М.В.Бибиков.
Выступление на "Круглом столе" "Экономическая история сегодня"


   Международные конгрессы по экономической истории уже давно завоевали всемирный авторитет и стали общепризнанным форумом ученых-экономистов и историков, своеобразной ярмаркой идей и научным клубом, собирающий раз в четырехлетие ведущих специалистов и научную молодежь всего мира. Очередной, XII конгресс в Мадриде собирался в чрезвычайных условиях вследствие организационных неурядиц, но в целом его программа была в основной своей части полностью выполнена.

   Отрадно, что как всегда представительство отечественной научной школы было заметным: почти два десятка российских специалистов, и среди них значительная часть молодых, активно участвовали в дискуссиях конгресса. Четверо наших историков-экономистов возглавляли работу различных тематических секций.

   Так, главной моей задачей была подготовка и проведение на конгрессе коллоквиума С2 по теме "Распространение информации, средства коммуникации и европейская и средиземноморская торговля, X—XVII века". В общем вступительном докладе руководителя коллоквиума был отмечен междисциплинарный характер избранной темы, находящейся на стыке информатики, экономической истории, истории средств коммуникации ("медиа"). Предложенные хронологические рамки анализа определены значением рассматриваемого периода, находящегося как бы между двумя информационными революциями – Х в., осуществившего переход от устной формы как основной в обмене коммерческой информации – к письменной (начало массового заключения международных торговых договоров, частных контрактов, создание архивов экономических документов, формирование монастырских древлехранилищ, превращение рукописной книги из элитарного или чисто клерикального средства информации в повседневную коммуникативную форму общения) – и XVII в., завершившего создание европейской системы почтовой связи, создание цепи ярмарочных "зон притяжения" (по Ф.Броделю), окончательное вытеснение рукописной книги печатной и внедрение ее в сферу экономической повседневности, периодичность выпуска журналов, газет, информационных листов и т.п. Рубежом в истории этих крайних вех является середина – вторая половина XV в., отмеченная деятельностью Иоанна Гуттенберга, открытием университетов в Западной Европе, началом эпохи трансокеанских путешествий. В докладе специально рассматривались функции таких средств связи, как деньги, международные контракты, ярмарочные пути, караванные дороги, морские и речные каналы связи, центры паломничества, сферы деятельности банков и др.

   В своих докладах А.Тадевосян-Мушегян (Армения) и Ж.Депейро (Франция) проанализировали значение проникновения восточных монет в Европу около Х в., в том числе арабских монет армянской чеканки, как отражение изменений торговой конъюнктуры на путях из Азии в Европу и обратно.

   Дж.Монро (Канада) в анализе экономических взаимоотношений Нидерландов, Франции и Средиземноморья продемонстрировал зависимость от общей экономической ситуации изменений направлений торговых путей – от сухопутных к морским и наоборот. Однако эта зависимость имела и обратный характер: выбор путей определял коммерческий успех.

   В докладе Т.Салминена (Финляндия) представлена модель функционирования многоязычных каналов информации (как государственных, так и частных) в условиях тесных торговых контактов стран Балтийского региона с более южными соседями в XVI-XVIII вв. М.Денцелл (Германия) остановился на значении первых своего рода "учебниках" предпринимательства XIV-XV вв., отразивших своеобразие распространения выборочной актуальной информации о торговле, финансах и экономической конъюнктуре основных производственных и торговых центров. Наконец, обсуждавшийся текст М.Норта (Германия), основанный на изданной им книге об информационной революции XVI–XVII вв., касался причин и следствий этой революции, спровоцированной радикальным расширением географического горизонта связей в условиях экономического освоения новых континентов, технического усовершенствования средств передвижения и транспортировки грузов, создания сети филиалов торговых и банковских корпораций глобального масштаба.

   В заключение руководитель секции подвел итоги ее работы, отметив актуальность анализируемой проблемы: следующее заседание по проблеме "Коммуникации и экономика" предполагается в рамках ближайшего конгресса исторических наук в Осло в 2000 г., программу которого данная тема (с хронологическим продолжением на XVII–XX вв.) также включена.

   В качестве дискутанта принимал также участие в работе секций "Кочевники на путях трансконтинентальной торговли (X–XVIII вв.)" (С52) и "Купеческие организации и морская торговля в Северной Атлантике, 1660-1815" (С10).

   На первом из коллоквиумов анализировалась проблема континуитета и изменчивости направлений караванной торговли по оси Азия-Европа-Азия (основной докладчик – В.Нарбаев, Россия). В дискуссии был поднят вопрос о необходимости учета не только горизонтальных, но и вертикальных направлений торговли в средневековой Евразии – по рекам с севера на юг, а также роль таких торгово-экономических пунктов, как Астрахань, Константинополь, Самарканд на перекрестках торговых путей. Второй из коллоквиумов касался трансатлантической балто-скандинавской торговли периода позднего средневековья и раннего нового времени. В дискуссии было подчеркнуто значение российской торговли – в направлении Балтийского региона – для расширения рыночных возможностей трансатлантической торговли в XVII–XVIII вв.

   Задумываясь о вкладе мадридского конгресса в развитие нашей дисциплины в целом, можно отметить углубление аналитических методов историко-экономического анализа, глобальный, а не узкорегиональный, характер исследований как отражение современных тенденций историзма и междисциплинарный подход к изучению выбранных проблем как наиболее конструктивный. По сравнению с предыдущими конгрессами расширился как географический горизонт исследований, так и состав участников, представляющих порой до десятка различных школ и направлений современной науки.

   Уже сейчас необходимо думать о следующем XIII конгрессе, который состоится в Буэнос-Айресе через четыре года. При формировании программы его представляется продуктивным акцент на междисциплинарных проектах, отражающих анализ историко-экономического развития за определенный длительный период ("лонг дюре") истории; возможно и возвращение к старым темам, но по-новому анализируемых: так, на мадридском конгрессе в тени оказалась аграрная проблематика, несмотря на новые статистические изыскания, позволившие пересмотреть ряд сложившихся стереотипов в данной отрасли.

   В Мадриде не доставало и теоретических обобщений, проблематики методологического характера (в отличие от конгрессов исторических наук, где историческая теория занимает в последние годы подобающее ей место). Тематическое дробление проблематики программе конгресса (особенно в рамках коллоквиумов серии "С") приводило подчас к узкой профессиональной ориентации того или иного заседания и, как результат, – к малочисленности аудитории дискутантов.

   Не столько количественно, сколько, пожалуй, качественно расширился книжный рынок публикаций по экономической истории за время, прошедшее с предыдущего миланского конгресса, что отразилось и на характере книжной выставки издательств. Нам необходимо значительно активизировать работу по подготовке рецензий и обзоров, что позволит не только получать новые зарубежные издания, но и распространять информацию о них.

   Несмотря на исходные организационные трудности при подготовке конгресса в Мадриде, его следует признать успешным. Контакты, беседы, обсуждение планов совместных будущих проектов были также залогом развития научного диалога.