Вестник труда, № 5, 1926 г.

Б. Фрейдлин.

Стр. 133

На Коломенском машиностроительном.

 

Несомненно, что дело участия рабочих в производстве за этот год обогати­лось рядом серьезных достижений. У нас теперь сплошь да рядом проскальзывают такие штрихи и черточки, которые показывают, что рабочий в массе знает, что его участие в работе производственных комиссий и совещаний не только полезно, но и необходимо, что это участие принесет ему видимые невооруженным глазом положительные результаты. Такие факты, как обсуждение подряд в течение пяти обеденных перерывов (вагонно-слесарно-сборочная мастерская) доклада началь­ника цеха, нагляднейшим образом подтверждают это положение. Возьмем далее открытые собрания цеховых производственных комиссий, которые нередко принимают характер подлинных производственных совещаний. И, наконец, отметим рост активности и деловитости как обсуждений, так и решений произвола венных комиссий и совещаний.

Достижения имеются, и большие. Но это, так сказать, достижения общего характера. Если сопоставить их с недостатками в работе производственных комис­сий и совещаний, то увидим, как много еще предстоит проделать для того, чтобы выполнить задачи, стоящие в области массовой экономработы.

Руководит экономработой на заводе общезаводская производственная ко­миссия, состоящая из 18 членов. В 34-х цехах имеются цеховые производственные комиссии или так называемые цеховые «пятерки». Таким образом, около 190 това­рищей ведут по заводу активную руководящую экономработу.

Но перейдем к существу этой работы и, вместе с тем, попытаемся осветить вопрос о том, насколько, с одной стороны, удачно и правильно цеховые «пятерки направляют работу производственных совещаний, с другой — вопрос о руковод­стве общезаводской производственной комиссией цеховыми «пятерками».

Если взять промежуток времени с марта 1925 г. по март 1926 г., то — в отношении работы общезаводской производственной комиссии — его следует разбить на 2 периода, линия раздела между которыми совпадает с осенней (1925 г.) кампанией перевыборов завкома и цехового профактива. Первый период в общем может быть охарактеризован, как таковой, когда общезаводская произ­водственная комиссия не только по существу не руководила цеховыми «пятер­ками», но и не представляла себе отчетливо, в чем это руководство должно выра­зиться, как оно должно протекать. Достаточно указать, что первой инстанцией, куда направлялись протоколы цеховых «пятерок», была дирекция, и уже она, продержав протокол недели две, а то и месяц, отсылала его общезаводской комис­сии со всеми своими отметками. Естественно, что при такой постановке обще­заводская производственная комиссия занималась заслушанием разного рода общих докладов и, полагаясь на дирекцию, уделяла ничтожное внимание конкрет­ным вопросам цеховой жизни, возбуждавшимся «пятерками».

В этот период в одном из протоколов общезаводской производственной комиссии мы находим, как основной пункт порядка дня — принятый к сведению доклад о производственной конференции инженеров. И дальше, под рубрикой «разные», идут восемь вопросов, относящихся к различным цехам. А между тем, втиснутая в «разное» значительная часть постановлений цеховых «пятерок» или производственных совещаний относится именно к таким, которые затрагивают вопросы, касающиеся нескольких цехов или всего завода в целом. Мы говорим о таких вопросах, как о качестве материала и инструмента, как вопросы о задержке в подаче материала, вопросы состояния оборудования, взаимо­зависимости заготовительных цехов и сборочных. Все это — важнейшие вопросы общезаводского значения, которые постоянно возникают на цеховых производ­ственных совещаниях и комиссиях.

Под таким давлением цеховых совещаний и «пятерок», у которых посте­пенно все более нарастала активность в деле участия в лучшей постановке произ­водства, постановления которых все чаще содержали в себе практические, диктуе­мые цеховой обстановкой предложения, общезаводская производственная комис­сия вступила во второй период своей работы, когда основное внимание ее сосре­доточилось именно на вопросах, ранее игнорировавшихся, как «мелочи».

Мы в дальнейшем докажем, что в настоящий период общезаводская произ­водственная комиссия правильно представляет себе состояние экономработы в цехах, ее недостатки и пути к устранению. Теперь же перейдем к работе производственных «пятерок» и совещаний.

