В.Н. Большаков (Томский университет)

 

МАТЕРИАЛЫ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ КAK ИСТОЧНИК О РЕЧНИКАХ РОССИИ

 

Среди различных профессиональных отрядов в специ­альном исследовании нуждаются рабочие речного тран­спорта. Не получил еще должной разработки в отношении их источниковедческий аспект. Не случайно и в настоящее время исследователи находят ценные опубликованные стати­стические источники1 и архивные документы, мало исполь­зуются даже известные материалы. К последним относится систематический, а в какой-то степени и массовый источ­ник — материалы врачебно-санитарного надзора на водных путях России. В указателе литературы "Положение проле­тариата в России" (М. ,1972) приведены библиографические сведения лишь о части этих материалов: преимущественно об отчетах и докладах, имеющих форму статей. Но и в этих случаях библиографические описания не точны, ино­гда ошибочны и не отражают основного объединяющего се­рию названия — "Материалы для изучения санитарного со­стояния внутренних водных путей2.

Происхождение этого источника связано с постанов­кой на водных путях санитарного дела, вызванного посто­янной угрозой эпидемических заболевания. Врачебно-санитарный надзор был организован в 1900 г., первоначально располагался в немногих пунктах на Волге между Нижним Новгородом и Астраханью. В 1902 г. он действовал уже на всей Волге, Каме и на Мариинской системе, охватывал огромный водный путь от Астрахани до Петербурга и от Казани до Вятки, Перми, Уфы на востоке. В сферу этого надзора входили не только основные судоходные магистра­ли, но и обширная сеть водных путей между перечисленны­ми городами, которая подразделялась на восемь участков. Например, 1-й участок, С.-Петербургский, включал Неву, Приладожские каналы, Свирь, Онежский канал, отчасти Волхов, а также озера Ладожское и Онежское. 2-й участок, Рыбинский, охватывал реки Вытегру, Ковжу, Шексну, Новомариинский и Белозерский каналы, плес Волги между Рыбин­ском и Ярославлем, часть верхней Волги и Мологу3.

Организации и общее руководство санитарным надзо­ром осуществляло Управление водных и шоссейных сообщений Министерства путей сообщения. Непосредственную работу проводили до девяти врачей и столько же фельдшеров. Помимо чисто практической деятельности (борьба о зараз­ными заболеваниями, помощь заболевшим, пропаганда идей санитарии) главной обязанностью персонала являлось "изу­чение условий труда и жизни" работавших на водном тран­спорте и "широкое распространение в обществе и печати сведений об этих условиях"4. Работы участковых врачей включались в сводные отчеты, представляющие системати­зированный источник, а также помещались в сборниках от­четов и докладов, имеющих одновременно признаки источ­ника и исследований.

Информативность опубликованных материалов значи­тельна. В них отражено положение всех крупных категорий наемного труда на речном транспорте — плавсостава само­ходных и несамоходных судов, в том числе палубной, ма­шинной команд и прислуги на пассажирских пароходах, пло­товщиков, погонщиков и коноводов на каналах, рабочих дебаркадеров, пристаней и затонов, бакенщиков, шлюзовых рабочих, грузчиков. В отношении их исследовались правовое положение, вопроса найма, продолжительность рабочего дня и рабочего времени, условия труда и жилищно-бытовые, заработная плата и штрафы, питание, ме­дицинское обслуживание, заболеваемость, травматизм и смертность, страхование и др.

Как справедливо отмечалось, именно с, введением санитарного надзора было обращено внимание на сотни тысяч "забытых судьбою людей, на нечеловеческие условия тру­да и жизни, в которых им приходилось, вырождаясь, вла­чить свое существование5. По мере развития санитарно­го надзора в поле его зрения оказывалось вор большее количество водников. Например, в 1903 г. обследованием было охвачено 7035 чел., в 1904 г. - 9220 чел., а в 1912 г. — 12003 чел. Столь значительные числа свиде­тельствуют о репрезентативности сообщаемых данных.

В нескольких выпусках "Материалов для изучения са­нитарного состояния внутренних водных путей" некоторые аналогичные аспекты применительно к судорабочим бассейнов других крупных рек — Вислы, Днепра и Днестра6 и отдельно, вне этой серии, — относительно бассейна Амура7.

Помимо регулярного издания «Материалов...», результаты наблюдений санитарных врачей докладывались в раз­личных медицинских обществах и публиковались в ряде периодических изданий, выходили отдельными брошюрами8. Полный перечень этих трудов еще предстоит выяснить. Но и те, которые уже удалось выявить, показывают, что сооб­щаемые результаты исследований не всегда и не во всем дублировали официально издаваемые материалы.

