Вопросы труда, 1923 г.,
№ 10-11.
С.З.
Стр. 15
Вопросы заработной платы на пленуме ВЦСПС.
Среди вопросов политики заработной платы, занимавших внимание IV сессии
ВЦСПС, наиболее центральным оказался, как и следовало ожидать, вопрос о
соотношении заработной платы в различных отраслях народного хозяйства и о
дальнейшем регулировании оплаты труда. Ряд других вопросов — о сетке, о
своевременности выплаты, о нормах выработки и т. д. в сущности исходили все из
той же фокусной точки — необходимости привести рост зарплаты в соответствие с
общим экономическим состоянием страны и положением отдельных частей
государственного хозяйства.
Новых принципиальных решений по этому кардинальному вопросу от сессии
не требовалось. Эти решения были приняты еще в апреле и партийным Съездом, и III сессией
ВЦСПС. Перед Пленумом стояла задача проверить, в какой мере эти директивы
успели претвориться в жизнь за этот промежуток времени (правда, весьма
короткий), а также наметить практическую линию дальнейшего осуществления тех
же основных директив.
Пленум нашел возможным подтвердить, что «в общем директивы III Пленума
ВЦСПС профсоюзами выполнены: рост зарплаты в выдвинувшихся вперед отраслях
легкой индустрии, за отдельными исключениями, задержался, и вместе с тем
удалось несколько поднять уровень зарплаты в крупной промышленности и на
транспорте».
Общее повышение зарплаты промышленных рабочих, начиная с января 1923
г., выразилось в 6%, а начиная с апреля, только в 3%. Тариф транспортников с
января повысился на 16%, а металлистов на 25%.
Замечается общая тенденция к задержке роста зарплаты в легкой индустрии,
хотя этого нельзя сказать о некоторых отдельных отраслях (кожевенная,
химическая, деревообделочная).
Необходимо отметить, что эти данные, приводившиеся на Съезде, совпадают
с выводами специальных и весьма авторитетных комиссий, недавно закончивших свои
работы но всестороннему обследованию положения с заработной платой в
государственной промышленности.
Весьма четко отмечены Пленумом те причины, которые на ближайший период
препятствуют общему росту заработной платы: дефицитность госбюджета,
недостаточность оборотных средств и, пожалуй, самое главное, расхождение
индексных «ножниц». Вышеуказанные дефектные стороны хозяйственной конъюнктуры
должны послужить критерием при решении вопроса о возможности повышения
зарплаты в том или ином производстве, т. е. такое повышение возможно только
тогда, когда все затруднения будут изжиты. И только в отставших отраслях
тяжелой индустрии и транспорта постепенный подъем уровня реальной зарплаты
признан не только возможным, но и необходимым.
Но, если Пленум столь явственно подчеркнул невозможность экономически
необоснованных требований общего повышения тарифов, то он тем более
Стр. 16
сосредоточил свое внимание на необходимости сохранения уже достигнутого
реального уровня зарплаты и, в первую очередь, борьбы с несвоевременностью
ее выплаты.
Напомним, что этот последний вопрос, хотя и не нов, но за последние
годы он вставал перед нами с различной остротой и в различных фазах. Первая и
самая широкая полоса задолженности по зарплате была пережита госпромышленностью
весной и летом прошлого года, — время массового перевода предприятий на
хозрасчет, перехода с натуральной оплаты на денежную, величайших затруднений в
связи с голодом и падением Советской валюты. Улучшившееся вслед затем общее
положение и, с другой стороны, переход на исчисление зарплаты в твердых
единицах значительно смягчили и, в общем, ликвидировали кризис задолженности.
Однако в некоторых частях нашего хозяйственного организма этот недуг продолжал
гнездиться довольно упорно (напр., в Донбассе). В последние же месяцы мы были
опять свидетелями довольно частых осложнений с запозданиями в выплате, которые,
как общее правило, и коренятся в финансовых затруднениях госпромышленности, но
в то же время требуют неотложных и настойчивых мер к их устранению.
Сюда же относятся и затруднения, возникающие на почве чрезмерно крупных
замен дензнаков разными ценными бумагами, выплаты крупными купюрами и т. п. — шероховатости,
дающие не столь крупный материальный ущерб, сколь отрицательный моральный
эффект.