 

Стр. 134

 

Хорошие, дельные  постановления, отвечающие производственному  состоя­нию и запросам цеха, в материалах цеховых «пятерок» встречаются, и не редко. «Пятерка» сталелитейного завода выносит такие постановления:

 

«Каждому мастеру должна быть дана на каждый месяц программа работ, которой он должен обязательно придерживаться». — «Обращать строгое внимание на присылаемые модели, проверяя их верность с чертежом и осматривая их даже в смысле прочности, так как наблюдаются случаи несогласованности с чертежом и слишком быстрой порчи — частый ремонт моделей». — «Для более правильной работы обрубного цеха, в смысле учета отлитых и обрубленных деталей, необходимо прикрепить артели обрубщи­ков к вполне определённым артелям формовщиков».

 

Эти постановления уже в значительной своей части проведены в жизнь, но сделано это «пятеркой» помимо производственного совещания цеха. Более того: производственное совещание даже просто не было информи­ровано о том, что такие постановления имеются. Такие факты далеко не еди­ничны. Находящийся при дирекции п/отдел рационализации производства (РОП), учитывая эти факты, пишет:

 

«Вместо совещаний, производственные вопросы подвергаются обсужде­нию, главным образом, в цехкомиссиях, где проработка делается более тща­тельная. Отсюда мы видим и более глубокое отношение к возникающим вопросам, постановку их в более определенной форме».

 

Само собой разумеется, что мы это явление, отмеченное РОП'ом, отнюдь не думаем причислить к явлениям положительного порядка. Наоборот, с точки зрения правильной постановки массовой работы, это — отрицательный момент, за борьбу с которым общезаводская производственная комиссия в последнее время энергично взялась. Но есть и другого порядка отрицательные явления в массовой экономработе на заводе.

 

«В отношении выполнений предложений, — читаем мы в материалах обследования профбюро, — все же следует сказать... что если предложения не выполняются, то во многих случаях о причинах невыполнения не знают ни завком, ни цеховая «пятерка», а тем более и сами рабочие, что создает в отдельных цехах мнение, что производственные совещания — говорильня. Это мнение проскальзывает и в протоколах совещаний».

«Нам пришлось лично, — пишет обследовавший, — наблюдать это, присутствуя на производственном совещании в строительном отделе, где председатель «пятерки», делая доклад о работе «пятерки», указал, что ни одного предложения прошлого производственного совещания и 10 предло­жений цеховой «пятерки» за четыре месяца не выполнено. Почему? — он сам не знает. Рабочие только вздыхали и постепенно с совещания утекали».

 

Аналогичное пришлось нам отметить при ознакомлении с постановкой проф­работы в сталелитейном цеху.

 

«Производственные совещания, — писали мы, — это фактически общие собрания работающих цеха (вернее, процентов 20—30 первой смены). Рабо­чий на производственном совещании чувствует себя осуществляющим свои права хозяина, но то, что он не видит реальных результатов тех предложе­ний, которые он делает на производственном совещании, действует в выс­шей степени отрицательно. По этому поводу рабочий зачастую говорит: «воду толочь, вода и будет» — и... на следующее производственное совеща­ние не приходит».

«Информация работающих о достижениях производственных комиссий и совещаний, — пишет в своем циркулярном обращении к «пятеркам» обще­заводская производственная комиссия, — и в настоящее время находится далеко не на высоте. Зачастую создается такое положение, когда квалифи­цированный рабочий, участвующий в производственном совещании, не верит в то, что сделанное им предложение найдет себе отклик. Необходимо, по воз­можности, скорее реализовывать и проводить в жизнь предложения произ­водственных комиссий и совещаний. Нужно в этом направлении теснее свя­заться с административными органами и с общезаводской производственной комиссией, а во-вторых, как можно шире (путем плакатов, объявлений, осо­бых извещений и т. д.) доводить до сведения работающих о том, что вы­полнено по постановлению производственной комиссии и совещания, что не выполнено и почему не выполнено».

 

Стр. 135

 

Остановимся далее на двух недочетах в работе производственных комис­сий,  недочетах,  на  необходимость  устранения  которых  центральные  профорганизации указывали не раз, но которые еще далеко не изжиты.

Точно   ли  представляет  себе  цеховая  «пятерка», чем  она  может  и  должна заниматься, и чем она не может и не должна заниматься? — Heт. Ясного представления о круге своих обязанностей производственные комиссии в массе своей еще не имеют. В этот круг работы, в круг вопросов, обсуждаемых «пятерками» на своих заседаниях, сплошь да рядом вклиниваются вопросы РКК, охраны труда, быта и т. д. «Пятерка» паровозосборочного цеха  постановляет: «обратить внимание администрации и завкома на существующие расценки». А «пятерка» чугунолитейной мастерской, занявшись вопросом оплаты брака, заносит  в протокол: «к соглашению не пришли,  передать в РКК».

