С.А.Афонцев
(Институт мировой экономики и международных отношений РАН)

 

Экономико-политические механизмы импортного регулирования: теория и методы эмпирических исследований

   Использование экономических моделей, описывающих процесс определения экономической политики в терминах рыночного взаимодействия экономических субъектов и субъектов принятия политических решений, является одним из наиболее перспективных направлений историко-экономических исследований проблематики государственного регулирования импортных потоков. Данные модели, активно используемые зарубежными исследователями, могут представлять значительный интерес с точки зрения рассмотрения проблем государственного регулирования экономики в российских условиях.

   На заседании Центра экономической истории были представлены промежуточные результаты исследования, цель которого заключается в определении основных детерминант отраслевой структуры импортных барьеров в современной России путем эконометрического анализа взаимосвязей между высотой адвалорных тарифных ставок по отдельным товарным категориям и переменными, используемыми рамках теории эндогенного установления импортных барьеров (endogenous protection theory) для объяснения межотраслевых различий в уровнях защиты от иностранной конкуренции. Рассматриваемая теория акцентирует внимание на факторах, детерминирующих спрос на протекционистские мероприятия со стороны групп давления и избирателей, с одной стороны, и предложение этих мероприятий правительством, с другой. Эти факторы характеризуют (1) экономическую целесообразность лоббирования для производителей, которая зависит от сравнительной прибыльности инвестиций в хозяйственную и в лоббистскую деятельность; (2) лоббистские возможности группы, зависящие прежде всего от возможности преодоления в ней “проблемы безбилетника” и мобилизации необходимых ресурсов; (3) чувствительность избирателей к мерам государственной внешнеторговой политики, оказывающим влияние на их благосостояние; (4) автономные мотивы деятельности государственных органов, не связанные с максимизацией поддержки со стороны групп давления и избирателей.

   На основе аналитических подходов, характерных для данной теории, были сформулированы 4 гипотезы, представляющие наибольший интерес применительно к российским условиям:

   гипотеза групп давления, в рамках которой ключевая роль отводится спросу на мероприятия по ограничению импорта со стороны производителей импортозамещающей продукции;

   гипотеза поддержки стагнирующих отраслей, отражающая заинтересованность правительства в смягчении структурных и социальных последствий либерализации внешнеторговых связей, вызвавшей ухудшение конъюнктуры в импортозамещающих отраслях;

   гипотеза либерализации, предполагающая, что государственные органы склонны предоставлять защиту лишь тем отраслям, которые функционируют в конкурентных рыночных условиях, поскольку лишь в этих условиях возможно корректное сопоставление сравнительных издержек национальных и зарубежных производителей и определение реальной необходимости в осуществлении протекционистских мероприятий;

   гипотеза ответных мер, увязывающая ожидаемую высоту импортных барьеров с возможностью ответной реакции иностранных государств, чьи субъекты являются производителями импортируемой продукции и/или осуществляют прямые инвестиции на территории России.

   Для тестирования указанных гипотез использован инструментарий регрессионного анализа. В роли зависимой переменной выступали ставки адвалорных импортных пошлин и адвалорные составляющие комбинированных таможенных пошлин. Независимые переменные были подразделены на две группы: (1) переменные товарного рынка, характеризующие состояние рынков конкретных видов продукции, по которым установлены импортные тарифы, и (2) отраслевые переменные, обеспечивающие учет факторов, которые, ввиду дифференциации производимых предприятиями продуктов, не могут быть отслежены на уровне рынков отдельных товаров, но характеризуют общие условия хозяйствования близких производств.

   Результаты тестирования гипотез на материалах статистики 1996 г. показывают, что наиболее адекватное объяснение структуры ставок импортных тарифов может быть получено на основе гипотезы групп давления (для базовой модели, включающей в себя 32 товарные категории, R2=0,79; F=7,9; значимость F-критерия — 99%). При этом установлено, что высокий уровень тарифных ставок ассоциируется не с усиленным, а с замедленным ростом импорта по сравнению с предшествующим годом. Данный факт может быть интерпретирован в том смысле, что товаропроизводители, эффективнее других противостоящие проникновению импорта на национальный рынок, могут обладать наибольшим объемом ресурсов для лоббирования (а следовательно, и наибольшим политическим весом), что обеспечивает им успех в борьбе за установление повышенных тарифных ставок. В пользу такого предположения свидетельствует и тот факт, что более высокий уровень инвестиций также оказывается ассоциирован с более высоким уровнем тарифных ставок. При этом переменная доли рынка, обслуживаемой импортом, положительно связана с высотой тарифной ставки. С точки зрения предложенной интерпретации гипотезы групп давления это может означать, что стремление групп к установлению повышенных тарифных ставок прямо пропорционально уровню проникновения импорта на национальный рынок, однако способность добиваться успеха в лоббировании оказывается пропорционально “экономической мощи” входящих в группу производителей, о которой можно судить по их способности бороться за национальный рынок.

   Справедливость гипотезы поддержки стагнирующих отраслей представляется менее вероятной, поскольку данная гипотеза не позволяет объяснить обнаруженное негативное влияние переменных роста импорта и роста инвестиций на высоту импортных ставок. Гипотеза либерализации и гипотеза ответных мер отвергнуты применительно к 1996 г.: в рамках гипотезы либерализации не удалось проследить ожидаемого влияния переменных товарного рынка на уровень тарифных ставок, а гипотеза ответных мер дает неудовлетворительное объяснение их структуры.