обратила на социальную политику, в которой нынешнее руководство продолжает традиции Прохоровых, как один из факторов общего успеха предприятия, увеличивающего производство и сбыт даже в современных сложных условиях. Более подробно различные аспекты социальной политики на предприятии осветила В.А.Родионова, председатель Наблюдательного совета Трехгорной мануфактуры.

   Несколько выступлений раскрывали историю династии, родословную Прохоровых (В.П.Богданов — МГУ), их родственные связи (Н.А.Филаткина — Театральный государственный центральный музей им. А.А.Бахрушина), но основная часть докладов была посвящена активной деятельности владельцев Мануфактуры по созданию и развитию на предприятии социальной и культурно-образовательной инфраструктуры. Внучка Н.И.Прохорова Н.М.Линд-Прохорова (ГИМ) и А.С.Василенко рассказали о взаимоотношениях Прохоровых с рабочими и служащими. Именно на прохоровской фабрике возникла первая в России частная школа для рабочих (1816 г.), первый рабочий театр (1820-е гг.). Созданная система социального обеспечения, стремление хозяев воспитать в работниках обычаи трезвости, «благонравия», религиозности и нравственности, само отношение всех поколений Прохоровых к рабочим вызывало ответное чувство. Рабочие не только до революции благодарили Прохоровых на ежегодных молебнах за «отзывчивость к нуждам», но и после 1917 г. сохранили это отношение. В 1918 г. они спасли И.Н.Прохорова от расстрела, неоднократно помогали освободиться после многочисленных арестов, каждый раз добиваясь его возвращения на фабрику в качестве консультанта-содиректора. На похоронах Прохорова в 1927 г. «революционный пролетариат» от больницы до кладбища нес гроб на руках, а на могиле остался лента с надписью «С тобою хороним частицу свою, слезою омоем дорогу твою».

   Все поколения Прохоровых следовали завету основателя династии В.И.Прохорова жить «не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении», любить «всех, а кольми паче друг друга». О высокой нравственности представителей знаменитой промышленной фамилии, в своей хозяйственной, общественной и благотворительной деятельности выполнявших свой социальный и христианский долг, рассказали В.П.Архипова, В.Л.Прохоров (Московский государственный социальный университет). Е.А.Агеева (Музей истории МГУ) осветила конкретный пример поддержки Прохоровыми российской науки: владельцы Трехгорки, вместе с Оловянишниковыми, Рябушинскими, Сапожниковыми и др. участвовали в организации и финансировании широкомасштабной исследовательской экспедиции в Монголию в 1910–1911 гг. Доклад И.О.Мокшиной (Московский государственный текстильный университет) был посвящен истории создания московскими промышленниками, в том числе С.И.Прохоровым московского прядильно-ткацкого училища, которому исполняется уже 100 лет.

   Близким Прохоровым по духу торговцам и промышленникам Малюшиным и Бородиным, также совмещавшим традиции милосердия и благотворительности с предприимчивостью, посвятила свое выступление Т.Г.Бородина (Полянская). Другие подобные примеры рассмотрели А.В.Ларионова, рассказавшая о своих предках московских купцах Старцевых; Н.А.Родионова (полиграф, праправнучка известного московского предпринимателя И.А.Лямина; И.В.Крылова (Детская городская клиническая больница №13 им. Н.Ф.Филатова). М.Ф.Рябушкина (Московский государственный текстильный университет) изложила историю династии Щукиных. А.П.Красильщиков (директор Центрального дома-музея авиации и космонавтики) рассмотрел историю Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями). О.А.Второв (председатель Общества купцов и промышленников России) сделал доклад о выдающемся благотворителе, инициаторе создания Общества содействия успехам опытных наук Х.С.Леденцове. Т.П.Морозова сопоставила социальную и общественную деятельность Прохоровых с широкой благотворительностью своих предков — Т.С.Морозова, М.Ф.Морозовой, их детей и внуков. М.Н.Новиков (Российский университет дружбы народов) доказал, что не только в производственных, но и социальных аспектах промышленного дела текстильная династия Коноваловых не отставала от владельцев Трехгорки.

   Ю.Н.Соловьева рассказала об особенностях участия в массовой благотворительной деятельности средних московских предпринимателей. Владельцы предприятий с числом рабочих от 50 до 200–300 имели незначительные финансовые возможности, но в обязательном порядке являлись членами Купеческого общества и платили налог, который Купеческая управа использовала для содержания приютов, школ, больниц.

   Большой интерес участников вызвало сообщение Б.М. Шпотова (ИВИ РАН), сопоставившего социальную инфраструктуру российских и американских текстильных предприятий прошлого столетия.

