В.Н. Большаков (Томский университет)
МАТЕРИАЛЫ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ КAK ИСТОЧНИК О РЕЧНИКАХ
РОССИИ
Среди различных профессиональных
отрядов в специальном исследовании нуждаются рабочие речного транспорта. Не получил
еще должной разработки в отношении их источниковедческий аспект. Не случайно и в
настоящее время исследователи находят ценные опубликованные статистические источники1 и архивные документы, мало используются даже известные
материалы. К последним относится систематический, а в какой-то
степени и массовый источник — материалы врачебно-санитарного надзора на водных
путях России. В указателе литературы "Положение пролетариата в России"
(М. ,1972) приведены библиографические сведения лишь о части этих материалов: преимущественно
об отчетах и докладах, имеющих форму статей. Но и в этих случаях библиографические
описания не точны, иногда ошибочны и не отражают основного объединяющего серию
названия — "Материалы для изучения санитарного состояния внутренних водных
путей2.
Происхождение этого источника связано с постановкой на
водных путях санитарного дела, вызванного постоянной угрозой эпидемических заболевания.
Врачебно-санитарный надзор был организован в 1900 г., первоначально
располагался в немногих пунктах на Волге между Нижним Новгородом и Астраханью. В
1902 г. он действовал уже на всей Волге, Каме и на Мариинской системе, охватывал
огромный водный путь от Астрахани до Петербурга и от Казани до Вятки, Перми, Уфы
на востоке. В сферу этого надзора входили не только основные судоходные
магистрали, но и обширная сеть водных путей между перечисленными городами, которая
подразделялась на восемь участков. Например, 1-й участок, С.-Петербургский, включал
Неву, Приладожские каналы, Свирь,
Онежский канал, отчасти Волхов, а также озера Ладожское и Онежское. 2-й участок,
Рыбинский, охватывал реки Вытегру,
Ковжу, Шексну, Новомариинский
и Белозерский каналы, плес Волги между Рыбинском и Ярославлем, часть верхней Волги
и Мологу3.
Организации и общее руководство санитарным надзором осуществляло
Управление водных и шоссейных сообщений Министерства путей сообщения. Непосредственную
работу проводили до девяти врачей и столько же фельдшеров. Помимо
чисто практической деятельности (борьба о заразными заболеваниями, помощь заболевшим,
пропаганда идей санитарии) главной обязанностью персонала являлось "изучение
условий труда и жизни" работавших на водном транспорте и "широкое распространение
в обществе и печати сведений об этих условиях"4. Работы участковых
врачей включались в сводные отчеты, представляющие систематизированный источник,
а также помещались в сборниках отчетов и докладов, имеющих одновременно признаки
источника и исследований.
Информативность опубликованных материалов значительна.
В них отражено положение всех крупных категорий наемного труда на речном транспорте
— плавсостава самоходных и несамоходных судов, в том числе палубной, машинной
команд и прислуги на пассажирских пароходах, плотовщиков, погонщиков и коноводов
на каналах, рабочих дебаркадеров, пристаней и затонов, бакенщиков, шлюзовых рабочих,
грузчиков. В отношении их исследовались правовое положение, вопроса найма, продолжительность
рабочего дня и рабочего времени, условия труда и жилищно-бытовые, заработная плата
и штрафы, питание, медицинское обслуживание, заболеваемость, травматизм и
смертность, страхование и др.
Как справедливо отмечалось, именно с, введением санитарного
надзора было обращено внимание на сотни тысяч "забытых судьбою людей, на нечеловеческие
условия труда и жизни, в которых им приходилось, вырождаясь, влачить свое существование5.
По мере развития санитарного надзора в поле его зрения оказывалось вор большее
количество водников. Например, в 1903 г. обследованием было охвачено 7035 чел., в 1904 г. - 9220 чел., а в 1912 г. — 12003 чел. Столь значительные
числа свидетельствуют о репрезентативности сообщаемых данных.
В нескольких выпусках "Материалов для изучения санитарного
состояния внутренних водных путей" некоторые аналогичные аспекты применительно
к судорабочим бассейнов других крупных рек — Вислы, Днепра
и Днестра6 и отдельно, вне этой серии, — относительно
бассейна Амура7.
Помимо регулярного издания «Материалов...», результаты
наблюдений санитарных врачей докладывались в различных медицинских обществах и
публиковались в ряде периодических изданий, выходили отдельными брошюрами8.
Полный перечень этих трудов еще предстоит выяснить. Но и те, которые уже удалось
выявить, показывают, что сообщаемые результаты исследований не всегда и не во всем
дублировали официально издаваемые материалы.
