Д.М.Володихин
(Исторический факультет Московского государственного университета)

 

Запись елецкого посадского человека А.С.Росихина в Евангелии московской печати 1689 года

   В собрании Елецкого краеведческого музея хранится несколько старопечатных книг XVII в., имеющих вкладные записи. Сам факт наличия вкладных, владельческих, купчих и т.д. записей на листах московских печатных книг XVI—XVII вв. не содержит ничего необычного: к настоящему времени известны тысячи таких записей (причем изрядный процент приходится на записи, сделанные представителями городского торгово-ремесленного населения Московского государства), колоссальное их количество опубликовано. Мое внимание привлекла одна из вкладных записей, примечательная своим содержанием. Запись сделана на листах Евангелия московской печати 1689 г. и представляет собой слепок с бытовой, приземленной религиозности посадского человека. Фактически, этот вклад свидетельствует об определенном отношении к Богу, а именно отношении, которое можно кратко охарактеризовать фразой «do ut des». На протяжении последнего десятилетия усилился интерес к проблемам сословного менталитета, и в частности к изучению характерных черт психологического портрета русского купечества XVII в. Надеюсь, эта небольшая публикация заинтересует специалистов, работающих в названной области.

   

   ЕКМ-2360, Кн. 570. Л. 13 об. (гравюра) – 72. Скоропись XVII в.

   “1693 201-го (!) июля в 30 день по приказу ельчанки вдовы Ивановской жены Соленикова Богдановская она ж Дарьи Милентьевой дочери во инокинях Домны внук ее родной посацкой человек Алескей Семионов сын Расихин дал на Ельце в церковь Божию архистратига Божия Михаила внутре граде (!) для поминовения души ее светое Евангелие под красным бархатом в окладе. А оклад на том Евангелии сребреной позлащен, чеканной в средине Спасителев образ с митрою. На той же средине по правою сторону образ пресвятые Богородицы, а по левою сторону Иоанн Предтеча, а по углам евангелисты чеканные ж позлащеныя. Весу в том окладе сто тритцать девять залатников с полузалатником. А у тово ж святово Евангелия застешки сребреныя позлашены (!), весу в них четырнатцать залатников. А у исподней д[о]цки наугольники сребреныя весом шеснатцать залатников. При архангильском священнике Кириле Дмитриеве сыне. И ему, священнику Кирилу то святое Евангелие не продать, и не заложить и ис церкви Божии никому не отдавать. А подписал сие святое Евангелие по велению внука ее Алексиа Семеонова сына Росихина дячок Петрушка Артемев”.