Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"
26 августа 1946 г.
СТР.
№ 272. п. 7г — О репертуаре драматических театров и мерах по 591
его улучшению.
Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению, ЦК ВКП(б) признает состояние репертуара театров
неудовлетворительным.
Главный недостаток нынешнего состояния репертуара
драматических театров заключается в том, что пьесы советских
авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из
репертуара крупнейших драматических театров страны. В Московском
Художественном театре из 20 идущих спектаклей лишь 3 посвящены
вопросам современной советской жизни, в Малом театре из 20 —
3 спектакля, в театре им. Моссовета из 9 — 2, в театре
им. Вахтангова из 10 — 2, в Камерном из 11 — 3, в Ленинградском
театре им. Пушкина из 10 — 2, в Киевском драматическом театре
им.Франко из 11 — 3, в Харьковском театре им. Шевченко из 11 — 2,
в Свердловском драматическом театре из 17 — 5 спектаклей
поставлены на современные советские темы.
Явно ненормальное положение с репертуаром еще более
усугубляется тем, что и среди небольшого количества пьес на
современные темы, поставленных театрами, имеются пьесы слабые,
безыдейные ("Вынужденная посадка" Водопьянова и Лаптева, "День
рождения" братьев Тур, "Самолет опаздывает на сутки" Рыбака и
Савченко, "Новогодняя ночь" А.Гладкова, "Чрезвычайный закон"
братьев Тур, "Окно в лесу" Рахманова и Рысс, "Лодочница" Погодина
и некоторые другие). Как правило, советские люди в этих пьесах
изображаются в уродливо-карикатурной форме, примитивными и
малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами,
отрицательные же персонажи наделяются более яркими чертами
характера, показываются сильными, волевыми и искусными. События в 592
подобных пьесах изображаются часто надуманно и лживо, ввиду чего
эти пьесы создают неправильное, искаженное представление о
советской жизни. Значительная часть поставленных в театрах пьес
на современные темы антихудожественна и примитивна, написана
крайне неряшливо, безграмотно, без достаточного знания их
авторами русского литературного и народного языка. К тому же
многие театры безответственно относятся к постановкам спектаклей
о советской жизни. Нередко руководители театров поручают ставить
эти спектакли второстепенным режиссерам, привлекают к игре слабых
и неопытных актеров, не уделяют должного внимания художественному
оформлению театральных постановок, вследствие чего спектакли на
современные темы получаются серыми и малохудожественными. Все это
приводит к тому, что многие драматические театры не являются на
деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и
морали. Такое положение дел с репертуаром драматических театров
не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть
терпимо в советском театре.
Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам
искусств и драматических театров является их чрезмерное увлечение
постановкой пьес на исторические темы. В ряде пьес, не имеющих
никакого исторического и воспитательного значения, идущих ныне в
театрах, идеализируется жизнь царей, ханов, вельмож ("Новеллы
Маргариты Наваррской" Скриба, "Хорезм" Хаджи Шукурова, "Тахмос
Ходжентский" Касымова, "Мы казахи" Тажибаева, "Идукай и Мурадым"
Бурунгулова).
ЦК ВКП(б) считает, что Комитет по делам искусств ведет
неправильную линию, внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных
зарубежных драматургов. Издательство "Искусство" по заданию
Комитета по делам искусств выпустило сборник одноактных пьес
современных английских и американских драматургов. Эти пьесы
являются образцом низкопробной и пошлой зарубежной драматургии,
открыто проповедующей буржуазные взгляды и мораль. За последнее
время Комитет по делам искусств разослал драматическим театрам
страны пьесы: "Убийство мистера Паркера" Моррисона, "Опасный
возраст" Пинеро, "Круг" и "Пенелопа" Могэма, "Мое кафе" Бернара,
"Пыль в глаза" Лабиша и Делакура, "Гость к обеду" Кауфмана и
Харт, "Знаменитая Мэри" Дюрана, "Корсиканская месть или причуды
дядюшки" Ожье и Сандро и др. Часть этих пьес была поставлена в
драматических театрах. Постановка театрами пьес буржуазных
зарубежных авторов явилась, по существу, предоставлением
советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и
морали, попыткой отравить сознание советских людей
мировоззрением, враждебным советскому обществу, оживить пережитки
капитализма в сознании и быту. Широкое распространение подобных
пьес Комитетом по делам искусств среди работников театров и
постановка этих пьес на сцене явились наиболее грубой
политической ошибкой Комитета по делам искусств.