Публикации трудов врачей санитарного надзора обра­тили на себя внимание общей и медицинской прессы и по­служили источником для многих статей о жизни водников в общей периодической печати — во "Врачебной газете", "Русской мысли", "Медицинском обозрении", "Русском вра­че", "Русском судоходстве" и др. В них давалась попут­но высокая оценка работам санитарных врачей, подчеркива­лась достоверность выводов, основанная на значительных статистических данных. Следует тем не менее отметить, что были и весьма критически настроенные оппоненты, в частности, В.Я.Канель - автор известной книги "Судорабочие и судовладельцы" (М., 1906)9. Резкая критика со­держится в ряде рецензий Е.Саговского10. Хотя и не всегда предметные и корректные, критические замечания помогают лучше разобраться в достоинствах и недостатках источника.

Последний из 19 выпусков "Материалов..." содержит сведения за 1912 г. Но деятельность санитарного надзора на этом не прекратилась. Наоборот, она распространилась на другие речные бассейны России. Во второй половине 1912 г. санитарный надзор был организован в большинстве округов путей сообщения Европейской России11. В 1913 г. был организован временный санитарный надзор за Уралом — в Томском округе путей сообщения, охватывавшем Обь-Иртышский и часть Енисейского бассейнов, а также в Амурском округе12.

В Государственном архиве Красноярского края в фон­де санитарного врача нами обнаружено дело с карточкой обследований плавсостава значительной группы судов на Енисее в 1913-1914 и 1916 годах13. Обработка и анализ этих данных показывают еще большие возможности первич­ного источника в сравнении с опубликованым14. В карточках-анкетах медицинских осмотров отражены сословная принадлежность судорабочих, возраст, семейное положе­ние, место приписки, грамотность, стаж, заработной плата, расходы на жизнь и масса других сведений по разным специальностям среди плавсостава судов разного назна­чения и прислуги пассажирских пароходов. Естественно предположить, что коль скоро такие материалы встречаются в сибирских архивах, они могут быть обнаружены в архивах европейской части страны. В этом случае иссле­дователи будут иметь в дополнение к охарактеризованным опубликованным материалам еще более информативно насы­щенный первичный источник.

 

 

1. См. например: Иванова Н.А. Структура рабочего класса России 1910-1914. М., 1987. С.26-27, 33, 49.

2. Материалы для изучения санитарного состояния внутрен­них водных путей. СПб., Изд. Управл. внутр. водн. путей и шосс. дор., 1902-1914. Вып. I-XIX.

Данное объединяющее название и нумерацию выпусков серия имела с IV-го вып. Предыдущие назывались: Вып. I: Отчет о деятельности врачей санитарного над­зора... СПб., 1902; Вып. II: Сборник докладов и отче­тов врачей санитарного надзора... СПб., 1902; Вып. III: Отчет по командировке на р.Вислу... СПб., 1902.

3. См.: Материалы для изучения санитарного состояния внутренних водных путей, СПб., 1903. Вып. IV, C.1; СПб., 1904. Вып. VI. С.3.

4. См.: там же. Вып.XII. С.2.

5. там же. Вып. XIV. C.1.

6. См.: там же: Вып. III: Отчет по командировке на рислу… Вып. XIV: Отчет о санитарных мероприятиях на вну­тренних водных путях Киевского округа путей сообще­ния за навигацию 1907 г. ...СПб., 1909.

7. См.: Чириков А.В. Реки Амурского бассейна... в сани­тарном отношении: Отчет по командировке 1904 г. СПб., 1905.

8. См. например: Десятов А. Очерк санитарно-экономического положения рабочих на пароходах бассейна реки Волги // Промышленность и здоровье. 1903. № 9; Куле­ша Г.С. О заболеваниях судорабочих // Вестник обще­ственной гигиены, судебной и практической медицины. 1904. № 6; Никитин А. Ф. Машинная команда на волж­ских пароходах // Русское судоходство. 1905. №№ 11, 12; и др.

9. См. рецензию; Образование, 1905. № 8.

10. См.: Русское судоходство. 1910. № 1. С.147-148; № 4. С.156-177.

11. ЦГИА СССР. Ф.190. Оп.2. Д.951. Л.3,17.

12. Там же, Л.93; Д.966. Л.27.

13. ГАКК. Ф.643. Оп.1. Д.4. 475 л.

14. См.: Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода капитализма. Томск, 1985. С.31-52.