В.Н. Косторниченко Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 11. М., 2005. С. 142-147 (Постраничные примечания).
В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.
{142}
Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны
Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей. К этому времени из-за угрозы захвата региона был демонтирован нефтепровод «Баку — Батуми», а вывоз нефтепродуктов по Волге в период Сталинградской битвы оказался блокированным1. В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Добыча нефти в Бакинском районе (1941–1945 гг.), млн т
Годы 1941 1942 1943 1944 1945 Добыча нефти 23,5 15,7 12,7 11,8 11,5 Источник. Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958. С. 286.
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий вместе со всем оборудованием и личным составом (приблизительно 10 тыс. специалистов) были перебазированы в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии. Этот вынужденный перевод нефтяной промышленности на восток привел к значительному сокращению нефтедобычи в стране, так и не позволив восстановиться отрасли вплоть до окончания войны.
Падение нефтяного производства в условиях быстро прогрессирующего спроса на нефтепродукты привело к «нефтяному голоду», что не могло не сказываться отрицательно на ситуации на фронте и в тылу. Значительно улучшить ситуацию с топливом, преодолеть нефтяной дефицит смогли американские поставки в рамках программы ленд-лиза.
{143}
* * *
Программа ленд-лиза представляла собой систему, по которой Соединенные Штаты Америки помогали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасами, техникой, продовольствием и стратегическим сырьем, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чью оборона признавалась жизненно важной для США. В ходе реализации программы предполагалось, что:
- поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
- переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны разрушенные и не утраченные техника и оборудование могли быть возвращены в США.
Уже на следующий день после нападения Германии на СССР Ф. Рузвельт заявил о готовности американского правительства помочь советскому народу военной техникой и сырьем. С этой целью президент Соединенных Штатов создал специальную группу по снабжению Советского Союза. В тот период Ф. Рузвельт вел открытую полемику с теми американскими и английскими политиками и военными, кто призывал воздерживаться от поставок в СССР. По мнению его оппонентов, Советский Союз не был в состоянии противостоять Германии продолжительное время, что привело бы к тому, что все поставляемое оружие и сырье попало бы в руки Гитлера2. Ф. Рузвельт взял на себя ответственность за проведение активной политики поддержки Советского Союза, выступив в конгрессе с инициативой присоединения СССР к программе ленд-лиза. В критические для Советского Союза дни президент перенес на СССР действие закона о ленд-лизе под видом помощи Великобритании, не дожидаясь формального одобрения со стороны законодательных органов США.
Весьма показательно, что в общей массе первых американских поставок преобладали нефтепродукты: из всего количества грузов (186 144 тыс. т), отправленных в СССР c 22 июня 1941 г. по 30 сентября 1941 г. они составляли 78,4% (145 996 тыс. т)3.
1 октября 1941 г. представители Великобритании, СССР и США подписали Первый (Московский) протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 г. Из него явствует, что нефтепродукты играли в постав-{144}ках в СССР одну из ключевых ролей. В первой беседе с личным представителем президента Э. Гопкинсом, отвечающем за ленд-лиз в СССР, руководитель советского государства И. Сталин особо отмечал необходимость первоочередных поставок высокооктанового авиационного бензина, в котором остро нуждалась отечественная военная авиация4. Так, накануне войны, в 1941 г. потребность Советского государства в авиационном топливе Б-78 была удовлетворена всего лишь на 4%5.
Спрос на авиабензин еще более увеличился в последующие военные годы. Среди прочего, это было следствием поставки по ленд-лизу английских и американских самолетов, общее число которых за военный период составило примерно 15% от всего объема советского производства. На зарубежной авиатехнике летали многие советские асы — так, например, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин сбил на американском самолете «Аэрокобра» 48 из 59 самолетов.
В годы войны в условиях общего падения нефтедобычи, колоссальной нехватки нефтеперерабатывающих мощностей производство авиабензина в необходимых количествах оказалось под вопросом. Тем не менее, во многом благодаря помощи союзников, советскому государству удалось решить эту проблему. По ленд-лизу в СССР было поставлено 1 млн 320 тыс. т авиабензина, из них 1 млн 163 тыс. т (88,1%) имели октановое число выше 996. Кроме того, в рамках этой программы была осуществлена поставка светлых бензиновых фракций объемом в 834 тыс. т, используемых в производстве авиационного топлива7. К этому необходимо добавить 573 тыс. т авиабензина, поставленных помимо ленд-лиза с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады8. В сумме это составляет примерно 2 млн 727 тыс. коротких тонн или 2 млн 479 тыс. метрических тонн авиатоплива.
