10 марта 1999 г.
С.А.Афонцев
(Институт мировой экономики и международных отношений РАН)
Экономико-политические механизмы
тарифного регулирования импорта в России
Кто осуществляет определение экономической политики — «безумцы, слышащие голоса с небес» (как предположил когда-то лорд Кейнс), благонамеренные «отцы отечества» или же субъекты, рационально преследующие в политике свои собственные интересы? Что происходит в политической сфере — обмен мнениями об оптимальном курсе экономической политики или обмен экономическими привилегиями и мероприятиями политической поддержки? Какая сила действует на политических рынках — «невидимая рука», обеспечивающая принятие эффективных государственных решений, или, по образному выражению сторонников новой теории государственного регулирования, «невидимая нога», препятствующая максимизации благосостояния членов общества?
С этими вопросами на определенной стадии своих научных изысканий неизбежно сталкивается любой исследователь процессов государственного экономического регулирования. Но, пожалуй, наибольшую актуальность они имеют для тех, кто занимается изучением проблематики регулирования внешнеторговых потоков. Тезис о преимуществах режима свободной торговли не подвергается сомнению в рамках основного направления экономической теории уже более полутора столетий, однако в реальной практике мы не встретим ни одной страны, которая не использовала бы тех или иных инструментов ограничения импорта и стимулирования экспорта. Какими принципами руководствуются при этом субъекты принятия политических решений? Что лежит в основе их дифференцированного отношения к поддержке различных отраслей?
Цель данного исследования заключается в определении основных детерминант отраслевой структуры адвалорных (в % от таможенной стоимости) ставок импортных таможенных пошлин в современной России. На протяжении последних трех десятилетий подобные исследования неоднократно проводились на материалах статистики как экономически развитых, так и развивающийся стран. В то же время применительно к России такого рода работы до настоящего времени отсутствовали. Принципиальная новизна предлагаемого исследования связана прежде всего с тем, что оно предусматривает погодовoе отслеживание действия экономико-политических факторов. Это позволяет создать представление не только о сложившихся механизмах установления структуры импортных барьеров, но и об их эволюции на протяжении периода 1992–1997 гг., когда ставки ввозных таможенных пошлин в России подвергались частым пересмотрам.
Современный экономико-политический анализ проблем регулирования импортных потоков опирается на инструментарий моделирования процессов определения государственной политики в терминах взаимодействия трех категорий субъектов политического рынка — избирателей, групп давления и субъектов принятия политических решений. В качестве возможных объяснений тарифной структуры в России мы рассматриваем четыре гипотезы, основанные на данном подходе.
Гипотеза групп давления отводит ключевую роль спросу на мероприятия по ограничению импорта со стороны производителей импортозамещающей продукции. Предполагается, что интенсивность их лоббирования в пользу установления повышенного уровня импортных барьеров зависит, с одной стороны, от состояния рынка соответствующей продукции (т.е. от динамики выпуска, уровня конкуренции со стороны импорта, и т.д.) и, с другой стороны, от способности преодолеть «проблему безбилетника» и сформировать эффективную группу давления.
Гипотеза поддержки стагнирующих отраслей, отражающая заинтересованность правительства в смягчении структурных и социальных последствий резкой интенсификации конкуренции со стороны импорта, которая может вызвать серьезное ухудшение конъюнктуры в импортозамещающих отраслях. Применительно к российским условиям данная гипотеза связана с минимизацией издержек, возлагаемых на производителей вследствие либерализации внешней торговли.
Гипотеза либерализации опирается на предположение о том, что государственные органы склонны предоставлять защиту лишь тем отраслям, которые функционируют в конкурентных рыночных условиях, поскольку лишь в этих условиях возможно корректное сопоставление сравнительных издержек национальных и зарубежных производителей и определение реальной необходимости в осуществлении протекционистских мероприятий. Кроме того, делаются дополнительные предположения относительно специфики взаимодействия с международными организациями и роли фискальных соображений.