Таких примеров из практики работы производственных комиссий можно было бы привести десятки. Не говоря уже о том, что в данном случае «пятерки» занимаются не своим делом, приведенные примеры решений  настолько  непрактичны и общи, что на основе их никакой полезной работы не произведешь.

Общие фразы — больное место в постановлениях цеховых «пятерок». У себя в цеху  «пятерка»  великолепно знает не  только все основные недостатки и  неувязки, но и все второстепенные легко устранимые, но вызывающие   перебои в работе дефекты, и не только знает, но могла бы дать ряд ценнейших указаний по поводу того, как эти дефекты устранить. Не знает только зачастую «пятерка» одного — как формулировать свое постановление, с чего начать работу по устранению обнаруженного недостатка.   Больное место — это то, что «пятерка» не научитесь еще отвечать на вопрос — как сделать? В результате мы имеем такие общего характера постановления: «устранить задержку в подаче материала» (кузнечно-штамповальный отдел), «упростить выдачу  инструмента из кладовой» (котельная),  «устранить несвоевременную выдачу нарядов» (тендерная) и т. д. Ведь не в том заключается задача «пятерки», чтобы указать на необходимость  своевременной  подачи  материалов  или выдачи инструмента. Это такие истины, которые в данный момент вовсе не требуют своей  фиксации. А вот на вопрос — как   устранить недостатки? —   «пятерка» не отвечает.

Мы приведем еще один пример из практики производственных совещании пример, особенно показательный в настоящий момент, когда и перед профессиональными организациями, и перед хозяйственниками во всей своей остроте и важности стоит задача осуществления режима экономии.  Производственное совещание сталелитейного цеха заслушивает доклад начальника цеха  о движении цеховых расходов. По этому докладу выносится длинное   постановление с выражением радости по поводу того, что цеховые расходы постепенно уменьшаются, но совершенно отсутствует предложения о том, как продолжать снижать цеховые расходы. К тому же надо добавить, что вообще цеховые расходы являются вопросом, на котором производственные совещания довольно редко останавливают свое внимание,  что при твердом курсе на режим экономии едва ли следует признать нормальным.

Общими местами, общими  фразами  пестрят  не только  постановления  «пятерки», но и представленные ими в заводскую производственную комиссию планы работ.

 

«Те планы работ, которые до настоящего времени получались общезаводской производственной комиссией, — пишет последняя, — в большинстве случаев далеко не отвечают своему назначению. Планы работ цеховых «пятерок», как неоднократно указывала общезаводская производственная комиссия,  должны  быть  построены  на  учете   всею  производственного  состояния цеха. Каждая цеховая «пятерка», составляя   трехмесячный   план своей работы, должна задаваться той целью, чтобы за данный промежуток времени  добиться  значительных  практических  улучшении  в той  или иной производственной отрасли цеха».

 

Характерной чертой планов работ цеховых «пятерок» является то, что на 90% они включают расписание различного рода докладов, причем на вопрос — в чем же будет выражаться массовое участие рабочих в производстве — обычно следует, примерно, такой ответ: а вот мы будем заслушивать и обсуждать эти доклады.

Строя свою работу по такому плану, «пятерка» сталелитейного цеха созывает производственное совещание с следующим порядком дня: 1) отчет о работе в 1924—25 г. и перспективы на будущее; 2) доклад председателя «пятерки»; 3) доклад начцеха; 4) доклад завмастерской и 5) разное. Четыре доклада в общей сложности отнимут не менее 3 часов, отупят в конец участника совещания, усталого посте 8-ми часового рабочею дня, и, естественно, ни у одного рабочего не

 

Стр. 136

 

будет ни охоты, ни физической возможности принять участие в обсуждении того или иного доклада.

С другой  стороны, ежемесячное заслушивание итоговых докладов нецеле­сообразно. Такая постановка вопроса приводит к тому, что за год в "каждом цеху" мы имеем, в среднем, не больше 3 заседаний производственного совещания, причем максимальная их посещаемость — 55% работающих в цеху.

Такого рода заседаний, на которые собирались бы «пятерки» нескольких родственных по производству цехов, до сих пор почти не практиковалось. А между тем, в них ощущается большая практическая потребность. Возьмем, к при­меру, такие цеха, как сталелитейный и чугунно-литейный, паровозо-механический и паровозо-сборный. Эти цеха в административно-техническом отношении объединены в соответствующих отделах, но по линии работы производственных ко­миссий контакта между ними не установлено. Отсюда — разнобой в работе, раз­нобой, который общезаводская производственная комиссия не всегда в состоянии своевременно устранить.

