И.М.Гарскова, М.А.Давыдов

 

Внутренний рынок России конца XIX — начала XX вв. Отраслевые и региональные аспекты рыночных связей

   Проект посвящен анализу комплекса проблем, связанных с историей внутренней торговли, обмена и рыночных связей, которые относятся к числу малоизученных разделов экономической истории пореформенной России. Торгово-экономические связи — один из важнейших компонентов самого понятия “национальный рынок”. Распределение произведенной в стране сельскохозяйственной и промышленной продукции между отдельными регионами Империи осуществлялось посредством функционирования системы таких связей. Понятно, что изучение экономической истории России невозможно без анализа столь важных составляющих ее развития.

   Исследование истории рынка до сих пор велось преимущественно через анализ цен. Эффективность такого подхода доказана в известных работах И.Д.Ковальченко и Л.В.Милова, Б.Н.Миронова. Однако не менее важные аспекты функционирования всероссийского рынка, как, например, региональное разделение труда и конкретные формы его реализации в виде рыночных связей на всероссийском и отраслевых рынках известны лишь приблизительно. При этом бесспорно, что торгово-экономические связи являются одним из важнейших компонентов самого понятия “национальный рынок”. Историки знают, сколько той или иной продукции было произведено в том или ином году, но, как она распределялась между отдельными регионами и населенными пунктами Российской Империи, остается неясным. Анализ структуры и динамики распределения произведенной продукции возможен на основании изучения транспортных перевозок по железным дорогам и водным путям.

   Существуют источники, позволяющие решить поставленные проблемы. В первую очередь это “Сводная статистика транспортных перевозок по русским железным дорогам”, издававшаяся Департаментом железнодорожных дел Министерства финансов. Своим появлением этот уникальный источник обязан проведенной С.Ю.Витте реформе железнодорожных тарифов. “Сводная статистика...” содержит данные о межстанционных перевозках всех сколь-нибудь важных народнохозяйственных грузов в соответствии с принятой тогда тарифной номенклатурой, что позволяет установить реальную картину товарного движения на русских железных дорогах, начиная с 1890-х гг. и до первой мировой войны. Этот источник дает возможность ставить и решать проблемы, которые принципиально не решаются ни на каких других материалах.

   Настоящий проект одной из своих основных задач имеет введение в научный оборот массовых данных “Сводной статистики...”. Предполагается создание баз данных, отражающих многообразие информативных возможностей указанных источников и их обработка с помощью комплекса статистических методов, предназначенных для анализа структурных и динамических параметров, а также методов многомерной классификации.

   Анализ базы данных, основанной на информации этого и некоторых других источников, с использованием комплекса количественных методов позволит установить реальную картину товарного движения на русских железных дорогах, и тем самым проследить изменения географической структуры отраслевых рынков (с точки зрения как производства и распределения готовой продукции, так и потребления ее отдельными пунктами, губерниями, районами), понять специфику формирования региональных рынков и т.д.