22 октября 1998 г.
Верле П.
Современная французская экономическая история: новейшие тенденции в изучении истории торговли
В настоящее время во Франции при изучении торговли в центре внимания исследователя находится история конкретного рынка товара, который понимается как система, имеющая внутреннюю организацию и особенности функционирования. Именно эта система должна быть рассмотрена вплоть до мельчайших подробностей.
Развитие рынка — это прежде всего история товаров, обращающихся на нем, потому что от специфики продукта зависят возможности его сбыта как в региональном аспекте, так и с точки зрения группы потребителей. Например, в XIX веке и Франция, и Великобритания производили хлопчатобумажные ткани и шерстяное полотно неодинакового качества, поэтому рынки этих товаров не пересекались, то есть их продажа осуществлялась внутри разных торговых сетей с использованием разных информационных каналов, которые являются стержнем любого отдельного взятого рынка, и без них он не существует. Так, в XIX веке Франция потеряла для своих товаров латиноамериканский рынок. Частично это было связано с конкуренцией со стороны США, но главная причина этого явления кроется в исчезновении личных предпринимательских сетей, поддерживающих эти рынки, потому что циркуляция информации, жизненно важная для поддержания торговли, происходит только через личные контакты.
Таким образом рынок понимается как система личных взаимоотношений предпринимателей, которую нужно реконструировать по всем доступным источникам: от архивов до периодической печати. Особенно важно учитывать личный аспект при изучении финансовых рынков. Эта тема обсуждалась еще на XI Международном конгрессе по экономической истории в Милане в 1994 году. В связи с этим стоит упомянуть, что одна из тем, над которой сейчас работает французский исследователь связана с изучением финансового рынка в Париже в XIX веке, которая тоже рассматривается им через призму личного взаимодействия маклеров, брокеров, банкиров. Большой интерес для работы с этой проблематикой представляет архив Парижской биржи, в котором сосредоточены досье на главных субъектов финансового Парижа XIX века.
В итоге, история торговли во Франции изучается, главным образом, в следующих аспектах: история продукта, история предпринимательских сетей, институциональная организация рынка. Заявленные подходы органично ложатся в русло направления История предпринимательства (business history). Именно в этой области во Франции сейчас работает подавляющее большинство специалистов по экономической истории, и влияние американской клиометрики здесь минимально по сравнению с другими европейскими странами. Особую популярность сегодня во Франции имеют исследовательские темы, связанные с изучением истории отдельных предприятий.