Публикации трудов врачей санитарного
надзора обратили на себя внимание общей и медицинской прессы и послужили источником
для многих статей о жизни водников в общей периодической печати — во "Врачебной
газете", "Русской мысли", "Медицинском обозрении",
"Русском враче", "Русском судоходстве" и др. В них давалась
попутно высокая оценка работам санитарных врачей, подчеркивалась достоверность
выводов, основанная на значительных статистических данных. Следует тем не менее отметить, что были и весьма критически настроенные
оппоненты, в частности, В.Я.Канель - автор известной книги
"Судорабочие и судовладельцы" (М., 1906)9.
Резкая критика содержится в ряде рецензий Е.Саговского10. Хотя и не
всегда предметные и корректные, критические замечания помогают лучше разобраться
в достоинствах и недостатках источника.
Последний из 19 выпусков "Материалов..." содержит
сведения за 1912 г. Но деятельность санитарного надзора на этом не прекратилась.
Наоборот, она распространилась на другие речные бассейны России. Во второй половине
1912 г. санитарный надзор был организован в большинстве округов путей сообщения
Европейской России11. В 1913 г. был организован временный
санитарный надзор за Уралом — в Томском округе путей сообщения, охватывавшем Обь-Иртышский и часть Енисейского бассейнов, а также в Амурском
округе12.
В Государственном архиве Красноярского края в фонде санитарного
врача нами обнаружено дело с карточкой обследований плавсостава
значительной группы судов на Енисее в 1913-1914 и 1916 годах13.
Обработка и анализ этих данных показывают еще большие возможности первичного источника
в сравнении с опубликованым14. В карточках-анкетах медицинских осмотров
отражены сословная принадлежность судорабочих, возраст,
семейное положение, место приписки, грамотность, стаж, заработной плата, расходы
на жизнь и масса других сведений по разным специальностям среди плавсостава судов
разного назначения и прислуги пассажирских пароходов. Естественно предположить,
что коль скоро такие материалы встречаются в сибирских архивах, они могут быть обнаружены
в архивах европейской части страны. В этом случае исследователи будут иметь в дополнение
к охарактеризованным опубликованным материалам еще более информативно насыщенный
первичный источник.
1. См.
например: Иванова Н.А. Структура рабочего класса России 1910-1914. М., 1987. С.26-27,
33, 49.
2. Материалы
для изучения санитарного состояния внутренних водных путей. СПб., Изд. Управл. внутр. водн. путей и шосс. дор., 1902-1914. Вып. I-XIX.
Данное
объединяющее название и нумерацию выпусков серия имела с IV-го вып. Предыдущие назывались: Вып. I: Отчет о деятельности врачей
санитарного надзора... СПб., 1902; Вып. II: Сборник
докладов и отчетов врачей санитарного надзора... СПб., 1902; Вып. III: Отчет
по командировке на р.Вислу... СПб., 1902.
3. См.: Материалы для изучения санитарного состояния внутренних
водных путей, СПб., 1903. Вып. IV, C.1; СПб., 1904. Вып. VI. С.3.
4. См.: там же. Вып.XII. С.2.
5. там
же. Вып. XIV. C.1.
6. См.:
там же: Вып. III: Отчет по командировке на р.Вислу… Вып. XIV:
Отчет о санитарных мероприятиях на внутренних водных путях Киевского округа путей
сообщения за навигацию 1907 г. ...СПб., 1909.
7. См.: Чириков А.В. Реки Амурского бассейна...
в санитарном отношении: Отчет по командировке 1904 г. СПб., 1905.
8. См.
например: Десятов А. Очерк санитарно-экономического положения
рабочих на пароходах бассейна реки Волги // Промышленность и здоровье. 1903. №
9; Кулеша Г.С. О заболеваниях судорабочих // Вестник
общественной гигиены, судебной и практической медицины. 1904. № 6; Никитин А. Ф.
Машинная команда на волжских пароходах // Русское судоходство. 1905. №№ 11, 12;
и др.
9. См.
рецензию; Образование, 1905. № 8.
10.
См.: Русское судоходство. 1910. № 1. С.147-148; № 4. С.156-177.
11.
ЦГИА СССР. Ф.190. Оп.2. Д.951. Л.3,17.
12.
Там же, Л.93; Д.966. Л.27.
13.
ГАКК. Ф.643. Оп.1. Д.4. 475 л.
14.
См.: Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода
капитализма. Томск, 1985. С.31-52.