Стр. 29

С. И. Потолов

ВЛАСТЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

(Проблемы законодательства и административной практики)

 

 

 

Создание полноценного гражданского общества, правового государства в современной России - насущная и актуальная проблема. Важное место в этом процессе принадлежит общественным организациям, в числе которых и российские профсоюзы, готовящиеся отметить (в 2005 г.) свое 100-летие. У них трудная судьба и сложная история, которые важно знать и учитывать сегодня, в процессе становления и развития независимого рабочего и профсоюзного движения.1 Об этом мои краткие заметки.

Либеральные реформы 1860-1870 гг., сыгравшие важную роль в модернизации России, не создали, однако, в ней гражданского общества. Самодержавный царский режим препятствовал свободе общественных организаций и развитию представительных учреждений. Особенно не повезло быстро развивавшемуся во второй половине XIX в. рабочему классу, который вплоть до 1905 г. был лишен элементарных политических прав и свобод на забастовки, собрания, собственные профессиональные рабочие организации.

Фабричное законодательство конца ХIХ - начала XX в. лишь частично регулировало взаимоотношения рабочих и предпринимателей. Правительство отказывало рабочим, да и предпринимателям в свободе взаимоотношений в сфере трудового договора, но это неизбежно приводило к казенному попечительству, откровенному вмешательству властей и полиции в трудовые конфликты, в целях их предупреждения. Обычные экономические стачки, рабочие организации были под запретом, их участники преследовались в уголовном порядке, что выглядело явным анахронизмом на фоне значительных успехов рабочих Западной Европы (да и в автономном, в составе Российской империи, Великом княжестве Финляндском), которые к концу XIX века в ходе повседневной борьбы за свои экономические и социальные права создали собственные профессиональные организации и политические партии, были представлены в парламентах и органах местной власти.

Иными словами, царское правительство не нашло адекватного ответа на естественное стремление рабочих к самоорганизации и самоидентификации, их стихийный тред-юнионизм: закон 1903 г. о старостах был запоздалой и недостаточной мерой, не получили широкого распространения и отдельные легальные организации, кассы взаимопомощи, неудачу терпела вся охранительно-попечительная политика царизма в рабочем вопросе, включая «полицейский социализм», зубатовщину, а также предпринимательский патернализм. На практике все это приводило к политизации рабочего движения

 

Стр. 30

 

и его неуклонному нарастанию в начале XX в., что в конечном счете привело к революции 1905-1907 гг.

Восходящие к началу 1900-х гг. и нашедшие затем отражение в проектах Министерства финансов (сначала при С. Ю. Витте, а затем и в Комиссии 1905 г. В. Н. Коковцова) попытки несколько модернизировать правительственный курс в рабочем вопросе путем дальнейшего развития фабричного законодательства и отказа от уголовного преследования участников экономических стачек и запретов рабочих организаций, собраний на предприятиях рабочих для обсуждения своих нужд и т. п., также не принесли существенных результатов «Новый курс» на поверку мало чем отличался от прежнего.

Это стало очевидным с началом первой русской революции. Это был тот же конгломерат попечительно-охранительных и буржуазных элементов, причем если буржуазная направленность рабочей политики (робкие попытки организовать какое-то рабочее представительство — старостат — на промышленных предприятиях, а также в проектируемых больничных кассах и страховых судах) и несколько усиливалась, то по-прежнему преобладающим оставалось охранительное начало, уходившее глубокими корнями в феодальную природу самодержавного строя.2

Между тем рабочий класс России явочным порядком утверждал в ходе массовых стачечных выступлений свои права на забастовки, создание пролетарских организаций, профсоюзов, активно борясь за 8-часовой рабочий день и коренное улучшение своего экономического и политического положения. Начиная с лета 1905 г. организация профсоюзов приобрела массовый характер как в столицах (Петербурге, Москве), так и в провинции, причем в профсоюзы объединяются не только рабочие, но и интеллигенция, служащие. 6 ноября 1905 г. петербургские профсоюзы объединяются и образуют Центральное бюро профессиональных рабочих союзов, по примеру которого происходит консолидация профсоюзного движения в центре и на местах.3