   Многие участники конференции ставили вопрос о факторах возникновения, консолидации и распространения этического комплекса Прохоровых и их коллег. Несколько выступлений было посвящено именно этому вопросу. В.В.Керов (РУДН), представляя результаты исследования духовных корней нравственного хозяйствования Прохоровых, выделил три источника их «благочестивого стяжательства». В своей духовности владельцы Трехгорной мануфактуры, отличавшиеся глубокой религиозностью даже в среде московских предпринимателей, смогли совместить различные компоненты, прежде всего, христианские идеалы, старообрядческую хозяйственную этику. Кроме того, не ограничиваясь русской традицией, Прохоровы восприняли некоторые важные элементы западноевропейского рационализма, не только хозяйственного, но и мировоззренческого. Прохоровская концепция «хорошего богатства» ближе европейской, чем староверческой.

   В.П.Богданов (МГУ) описал представления московского купечества о себе по воспоминаниям его представителей. Докладчик сделал вывод, что в основе процесса выдвижения в конце XIX в. предпринимателей из купеческих фамилий на ведущие роли в общественной жизни, благотворительности и меценатстве лежала та же этика русского хозяина и религиозность, что и столетия до этого. В.Е.Шкарина (РУДН) описала этический комплекс московского купечества второй половины XIX в., особое внимание уделив трудовой и профессиональной этике с ее «культом честной конкуренции», традиционной соборности мироощущения московских предпринимателей, религиозности, патриархальности, остававшейся во «внутрифирменных» отношениях. И.Е.Прянишников (Председатель Совета старшин Российского купеческого собрания), рассмотрел конкретные элементы самосознания купечества конца XVIII–XIX вв.: представления о достоинстве, творческое самоощущение, специфическая оценка будущего, отношения ко времени и труду, понимание необходимости рационального управления собственностью, отсутствие сословной предубежденности, религиозность, коммуникативность и т.д. Выступавший подчеркнул роль формировавшейся купеческой этики и культуры в консолидации предпринимательского слоя в конце XIX в.

   В ряде докладов рассматривались различные аспекты истории прохоровского предприятия. Г.Е.Кричевский (президент Российского союза химиков-текстильщиков и колористов) рассказал об особенностях производственного процесса на мануфактуре. Е.Г.Болдина (директор Центрального исторического архива г.Москвы) и Б.И.Годенко (музей «Красная Пресня») в своих выступлениях описали хранящиеся в архивах и музеях комплексы исторических документов, раскрывающих прошлое Трехгорки, но недостаточно изученных исследователями.

   Т.С.Алешина (ГИМ) в докладе о русском городском костюме XIX–ХХ вв. отметила широкое использование тканей Трехгорной мануфактуры в пошиве женского платья, совмещавшего национальные традиции и «модный костюм», для средних и «низших» городских слоев. Сами работницы Прохоровской мануфактуры носили такой вид одежды как «парочки» из прохоровской ткани; в среде фабричных вообще сложился относительно высокий уровень материальной культуры и быта. С.В.Исраелова и Т.Н.Копейкина (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства) рассказали о прохоровских тканях, представленных на выставке Музея.

   Взаимоотношения государства и российских предпринимателей, подвизавшихся в текстильной промышленности, были рассмотрены в докладах А.А.Вдовиной (МГТУ) о государственном участии в создании текстильного производства в России в XVIII в., К.Ф.Павликова (МГТУ) о государственном регулировании этой ведущей отрасли российской промышленности в XVIII — начале ХХ вв., а также С.В.Лысова (РУДН) о механизме воздействия крупных промышленников на государственные учреждения. М.В.Смахтина (РУДН) проанализировала правительственные ограничения предпринимательства старообрядцев в XVIII — первой половине XIX вв.

   Конференция завершилась «круглым столом», в ходе которого участники обсудили проблемы истории российского предпринимательства, сохранившие во многом свою актуальность.

   На заключительном заседании было принято решение о ежегодном проведении Чтений. Избранный участниками Постоянный оргкомитет во главе с Генеральным директором АО «Трехгорная мануфактура» Н.А.Балановской наметил следующие чтения, посвященные 110-летию со дня рождения И.Н.Прохорова, на ноябрь–декабрь 2000 г.

   Контактный телефон Оргкомитета 146-4637, e-mail: ker@adicom.ru.


1 Бóльшая часть докладов опубликована в издании: Прохоровские чтения. Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию Прохоровской мануфактуры. Москва. 9-10 декабря 1999 г. М.: ЭКОН, АО «Трехгорная мануфактура», 1999. 184 с.