Следует учитывать, что ввезенное в СССР авиатопливо использовалось:
- в снабжении английских и американских самолетов, поставленных по ленд-лизу, что составляло порядка 8–10 % от общего спроса на этот вид нефте-продуктов;
- для расширения производства и улучшения качества советских авиабензинов. Советские самолеты летали на бензине с гораздо меньшим октано-{145}вым числом, поэтому путем смешивания отечественных и импортных бензиновых фракций удавалось увеличить октановое число советского авиатоплива и существенно, на порядок, расширить объем его производства.
В начале войны на отечественных нефтеперегонных заводах была разработана рецептура компаундирования с импортными высокооктановыми компонентами (стооктановым бензином, изооктаном, алкилбензолом и др.). Вовлечение легких высооктановых компонентов в авиационные отечественные бензины позволило утяжелить фракционный состав базового бензина и тем самым увеличить его выработку и отбор сырья. За разработку и осуществление схемы компаундирования авиационных бензинов группе бакинских ученых и специалистов в составе В.С. Гутыря, М.А. Горелика, Л.Б. Самойлова и др. была присуждена Государственная премия.
Таким образом, ввезенные из-за рубежа авиабензины и высокооктановые компоненты были в значительной степени включены в советское производство авиационных бензинов, составившее за годы войны 4 млн 900 тыс. т9. Отсюда видно, что поставки авиабензина по ленд-лизу приближались по объемам к совокупному отечественному производству авиационного топлива10.
Поставки автобензина по ленд-лизу играли более скромную роль. Всего по ленд-лизу в СССР было ввезено 267 088 тыс. коротких, или 242,2 метрических т11, что составило 2,8% от общего советского производства за годы войны. Однако и эти поставки были весьма ценны для Красной Армии, получившей по ленд-лизу большое количество автомобильной техники. Американские автомобили составили 70% парка Красной армии, определив ее такое важное военное качество как мобильность. Ведущий советский военачальник маршал Г. Жуков заявлял: «Без американских “студебеккеров” нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт»12. Американские джипы, поставленные вместо запрошенных советским руководством мотоциклов с коляской, также пользовались в Красной Армии большим спросом. Рациональному использованию полученной из-за рубежа техники препятствовала хроническая нехватка нефтепродуктов.
Дефицит в поставках авто- и авиатоплива стал особенно ощущаться к заключительному периоду войны, когда Красной армии приходилось вести {146} операции вдали от своих границ в Восточной и Центральной Европе. Так, по сравнению с 1942 г. потребление авиационного горючего возросло в 1943 г. на 17%, а в 1944 г. на 51%; спрос на автомобильный бензин увеличился соответственно на 2% и 52%13.
О резко возросших потребностях в нефтепродуктах, среди которых около 85% стабильно составляли авто- и авиабензины, говорит погодовая динамика объемов ленд-лизовских поставок. Представленная ниже таблица свидетельствует, что доля нефтяных заказов и поставок относительно других стратегических товаров постоянно увеличивалась.
Таблица 2. Тоннаж важнейших ленд-лизовских товаров и материалов
Второй протокол июль 1942 — июнь 1943 гг. Третий протокол июль 1943 — июнь 1944 гг. Четвертый протокол июль 1944 — 1945 гг. % Ранжирование % Ранжирование % Ранжирование С/х продукты 33 1 31 1 21 1 Нефтепродукты 7 4 11 4 20 2 Металлы 25 2 18 2 20 3 Машины 15 3 13 3 12 4 Рассчитано по: Report on War. P. 24–28.
Для удовлетворения возросшего спроса на авиа- и автотопливо была разработана специальная ленд-лизовская программа, призванная способствовать производству бензинов в Советском Союзе. Уже в Первом (Московском) протоколе содержалось указание на необходимость поставок нефтеперерабатывающего оборудования по ленд-лизу. Однако, понадобилось около года, чтобы отправить в СССР шесть нефтеперегонных комплектов оборудования, которые впоследствии стали основой крупных нефтеперерабатывающих заводов в Куйбышеве, Орске, Гурьеве и Красноводске. Помимо этих комплексов Соединенные Штаты передали Советскому Союзу значительное количество дополнительного оборудования и материалов для переработки.
