Манифест 19 февраля 1861 года
СТР.
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец 27
всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и
прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв
призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие
сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею
царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого
звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту
Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от
проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле
борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства,
мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно
благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности,
права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в
отношении к людям крепостным, так названным потому, что они
частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены
под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность
устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и
не определены с точностию законом, место которого заступали
предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего
происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой
попечительности и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при
умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных
отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда
помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды,
добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу,
отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их
благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к
улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и
принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это
были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному,
свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только
для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств
или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление
о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I
— постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных 28
инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их
повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных
крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения
крепостных людей на лучшее есть для нас завещание
предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный
нам рукою провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому
дворянству, к изведанной великими опытами преданности его
престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.
Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его,
составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем
дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие
наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их,
облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии,
дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных
людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений,
составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в
крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по
свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в
правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу
комитете; и составленные таким образом новые положения о
помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в
Государственном совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу
исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в
свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие
им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности,
в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для
обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред
правительством, определенное в положениях количество полевой
земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны
исполнять в пользу помещиков определенные в положениях
повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне
именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их
оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в
собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в
постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность
определенного количества земли крестьяне освободятся от
обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в
решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них 29
переходное состояние, приспособленное к их занятиям и
потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего
положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями
определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей,
установляется порядок общественного крестьянского управления и
указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и
возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к
помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые
дополнительные правила для некоторых особых местностей, для
имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на
помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к
местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы
сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные
выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами
добровольные соглашения и заключать условия о размере
поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с
соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости
таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых
оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для
сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего
времени, в отвращение замешательства и для соблюдения
общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих
имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении
надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали за благо
повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским
делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами
крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров,
могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в
уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые
съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления,
для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе,
открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие
сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому
обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено,
на основании местного положения, количество земли,
предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер
повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю,
так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере 30
утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям
ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего
манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям
пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно
исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях,
с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и
открытия волостных судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого
преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое
провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность
благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить
от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за
бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.
Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только
уважением к достоинству человека и христианскою любовию к
ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и
положило основание новой хозяйственной будущности крестьян.
Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее
тщание к приведению в исполнение новых положений в добром
порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец
довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг
всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и
его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем
даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и
добросовестному исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о
благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной
попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными
добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений,
неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к
разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим
способом облегчится переход от старого порядка к новому и на
будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и
единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений
между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать
в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от
правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил,
выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о упразднении крепостного права
распространилась между не приготовленными к ней крестьянами,
возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе
и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался 31
в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно
пользующийся благами общества взаимно должен служить благу
общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону
христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим
(Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому
должно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенные
помещиками права не могут быть взяты от них без приличного
вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно
всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести
за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при
открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию
примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством
для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое
основание собственности и большую свободу располагать своим
хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред
самими собою благотворность нового закона дополнить верным,
благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им
прав. Самый благотворный закон не может людей сделать
благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое
благополучие под покровительством закона. Довольство
приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом,
благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию
и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству
крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят
бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным
движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание
земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих
занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды
ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для
посева на земле постоянного пользования или на земле,
приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови
с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего
домашнего благополучия и блага общественного.
Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето
от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое,
царствования же нашего в седьмое.
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков.
М., Юридическая литература, 1989.