Гипотеза ответных мер увязывает ожидаемую высоту импортных барьеров с возможностью ответной реакции иностранных государств, чьи субъекты являются производителями импортируемой продукции и/или осуществляют прямые инвестиции на территории России. Ключевым здесь является аспект внешних санкций за проведение мероприятий, наносящих вред резидентам иностранных государств.
В качестве зависимых переменных, отражающих уровень защиты национальных товаропроизводителей от конкуренции со стороны импорта, в настоящем исследовании рассматриваются ставки адвалорных импортных пошлин и адвалорные составляющие комбинированных таможенных пошлин. Независимые переменные исследования подразделяются на переменные товарного рынка, характеризующие состояние рынков конкретных видов продукции, и отраслевые переменные, обеспечивающие учет факторов, которые характеризуют общие условия хозяйствования близких производств.
Для оценки сравнительного аналитического потенциала указанных выше гипотез было выполнено четыре серии тестов: 1) тестирование базовых моделей (включающих в себя все независимые переменные исследования); 2) тестирование моделей для индивидуальных гипотез, в которые включались лишь релевантные для соответствующих гипотез переменные; 3) построение «идеальных» регрессионных моделей, обеспечивающих наилучшую аппроксимацию связей между зависимыми и независимыми переменными; 4) построение «идеальной» регрессионной модели для всего исследуемого периода с использованием методов анализа панельных данных.
Результаты исследования свидетельствуют в пользу существования сравнительно стабильного экономико-политического механизма, основные черты которого могут быть описаны синтетической гипотезой поддержки стагнирующих отраслей и максимизации тарифных поступлений. В соответствии с данной гипотезой, проводимая правительством политика тарифного регулирования импорта способствует ослаблению импортной конкуренции на рынках продукции стагнирующих отраслей и получению дополнительных бюджетных доходов. Важно отметить, что доля вариации тарифных ставок, объясняемая нашими моделями, в большинстве случаев оказывается гораздо выше, чем в аналогичных исследованиях применительно к зарубежным странам. Данный факт может рассматриваться как свидетельство того, что в современной России экономико-политические факторы играют значительно более важную роль. В действительности именно этого и следовало ожидать ввиду отсутствия в России «исторического уровня тарифной защиты», который оказывает существенное влияние на уровень тарифных ставок в странах со стабильной рыночной экономикой.
Нам не удалось обнаружить ожидаемого воздействия на уровень тарифных ставок со стороны переменных, которые традиционно используются для учета зависимостей, характерных для гипотезы групп давления. Этот результат, вероятно, является следствием переходной природы российской экономики, где существуют обширные возможности изыскания политической ренты на уровне индивидуальных хозяйствующих субъектов (лоббирование в пользу субсидирования, списания задолженности по налоговым платежам и т.д.), которые не требуют кооперации между компаниями. В этом смысле политика тарифного регулирования в России не была сопряжена с привнесением в экономическую систему широкомасштабных диспропорций, связанных с деятельностью по изысканию политической ренты.
В целом существуют две причины ожидать, что экономико-политический механизм, который описывается гипотезой поддержки стагнирующих отраслей и максимизации тарифных поступлений, способен генерировать импульсы к либерализации режима импортного регулирования в случае успешного последующего хода экономической трансформации. С одной стороны, реструктуризация на микроэкономическом уровне и уход наименее эффективных производителей с рынков продукции стагнирующих отраслей приведет к уменьшению как числа убыточных предприятий, так и числа работников, занятых в соответствующих отраслях. В этом отношении дальнейшее сокращение масштаба операций в стагнирующих отраслях может вести не к повышению, а к снижению уровня импортных барьеров. С другой стороны, макроэкономические преобразования и разумная бюджетная политика, призванные ослабить остроту проблемы бюджетных доходов, позволят снизить актуальность мотива максимизации тарифных поступлений.
Таким образом, возможность широкомасштабной либерализации внешнеторгового режима оказывается связана в первую очередь с эндогенной адаптацией экономико-политической системы к результатам преобразований в микро- и макроэкономической сфере, а не с экзогенными для экономико-политической системы попытками «автономно действующих» субъектов принятия политических решений реализовать свои представления об оптимальном курсе экономической политики.