Эти поставки приобрели особую значимость для экономики страны в связи с тем, что с начала войны предприятия нефтяного машиностроения переключились на производство оружия и боеприпасов. Кроме того, оборудование, переданное по ленд-лизу, оказало большое влияние на уровень технического развития отечественной нефтеперабатывающей промышленности. Установка и эксплуатация передового американского нефтеперерабатывающего оборудования позволили наладить промышленное производство высокооктановых бензинов, освоить новые технологии переработки.
{147}
После окончания войны в СССР продолжали прибывать нефтяные грузы из США. С 13 мая по 2 сентября 1945 г. по программе ленд-лиза поступило 454 906 тыс. т высококачественных американских нефтепродуктов14. Большое значение для разрушенного хозяйства страны имело подписанное 15 октября 1945 г. соглашение на поставку в СССР трубопроводного оборудования (Pipeline agreement), продолжающее протоколы ленд-лиза. Этот договор, предусматривавший импорт на сумму 222 млн долларов, оказал существенное влияние на развитие отечественной нефтепроводной промышленности. Он предусматривал снабжение отрасли новейшим производственным оборудованием, в том числе станками всех типов, гидравлическими прессами, электрогенераторными станциями, моторами и т.п.15 Реализация этого соглашения сыграла большую роль в развитии газовой промышленности СССР, оказав непосредственное содействие строительству газопровода «Саратов — Москва», спроектированного еще в 1942 г.
Ленд-лиз не был благотворительностью — это был пример хорошо продуманного взаимовыгодного сотрудничества. Уже к концу войны СССР вернул США 1 млн 70 тыс. т нефтепродуктов, оплатив основную часть полученных материалов16. Кроме того, СССР принимал в своих портах флот союзников, обслуживал его, ремонтировал, обеспечивал топливом и т.п.
По мнению Э. Гопкинса, «американцы никогда не считали, что помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии»17. Со своей стороны руководитель советского государства И. Сталин отмечал, что ленд-лиз внес «чрезвычайный вклад в победу». Сталин обращал внимание на то, что «в предшествующих войнах некоторые государства оказывали денежную помощь своим союзникам, но она только оскорбляла тех, кто получал субсидии, и создавала финансовые трудности. Ленд-лиз не породил подобного зла»18.
Американские нефтяные поставки, будучи частью общей программы ленд-лиза, оказали существенное влияние на снабжение советской авиации топливом в годы войны, на модернизацию отечественной нефтепереработки, на развитие трубопроводного транспорта страны. Тем самым советско-американское сотрудничество в нефтяном бизнесе внесло существенный вклад в победу стран антигитлеровской коалиции и оказало значительную помощь в восстановлении экономики СССР в послевоенные годы.
* Косторниченко Владимир Николаевич — доктор экономических наук (Московский институт международных экономических отношений).
1 Будков А.Д., Будков Л.А. Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1985. С. 60.
2 Загадки ленд-лиза: Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы. М., 2000. С. 122.
3 Рассчитано по: U.S. President. Reports to Congress on Lend-Lease Operations. No. 15 (Washington DC: Government Printing Office, 1944). P. 25.
4 Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. М., 1958. Т. 2. С. 527.
5 Военная академия тыла и транспорта. Тыл Советской Армии в Великой отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. 1. Л., 1963. C. 46.
5 U.S. Department of State. Protocol and Area Information Staff of the U.S.S.R. Branch of the Division of Research and Reports. Report on War Aid Furnished by the United States to the U.S.S.R. (Foreign Economic Section. Office of Foreign liquidation. 1945. November 28). P. 24, 25. (Далее — Report on War Aid.)
8 Jones R.H. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union. Oklahoma, 1969. P. 578.
9 Рассчитано по: Будков А.Д., Будков Л.А. Указ. соч. С. 47; Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958. С. 286, 322.
10 Другие источники пополнения Красной армии авиатопливом, такие как захваченные в Восточной Европе в 1944–1945 гг. запасы трофейного авиабензина общим количеством 82,8 тыс. т, не играли большой роли в снабжении советской военной авиации (Соколов Б. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне // Загадки ленд-лиза. С. 312.).
12 Симонов К.М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И.В. Сталине. М., 1989. С. 354.
13 Будков А.Д., Будков Л.А. Указ. соч. С. 47.
14 Report on War Aid. P. 6, 7.
15 Общую информацию об этом соглашении см.: Documents on American Foreign Relations. V. VIII. July 1945 — December 1946. Princeton. P. 127–132.
16 History of the U.S. Military Mission to Moscow. Modern Military Records Division. R.G. 165. Box 146. OPD 336TS. N.A. P. 356–357.