Отметим еще один отрицательный штрих, в последнее время наблюдав­шийся в работе некоторых цеховых «пятерок». Этот штрих в основном заклю­чается в том, что производственная комиссия допускает неверный тон по отноше­нию к администрации, искажая, вместе с тем, и свои собственные задачи.

Производственная «пятерка» тендерного  цеха  постановляет:

 

«Считать назначение на административную должность в цеху без уведомления цеховой производственной комиссии ненормальным».

 

И  дальше:

 

«Из такого факта назначения мы находим, что роль цеховой произ­водственной комиссии в смысле участия в выдвижении на административ­ную должность сводится на нет».

 

Такого рода постановления далеко не способствуют деловой работе про­изводственной «пятерки». Надо, чтобы «пятерки» придали своей деятельности больше деловитости, ближе подошли бы к техническим вопросам, перестали рас­сматривать себя в роли «комиссара» или «контролера», а вместе с администра­тивно-техническим персоналом более внимательно, более углубленно, практически подошли бы к очередным вопросам и недостаткам цеха. Нужно, чтобы они не ограничивались только указаниями на необходимость устранения тех или иных недостатков, но и помогли бы хозяйственникам в этом деле.

Перед ними стоит целый ряд конкретнейших задач. Вопросы о хра­нении инструмента и обращении с ним, вопросы прогулов и простоев, улучшения системы подачи материала, наблюдения за рациональным использованием рабочей силы, помощи администрации в деле увеличения производственного кадра работ­ников за счет уменьшения подсобного, — все эти «мелочи» должны занять почет­нейшее место и деловым образом обсуждаться производственными комиссиями и совещаниями.

Как обстоит на заводе дело с рабочим изобретательством? Поря­док прохождения предложений по изобретениям следующий: первой инстанцией является цеховая «пятерка», передающая поступившее к ней заявление со своим заключением в общезаводскую производственную комиссию. Последняя передает предложение в находящееся при дирекции «Рабочее бюро совета по предло­жениям», которое в свою очередь передает заявление и приложенные к нему чертежи на заключение тому или иному специалисту. Здесь нередко — по существу — наступает самый тяжелый момент для изобретателя-рабо­чего. Рабочий дает чертеж, сделанный карандашом, от руки, без при­менения чертежных принадлежностей, которых у рабочего нет. Заявление нераз­борчиво и малограмотно написано, — все это зачастую приводит к тому, что спе­циалист, вместо того, чтобы по-товарищески подойти к изобретателю, поговорить с ним, помочь ему, отделывается наложением резолюции формальной и отрица­тельной.

О невнимательном отношении к рабочим изобретениям говорилось не раз на общезаводской производственной комиссии. Имеется у нее и постановление по этому поводу:

 

«обратиться к коллективу инженеров с просьбой провести пропаганду с тем, чтобы административно-технический персонал относился с большим вниманием к предложениям рабочих, и чтобы его отзывы носили более про­думанный характер, чем это иногда имеет место теперь».

 

Стр. 137

 

Но и производственным комиссиям и совещаниям предстоит проделать боль­шую работу в области рабочего изобретательства. В весьма значительном про­центе предложения по изобретениям носят такой характер, когда об их практи­ческом применении в ближайшее время не приходится говорить. Задача производ­ственных совещаний и комиссий в этой области заключается в том, чтобы, с одной стороны, оживить дело рабочего изобретательства, а с другой — направить пре­имущественное внимание рабочих изобретателей на изыскание таких улучшений, которые экономически и производственно выгодны в данный момент, и которые технически смогут быть проведены в жизнь.

В последнее время — под влиянием секции инженеров и общезаводской про­изводственной комиссии — административно-технический персонал все ближе и активнее подходит, все глубже втягивается в профсоюзную экономработу, в частности — в работу по производственной пропаганде. Тяга у рабочих к полу­чению технических знаний — огромная. В цехах, при посредстве общезаводской культкомиссии, организуются кружки по изучению чертежа, машин, моделей. Снабжение кружков руководителями взяла на себя секция инженеров. Об этих кружках пока еще нельзя говорить, как о чем-то твердо установившемся и органи­зовавшемся. Цеховые «пятерки», например, еще не сумели сблизиться с кружками. Само преподавание в кружках зачастую не имеет в нужной степени практического уклона. Но та подготовительная работа, которая ведется теперь в этой области общезаводской производственной комиссией, совместно с культкомиссией и с сек­цией инженеров, дает нам полную уверенность в том, что с новым хозяйственным годом производственная пропаганда явится хорошо поставленной и разветвленной по всему заводу сетью.