ЦК ВКП(б) отмечает, что Комитет по делам искусств оказался в 593
плену у отсталой части театральных работников, выпустил из своих
рук подбор репертуара для центральных и местных театров,
предоставив формирование репертуара самотеку.
ЦК ВКП(б) считает, что одной из важных причин крупных
недостатков в репертуаре драматических театров является
неудовлетворительная работа драматургов. Многие драматурги стоят
в стороне от коренных вопросов современности, не знают жизни и
запросов народа, не умеют изображать лучшие черты и качества
советского человека. Эти драматурги забывают, что советский театр
может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся
только в том случае, если он будет активно пропагандировать
политику советского государства, которая является жизненной
основой советского строя.
В работе драматургов отсутствуют необходимая связь и
творческое сотрудничество с театрами. Правление Союза советских
писателей, обязанность которого состоит в том, чтобы направлять
творчество драматургов в интересах дальнейшего развития искусства
и литературы, фактически устранилось от руководства деятельностью
драматургов, ничего не делает для повышения идейно-
художественного уровня создаваемых ими произведений, не борется
против пошлости и халтуры в драматургии.
Неудовлетворительное состояние репертуара драматических
театров объясняется также отсутствием принципиальной
большевистской театральной критики. В роли театральных критиков в
советской прессе выступает крайне незначительное число
специалистов. Газеты, литературно-художественные и театральные
журналы мало выдвигают новых критиков, способных объективно и
беспристрастно разобраться в пьесах и театральных постановках.
Отдельные критики руководствуются в своих оценках пьес и
спектаклей не интересами идейного и художественного развития
советской драматургии и театрального искусства, т.е. не
интересами государства и народа, а интересами групповыми,
приятельскими, личными. Публикуемые статьи о спектаклях часто
пишутся малосведущими в искусстве лицами, деловой разбор новых
спектаклей подменяется в этих статьях субъективными и
произвольными оценками, не соответствующими действительному
значению и уровню спектаклей. Рецензии на пьесы и спектакли
пишутся часто заумным языком, малодоступным для читателей. Газеты
"Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Труд"
недооценивают огромного воспитательного значения театральных
постановок и отводят вопросам искусства крайне незначительное
место.
Совершенно неудовлетворительно ведутся газета "Советское
искусство" и журнал "Театр". "Советское искусство" и "Театр",
призванные помогать драматургам и работникам театров создавать
идейно и художественно полноценные пьесы и спектакли, робко и
неумело поддерживают хорошие пьесы, в то же время безудержно
захваливают посредственные спектакли, замалчивают ошибки театров
и Комитета по делам искусств, культивируя тем самым чуждые
советской печати тенденции и нравы. Театральная критика на
страницах "Советского искусства" носит ведомственный характер,
приятельские отношения между критиками и театральными 594
работниками, частные интересы довлеют в ней над интересами
общегосударственными. Газета "Советское искусство" не сумела
занять правильной и принципиальной позиции в оценке
драматургических произведений и работы театров и тем самым не
только не содействовала, но даже препятствовала развертыванию
большевистской театральной критики. Наличие такого рода
театральной "критики" приводит к тому, что некоторые критики,
драматурги и театральные работники утрачивают ответственность
перед народом, перестают двигаться вперед и не содействуют
дальнейшему развитию советского искусства.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать председателя Комитета по делам искусств
т. Храпченко в кратчайший срок устранить отмеченные в настоящем
постановлении серьезные недостатки и ошибки.
2. Учитывая важное значение театра в деле коммунистического
воспитания народа, ЦК ВКП(б) обязывает Комитет по делам искусств
и Правление Союза советских писателей сосредоточить внимание на
создании современного советского репертуара.
ЦК ВКП(б) ставит перед драматургами и работниками театров
задачу создать яркие, полноценные в художественном отношении
произведения о жизни советского общества, о советском человеке.
Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь
советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески
способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера
советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой
Отечественной войны. Наши драматурги и режиссеры призваны активно
участвовать в деле воспитания советских людей, отвечать на их
высокие культурные запросы, воспитывать советскую молодежь
бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу
нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать
любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать,
что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям,
героям, но многим миллионам советских людей.
Необходимо, чтобы все писатели, способные создавать
произведения драматургии, активно, творчески включились в
насущное дело создания репертуара театров, достойного по своему
качеству современного зрителя.
3. Поставить перед Комитетом по делам искусств в качестве
основной практической задачи организацию постановки в каждом
драматическом театре ежегодно не менее 2-3 новых
высококачественных в идейном и художественном отношении
спектаклей на современные советские темы.
Обязать театры коренным образом улучшить качество постановок
современных советских пьес, выделять для постановок этих пьес
лучших режиссеров и артистов, добиваться высокого качества
художественного оформления спектаклей.
4. Предложить Комитету по делам искусств исключить из
репертуара безыдейные и малохудожественные пьесы, постоянно
наблюдать за тем, чтобы в театры не проникали ошибочные, пустые и 595
безыдейные, малоценные произведения.
5. Признавая важную роль критики в развитии театрального
искусства, обязать редакции газет "Правда", "Известия",
"Комсомольская правда", "Труд", "Советское искусство" и
"Литературная газета" привлечь к работе в газетах политически
зрелых, квалифицированных театральных и литературных критиков,
систематически публиковать статьи о новых пьесах и спектаклях,
вести решительную борьбу против аполитичности и безыдейности
театральной критики.
Обязать редакции республиканских, краевых и областных газет
систематически помещать статьи и рецензии о новых постановках
местных театров.
6. ЦК ВКП(б) отмечает, что серьезным препятствием для
продвижения в театры советских пьес является наличие большого
количества инстанций и отдельных лиц, имеющих право исправлять и
разрешать пьесы к печати и к постановке в театрах. Рассмотрением
пьес занимаются работники местных управлений по делам искусств,
республиканские комитеты по делам искусств, Главрепертком,
Главное театральное управление Комитета по делам искусств,
Художественный совет Комитета, руководители театров, работники
редакций и издательств. Это создает вредную волокиту и
безответственность и мешает быстрому продвижению пьес на сцены
театров.
Предложить Комитету по делам искусств устранить препятствия,
мешающие опубликованию, распространению и постановке в театрах
пьес советских драматургов, сократить до минимума количество
инстанций, занимающихся рассмотрением пьес. Возложить на
т. Храпченко личную ответственность за своевременное, быстрое
рассмотрение в Комитете пьес, написанных советскими драматургами.
7. ЦК ВКП(б) устанавливает, что Художественный совет при
Комитете по делам искусств не выполняет своей роли в деле
улучшения качества репертуара, повышения его идейного и
художественного уровня, ведет работу замкнуто, результаты его
деятельности не становятся достоянием широких кругов театральной
общественности, не освещаются в печати.
Обязать Комитет по делам искусств серьезно улучшить работу
Художественного совета. На заседаниях Художественного совета
подвергать критическому разбору новые пьесы и театральные
постановки. Материалы о работе Художественного совета публиковать
в газете "Советское искусство".
8. Разрешить Комитету по делам искусств совместно с
Правлением Союза советских писателей организовать в 1946-1947 гг.
Всесоюзный конкурс на лучшие современные советские пьесы.
9. Учитывая крайнюю ограниченность репертуара театров
союзных и автономных республик и увлечение местных драматургов
темами далекого прошлого, обязать Комитет по делам искусств
принять меры по переводу на языки народов СССР и включению в
репертуар театров республик лучших произведений советской
драматургии.
10. Поручить Комитету по делам искусств совместно с 596
Правлением Союза советских писателей провести осенью текущего
года совещание драматургов и деятелей театрального искусства по
вопросу о репертуаре и совместной творческой работе драматургов с
театрами.
Опубликовано: Большевик. 1946. № 16.
Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция.
Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной
политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов,
О.В.Наумов. М.: Международный фонд "Демократия", 1999.