И.В.Поткина
(Институт российской истории РАН)

 

Предпринимательская стратегия товарищества Никольской мануфактуры, 1873-1917 гг.

   В течение длительного времени экономическая история дореволюционной России изучалась главным образом на макроуровне. Однако для понимания глобальных процессов необходимо также знать как развивались отдельные народнохозяйственные единицы в течение длительного времени. Поднятая проблема “предпринимательской стратегии” позволяет показать историю Никольской мануфактуры с этой точки зрения. Эта многосложная проблема, на наш взгляд, включает в себя целый ряд взаимосвязанных вопросов: 1) управление, 2) финансовая организация и структура капитала, 3) этапы технической модернизации, 4) организация сбыта, 5) структура рабочей силы и заработки, 6) социальная политика.

   Сохранившиеся в архивах документы, практически еще не использованные исследователями, предоставляют уникальную возможность изучить предпринимательскую стратегию Никольской мануфактуры на протяжении сорока лет. В ЦИАМ отложились ежегодные финансовые отчеты за все годы существования товарищества, имеются протоколы общих собраний пайщиков и заседаний правления, которые несмотря на свою лаконичность, тем не менее дают очень много новых данных. Так называемые “памятные книги распоряжений по фабрикам” за ряд лет, отрывочная деловая переписка, отчеты по ярмаркам и другая делопроизводственная документация в значительной степени дополняют, уточняют и расширяют информационные возможности перечисленных выше документов.

   В результате проведенного исследования были сделаны следующие наблюдения:

   1. Управление в своей эволюции прошло через три этапа. В 1873-1889 гг. — действовал принцип единоличного руководства, в 1889-1905 гг. — принцип коллегиального управления, а в 1905-1917 гг. он получил дальнейшее развитие.

   2. Первоначально основной капитал делился на три части: паевой, резервный и капитал благотворительных сумм. В 1890 г. был образован капитал на развитие и улучшение предприятия, в 1902 г. — страховой. Никольская мануфактура в XX в. дважды увеличивала капитал без привлечения дополнительных средств пайщиков.

   3. Во второй половине XIX — начале XX в. Никольская мануфактура несколько раз проводила расширение предприятия и техническую модернизацию: 1880-1883, 1886-1899, 1899-1905, 1910-е гг.

   4. Морозовы самостоятельно продавали свою продукцию в кредит оптовым покупателям, прибегая к гибкой системе мелких, средних и крупных сделок.

   5. Структура рабочей силы прошла следующую эволюцию: от надомников и сезонных рабочих, как главной рабочей силы в XIX в., до постоянного фабричного труда на механизированных фабриках, начиная с середины 80-х гг. На Никольской мануфактуре заработки превышали уровень средних по отрасли.

   6. Социальная политика, проводимая Морозовыми, включала в себя следующее: обеспечение бесплатным жильем, организация бесплатного начального образования и медицинского обслуживания, социальное обеспечение в виде выплат широкого спектра пособий и пенсий, страхование, предоставление богаделен для престарелых и детских яслей для грудных младенцев, а также организация досуга.