«Достигнутые размеры зарплаты — гласит резолюция Пленума — должны быть
обеспечены рабочим полностью и в срок… Точно также профсоюзы не должны
допускать против воли самих рабочих и их местных организаций и выдачу зарплаты
разного рода ценными бумагами, а также крупными купюрами».
Укажем тут же, что вопрос о своевременности выплат, вновь выдвинутый на
передний план профсоюзами, должен обратить на себя самое пристальное и
неослабное внимание органов НКТ, почему мы и считаем необходимым остановиться
на этом вопросе.
Дело в том, что тот же вопрос, как практически-программное задание, был
выдвинут и в резолюции IV Съезда Губотделов Труда.
Правда, ни Съезд, ни в дальнейшем Наркомтруд — не считали возможным создавать
какие-либо определенные, связывающие формы контроля над своевременной выплатой.
И действительно, необходимо признать, что создание систематического контроля
посредством разных всеобъемлющих вопросных бланков и формуляров явилось бы
бесполезной попыткой; излишней была бы и организация для этой цели специального
аппарата при существовании нашей инспектуры труда, при наличии постоянной
статистической отчетности по зарплате (Бюро Статистики Труда), а также при
условии, что профсоюзы со своей стороны в той или иной форме тоже наблюдают за
правильностью выплат. Вот почему следует предпочесть в этом деле свободное
усмотрение самих ГОТ'ов, которые совместно с указанными организациями, на
основах наиболее рационального разделения труда, должны поставить возможно
широкий и действительный контроль в этой области. Но этого мало. Необходимо
в каждом случае крупного замедления и возникновения каких-либо осложнений
тщательно исследовать причины задержки с выплатой, и принимать меры к ликвидации
задолженности.
Перед Пленумом вновь встал вопрос о способах и формах регулирования
тарифной практики. С одной стороны, остается в силе отказ от жесткого государственного
нормирования, с другой — дает себя чувствовать необходимость умерить
центростремительную силу коллективно-договорной практики, весьма часто
обнаруживающей отрыв от центра и большую распыленность.
В качестве одной из мер регулирования намечено «укрупнение коллективных
договоров: от договоров по отдельным предприятиям к договорам по хозяйственным
объединениям, от локальных к губернским и всероссийским».
Стр. 17
Наряду с этим признано необходимым, чтобы договоры с трестами, имеющими
общегосударственное значение, заключались при обязательном участии ЦК
соответствующего Союза.
Итак, организационной формой влияния профсоюзов на практику заработной
платы остается по-прежнему регулирование через коллективные договоры. Тот же путь
открыт для активного воздействия и другой договаривающейся стороны —
хозорганов.
Какова же роль органов НКТ в регулировании заработной платы? Можно ли
их обязать к строгому и ненарушимому нейтралитету и свести их роль к чисто
формальной, «нотариальной» регистрации колдоговоров? — Такая пассивная роль
органов НКТ не отвечает их назначению и важности задач регулирования зарплаты.
Несомненно поэтому, что в случае, напр., возобновления коллективного договора с
повышением ставок, явно необоснованным экономическими успехами данного
производства или резко не соответствующим состоянию оплаты труда в смежных
предприятиях, ГОТ не может, оставаясь совершенно безучастным к такому явлению,
не попытаться уяснить причины замеченного несоответствия и не поставить
вопроса о нем. Общая линия выравнения зарплаты должна служить органам НКТ, как
путеводная пить также и в конфликтной практике, где не раз
представляется необходимость тщательно и обдуманно взвесить экономические и
финансовые возможности данного производства и сравнительное положение зарплаты
в отношении других отраслей труда в данной местности.
Из прочих вопросов отметим еще один, выдвинутый давно НКТ и получивший
также освещение в работах Съезда. Эго вопрос об оплате квалифицированных
работников в производстве и учреждениях. Мы имеем теперь и подтверждение
Пленума ВЦСПС, что система персональных окладов для этой категории работников
подлежит коренной перестройке в смысле предоставления хозорганам большей
свободы, но и возложения на них большей ответственности за подбор и оплату
квалифицированной технической силы. Наиболее целесообразным методом должно
явиться установление для каждой отрасль хозяйства определенного фонда для
премирования и назначения персональных окладов, с исчислением этого фонда в
процентном отношении к фонду основной зарплаты. Соответствующие постановления
центральной власти, опубликование которых ожидается в ближайшие дни, нужно
надеяться, послужат к значительному упорядочению этой важной стороны
организации государственной промышленности.
С. З.