ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ К НЕМУ
СТР.
Закон Судный людем, или судебник царя Константина, как он 125
назван в некоторых списках, известен в трех редакциях. Первая,
краткая, помещена в Кормчих и известна уже в списках XIII в.;
вторая, средняя, сохранилась в единственном списке второй
половины XIV в. и присоединена к Пространной Правде; третья,
пространная, имеется в списках XV в. В этой последней редакции
Русская Правда непосредственно соединена с Законом Судным людем в
один памятник с общим предисловием, причем начало Закона
пропущено. С.В.Юшков считает, что такое соединение явилось
результатом сознательной работы редакторов и отражает «момент
влияния на нее (Русскую Правду) византийского законодательства».
Так это и было понято составителями Кормчей 1493 г., в которой
идет сплошная нумерация глав для Устава Владимира Мономаха (т.е.
второй части Русской Правды) и присоединенного к нему Закона
Судного людем. Но дело, повидимому, было проще, так как
пропущенный в пространной редакции текст начала Закона Судного
людем помещается в средней редакции на двух страницах, т.е. на
1 листе с оборотом. Пространная редакция Закона Судного людем в
соединении с Русской Правдой, повидимому, была списана из
рукописи с 1 потерянным листом. О времени происхождения трех
редакций Закона Судного людем в литературе нет согласия.
Первоначальный же текст Закона принято считать памятником,
возникшим в Болгарии в Х в. Здесь печатается предисловие, к
Русской Правде и Закону Судному людем, а также дополнительные
статьи Закона, по предположению некоторых ученых, русского
происхождения.
Печатаются по изданию «Русская Правда» под ред. С.В.Юшкова,
стр.137–138 и 168.
Оуставъ великого князя Ярослава
Писано бо есть: проливаяи кровь человечьскоу за кровь оного
да пролиется кровь его; испытаите оубо съ многою истинною
виноватого, но прежде оклеветающаго, како есть житие его. И аще
благосъветникъ и благоверенъ обрящется, но тако не имете емоу
веры. Безаконно бо есть тако сведетельство, но да имать и инехъ
сведетеля посрамны и единого нравы да предъ двема или треми
сведетели праведными станеть всякъ глаголъ.
Речено есть: да не приимеши послоушества лжа, но да не
сядеши съ многыми оуклонити правдоу. Подобаеть же соудимаго
испытати, како есть житие его и нравъ сведетельствоуемое житие
его. Аще не виноватъ и долго не дръжит гнева, или преподобенъ,
или страннолюбець, и нищелюбець, и целомудръ, и святъ от лжа, и 126
кроме всякыя лоукавныя вещи моужь бо рече неискоусимъ и неключимъ
къ богоу. Рече бо Соломонъ: послоушаите, вноушите вси соудящии
земли, яко от бога дасться вамъ власть и сила от вышняго. И пакы:
горе оправдающемоу нечестиваго мьзды ради и от праваго правдоу
отъемлющемоу; давыи бо намъ богъ власть истяжеть скоро ваша дела
и помысли испытаеть; яко же бо слоужителе есте царствия ти не
соудисте право, ни съхранисте закона божиа, ни въ повелении его
пребысте; страшно оубо и скоро придеть на вы испытание; яко соудъ
немилостивъ на обладающаго бываеть, ибо меншии достоини соуть
милости, силнии же испытани боудоуть.
И рече бо господь: емоу же дасться мало, и мало истяжють от
него, а емоу же много, то много истяжуть от него; тем же съ
многымъ тръпениемъ оуловивше правъдоу, сътворите истиноу, овии бо
от человекъ за неразоумие добре истинны прелщаются, овии же
хитростию прелщаются, друзии же златолюбия ради корчемьствоують.
После Русской Правды и Закона Судного людем помещены статьи:
Иже кто изломить чюже копье
Иже изломить дроугоу копие, или щитъ, или топоръ, да аще оу
себе начнеть хотети дръжати, то приати ино что оу него; аще ли
начнеть инемь чимь емоу заплатити предъ чядию, иже начнеть
ведати, колко боудеть далъ на немь.
Аще дадять детя въскормити до лжици, а само вразоумееть
лжицоу взяти, прокорма 3 гривны
Аще ся дасть человекъ или женщина оутонша времени, дернъ
емоу ненадобе, а поидеть прочь, да дасть 3 гривны, а слоужилъ
даромъ.
А за стогъ за тяжебныи гривна коунъ, а тяжа ненадобе.