В борьбе с рабочим движением царское правительство, в частности Совет министров во главе с С. Ю. Витте, использовало не только весь репрессивный аппарат царизма, но и разработанные под личным наблюдением самого Витте и в срочном порядке принятые различные Временные правила, направленные против демократической печати, массовых политических забастовок, ограничившие в самом начале права рабочих профессиональных союзов.4

Еще в начале лета 1905 г. Отделом промышленности был подготовлен (в рамках комиссии Коковцова) весьма либеральный законопроект «О профессиональных обществах», составленный делопроизводителем Главного по фабричным делам присутствия, бывшим профессором Томского технологического института Ф. В. Фоминым, с учетом опыта деятельности первых петербургских профсоюзов (столяров, портных и садовников), и предусматривавший достаточно широкие права для их участников. Этот проект после манифеста 17 октября 1905 г. был внесен министром торговли и

 

Стр. 31

 

промышленности В. И. Тимирязевым в Совет министров, где он рассматривался в ноябре-декабре вместе с выработанными в Министерстве юстиции Временными правилами об обществах и союзах Уже тогда возникли серьезные разногласия с министром внутренних дел П. Н. Дурново, который потребовал предоставления губернской администрации права закрывать Общества и союзы, в то время как в проектах это должно было быть компетенцией исключительно судебных органов.5 Вопрос этот остался открытым, однако Государственный совет, рассматривавший указанные законопроекты в январе 1906 г., его реакционное большинство не только учли основные требования МВД, но и пошли значительно дальше, исказив проекты до неузнаваемости.

В окончательном виде Временные правила об обществах и союзах были утверждены царем 4 марта 1906 г. Они состояли из двух частей: в первой речь шла об обществах и союзах общего типа, второй раздел составляли правила, относящиеся только к профессиональным организациям в промышленности и торговле. Сделано это было вполне намеренно - с целью воспретить доступ рабочих в общеполитические организации. Кроме того, профессиональные организации наделялись гораздо меньшими правами, чем другие общества и союзы. Рабочие были лишены права образовывать свои организации явочным порядком, они подлежали обязательной регистрации с представлением устава в специально создаваемые губернские или городские по делам об обществах присутствия во главе с губернаторами и градоначальниками. Последние наделялись самыми широкими правами по надзору за деятельностью пролетарских организаций.

Государственным советом было начисто вытравлено из Временных правил все, что касалось участия рабочих в стачках, которые, таким образом, недвусмысленно подразумевались как противозаконные деяния. В частности, пункт о защите экономических интересов членов профессиональных организаций был заменен другой редакцией, предусматривавшей только «выяснение и согласование экономических интересов»; не упоминались пособия при стачках и безработице, иными словами, профсоюзам отводилась роль не боевых организаций рабочего класса, а своего рода обществ взаимопомощи. Профессиональным обществам запрещалось также объединяться в более крупные союзы по территориальному принципу, т. е. ставились рогатки тесным отношениям между отдельными пролетарскими организациями, их взаимодействию в общей борьбе. Всякое нарушение этих правил квалифицировалось как противозаконная деятельность и каралось тюремным заключением (до 1 года).6

Таким образом, молодое профдвижение российского пролетариата с самого начала было поставлено в трудные условия, сделалось объектом постоянных преследований со стороны местных властей, использовавших для этого уже не только Положения 1881 г. об усиленной и чрезвычайной охране, но и Временные правила 4 марта 1906 г., их ограничительные статьи. В результате ряд уже действовавших

 

Стр. 32

 

профсоюзов был запрещен, другим, вновь создаваемым, чиновники МВД, верховодившие в присутствиях, под разными предлогами отказывали в регистрации, закрывали профсоюзные издания и т. п. Это приводило к возникновению нелегальных профсоюзов. Полностью подавить, однако, профсоюзное движение было уже просто невозможно. В годы первой русской революции оно приобрело весьма значительные размеры, а преследования и притеснения властей и предпринимателей приводили к усилению революционных настроений рядовых членов союзов и в результате экономическая борьба пролетариата сливалась с политической, руководимой революционной социал-демократией.7

С действиями властей смыкалась борьба с рабочими организациями и профсоюзами огромного большинства промышленной буржуазии и антирабочих союзов во главе с созданным в октябре 1906 г. Советом съездов представителей промышленности и торговли, которые широко используют такие репрессивные методы, как локауты, фильтрацию рабочего состава, «черные списки». В этих условиях тарифные, коллективные договоры, случаи примирительного разбирательства (примирительные камеры) и подобные им другие проявления либерально-буржуазного разрешения трудовых конфликтов носят на заключительных этапах первой русской революции единичный, в общем случайный характер, буквально тонут, растворяются в общем потоке антирабочей, антипрофсоюзной борьбы капиталистов.

Терпят неудачу и попытки руководителей Отдела промышленности Министерства торговли и промышленности реформировать трудовое законодательство в либерально-реформистском духе. В правительстве все большее преобладание получает традиционно жесткая позиция Министерства внутренних дел и его главы, нового председателя Совета министров П.А.Столыпина, отражавшая настроения самодержавно-крепостнических кругов и ориентировавшаяся в своей практической деятельности почти исключительно на беспощадное подавление всеми имеющимися средствами пролетарских выступлений, репрессии в отношении рабочих организаций и в особенности профсоюзов.8

В итоге, следует подчеркнуть, поражение первой русской революции сделало практически невозможным разрешение рабочего вопроса не только в радикальном, революционно-демократическом духе, но и в более ограниченных либерально-реформистских, буржуазных рамках, что неизбежно создавало почву для новых, грядущих социальных потрясений.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г. вызвал и своего рода законодательную реакцию, свертывание и существенную деформацию разработанной в годы революции либерально-буржуазной по своему характеру правительственной программы в области трудового законодательства.

Один из основных ударов правительства П. А. Столыпина, возглавлявшего одновременно Министерство внутренних дел, был направлен против рабочих организаций и прежде всего профсоюзов. В дополнение к многочисленным

 

Стр. 33

 

сенатским разъяснениям и министерским циркулярам 1906-начала 1907 гг., ограничившим и без того узкие рамки Временных правил об обществах и союзах 4 марта 1906 г., МВД 10 мая 1907 г. направило губернаторам циркуляр, обязывавший местные власти допускать легализацию профсоюзов «лишь при наличности несомненных данных об отсутствии их связей с социал-демократическими группами, и при первых попытках со стороны означенных организаций к отступлению от установленных пределов деятельности закрывать их», подвергая профсоюзных активистов уголовному преследованию.9

Инструкции и циркуляры МВД привели к массовому закрытию профсоюзных организаций, резкому сокращению числа их членов, изданий и практически свели на нет кое-где еще бытовавшие жалкие тред-юнионистские формы во взаимоотношениях рабочих с предпринимателями. Согласно наиболее достоверным сведениям Министерства торговли и промышленности, в 1906-1907 гг. было подано заявлений о регистрации от 1131 профессионального общества, отказ последовал в 227 случаях (20 %), а из 904 зарегистрированных к концу 1907 г. было закрыто 104 общества, т. е. почти трети (29,3 %) была воспрещена их деятельность.10 И это было только началом, так как в последующие годы профсоюзное движение резко пошло на убыль.

С конца 1907 г. МВД форсирует работу по пересмотру законодательства о союзах. Были запрошены губернаторы и градоначальники, и большинство из них в своих отзывах потребовало исключения всякого упоминания о праве профсоюзов улаживать трудовые конфликты между рабочими и предпринимателями путем третейского разбирательства и с помощью примирительных камер, оказывать своим членам юридическую помощь, устраивать публичные собрания, вечера и концерты. Главной целью профсоюзов признавалась лишь организация пенсионных и прочих касс, справочных контор для учета спроса труда и т. п. Губернаторы требовали еще большего усиления контроля за деятельностью союзов, предоставления себе права приостанавливать действия союзов и закрывать их без согласования с губернскими и городскими по делам об обществах присутствиями.11

Губернаторское правотворчество по поручению Столыпина обобщил состоявший при нем чиновник особых поручений М. И. Блажчук, представивший в январе 1908 г. специальную Записку. Он же разработал проект нового закона об обществах, который он мыслил единым как для профсоюзов, так и для прочих обществ и союзов. Блажчук, в частности, предлагал запретить явочный порядок возникновения обществ, их объединение в союзы. Членство в союзах должно было быть запрещено всем работающим на казенных предприятиях. Строго регламентировалось единым типовым уставом число лиц, необходимых для образования профессиональных организаций. Весь контроль над ними находился в ведении МВД и местных властей.12

Несмотря на откровенно полицейский характер проекта Блажчука, именно его основные положения вместе с предложениями губернаторов были

 

Стр. 34

 

представлены в качестве материала для пересмотра Временных правил 4 марта 1906 г. Междуведомственному совещанию под председательством директора Департамента общих дел МВД А. Д. Арбузова, которое заседало в феврале-мае 1908 г. и в мае-ноябре 1910 г.13

В итоге в профсоюзный раздел закона были внесены под нажимом чиновников МВД новые ограничения. Из проекта исчезают даже намеки на права профессиональных обществ вести борьбу за улучшение положения своих членов. На курсы и чтения, организуемые профсоюзами, был распространен полицейский надзор. По настоянию МВД было исключено участие в союзах безработных, права голоса лишалась молодежь до 21 года. Контрольные функции отбирались у фабричной инспекции и горного надзора и передавались губернаторам и градоначальникам, возглавлявшим губернские и городские по делам об обществах присутствия.

Отношение к проекту нового закона об обществах было в общественных кругах, включая промышленников (в лице Совета съездов представителей промышленности и торговли) крайне отрицательным - за преобладание административной опеки. В итоге закон так и не был принят ни III, ни IV Думами.

Отношения с профсоюзами по-прежнему регламентировались Временными правилами 1906 г., а на практике почти повсеместно действовавшими Положениями об усиленной и чрезвычайной охране, на основании которых преследовались рабочие организации и их активисты. В годы реакции, с 1906 по 1912 гг., было закрыто 600 профсоюзов, 700 союзам было отказано в регистрации. Преследование профсоюзов привело к резкому сокращению числа их членов: с 245 тыс. в начале 1907 г. до 40 тыс. в конце 1908 г. и 13 тыс. к началу 1910 г.14

Репрессивная антирабочая политика царизма, в значительной мере поддерживаемая промышленной буржуазией, имела глубочайшие последствия. Ее конечная неудача выражалась не только в неспособности к социальному творчеству, но и в провале попыток предотвратить массовое рабочее движение, которое в 1912 — первой половине 1914 г. приобретает политический, революционный, антисамодержавный характер. Соответственно и возрождение в эти годы профсоюзного движения также происходит на революционной основе. Репрессии и гонения на рабочий класс и его организации в конечном счете оказались своего рода бумерангом, который нанес сильнейший удар и по царизму, и по буржуазии, а попутно и по реформизму, оказавшемуся в условиях царской России совершенно несостоятельным.

Начавшаяся мировая война лишь временно прервала развитие общенационального кризиса, когда массовое рабочее движение к июлю 1914 г. фактически подвело страну к новому рубежу, революционным баррикадам. В это время были запрещены многие рабочие организации, профсоюзы, арестованы и отправлены на фронт профсоюзные активисты, промышленность переводилась на военное положение.

 

Стр. 35

 

И опять репрессии сыграли с рабочим движением роль тутой пружины, которая от сильного сжатия затем распрямляется с огромной обратной силой. Лишенное легальной основы, рабочее движение в России с осени 1915 г. под воздействием ухудшения экономического и политического положения пролетариата неуклонно, хотя и волнообразно, нарастает, в нем начинают преобладать откровенно политические мотивы, и к концу 1916 г. оно играет ведущую роль в возникновении революционной ситуации в стране. Усиливается нелегальная, революционная деятельность рабочих организаций, профсоюзов, и, наоборот, не имеет широкой поддержки рабочее представительство в руководимых буржуазией военно-промышленных комитетах.15 В конечном счете именно революционная борьба рабочих России и их организаций, поддержанных солдатскими массами, сыграла решающую роль в крушении царского самодержавия в феврале 1917 г. Начинается новая глава в истории профсоюзного движения в России.