Примечания к "Письмам из деревни" Письмо первое 1. "Так как у вас, вероятно, найдется свободное время, то вы могли бы употребить его с пользою..., изобразив современное положение помещичьих и крестьянских хозяйств" (Из письма Салтыкова-Щедрина от 31 марта 1871 г.). 2. Сорок мучеников севастийских. 3. Коршун. Письмо третье 1. Писано в 1872 г. (Примеч. Н.Энгельгардта.) Письмо четвертое 1. Во 2-м изд. вместо "у помещиков" - "у крестьян". - Ред. 2. Торболе, 12 сентября 1786 г. В вечерней свежести я вышел погулять, находясь в действительно новой стране, в совсем чужой среде. Люди [здесь] ведут нерадивую, праздную жизнь: во-первых, у дверей тут нет замков – но трактирщик меня уверял в том, что я могу быть совершенно спокойным, даже если бы все, что у меня есть с собой, состояло из алмазов; во-вторых, окна закрыты бумагой вместо стекол; в-третьих, отсутствует крайне необходимое удобство, так что в этом плане люди здесь живут недалеко от естественного состояния. Когда я у дворника спросил насчет одного местечка, он указал вниз по двору: „qui abbasso puo servirsi“ [вот там можно расположиться!]; я спросил: „dove?“ [где?] - “da per tutto dove vuol!” [да везде, где угодно], - ответил он приветливо. Действительно, [здесь] проявляется величайшая беззаботность, но оживленности и хлопотливости хватает... – Пер. С.Эртца. Письмо пятое 1. А.Н. приехал в Батищево 6 февр. 1871 г. Писано в 1875 г. (Примеч. Н.Энгельгардта.) 2.Сделано небольшое сокращение описания дворовых собак - Ред. 3. То же. - Ред. 4. Долю волны и льну девочка начинает получать только с того времени, когда она становится полезною в хозяйстве, например может собирать траву свиньям. Долю на мальчика баба получает тоже только тогда, когда он может что-нибудь работать. 5. Отношения между мужчинами и женщинами у крестьян доведены до величайшей простоты. Весною, когда соберутся батраки и батрачки, уже через две недели все отношения установились, и всем известно, кто кем занят. Обыкновенно раз установившиеся весною отношения прочно сохраняются до осени, когда все расходятся в разные стороны с тем, чтобы никогда, может быть, не встретиться. Женщина при этом пользуется полнейшей свободой, но должна прежде бросить того, с кем занята, и тогда уже она свободна тут же заняться с кем хочет. Ревности никакой. Но пока женщина занята с кем-нибудь, она неприкосновенна для других мужчин, и всякая попытка в этом отношении какого-нибудь мужчины будет наказана - товарищи его побьют. На занятую женщину мужчины вовсе не смотрят, пока она не разошлась с тем, с кем была занята, и не стала свободна. 6.Чтобы указать, как в наших хозяйствах все не установилось, достаточно будет сообщить наши цены на корм в нынешнем году. Сено 40 коп. за пуд, ржаная солома 10 коп. за пуд, да и за эти цены достать сена и соломы трудно; овес 60 коп. за пуд, рожь 75 коп. за пуд, конопляная жмака 24 коп. за пуд. 7. Запрещается употреблять для окрашивания обоев краски, содержащие мышьяк, потому что пыль от таких обоев вредно действует на здоровье. Представьте же себе, если избу прокурят мышьяком или смажут в ней все щели болтушкой из муки с мышьяком, тараканов в этой избе никогда не будет - бойтесь изб, где нет тараканов! Но каково это будет действовать на людей, в ней живущих! Исконные обитатели избы еще могут привыкнуть к мышьячной пыли, но свежий человек, поступающий в семью, например невестка, - умирает. Случается, что мрут невестки во дворе, да и только. А может быть оттого и мрут, что изба была когда-нибудь прокурена мышьяком. Письмо шестое 1. Напечатано в "Отечественных записках", 1878 г., март, №3. (Примечание Н.Энгельгардта.) Письмо седьмое 1. Напечатано в "Отечественных записках" за 1879 г. (Примечание Н.Энгельгардта.) 2. Я знаю пример, что те же мужики, три отставных солдата - люди артельные, привыкшие на службе к делу сообща, - поселились в деревне и, взяв землю, сообща построили овин и сообща молотят на нем; сегодня все молотят хлеб, принадлежащий одному, завтра - другому. 3. В кухонных книгах мне никогда не встречалась среди разных яичниц "исправницкая яичница". Это простая, пахнущая дымком яичница-глазунья, которую готовят на лучинках. Очень вкусна. Такую яичницу в старину подавали в деревнях исправникам. После "Положения", после мировых посредников, мировых судей, следователей, приставов, словом,в новейшее время, об исправницкой яичнице в деревнях уже позабыли. Исправник стал большой барин ("notre chef", как его величают уездные дамы) и с мужиком в соприкосновение приходит редко, разве волостного погоняет за невзнос податей. Даже становые облагородились, не имея дела до мужиков, которые знали только свое сельское начальство. Все было хорошо, ладно, мужики отдохнули до прошлого лета, когда на них напустили пьяную орду урядников. 4. Народ всегда говорит "мужик". "Мой мужик", говорит баба. "Наши мужики луг сняли", рассказывает мужик. Форму "мужичок" придумали либеральные чиновники. Со мною было: много лет тому назад читал я в Петербурге публичные лекции. После одной лекции я увидел среди публики своего начальника с женой. Подошел. Разумеется, для меня, как для всякого служащего, дороже всего было мнение начальства. "Довольны ли, ваше-ство?", - обратился я к ней. "Очень, очень! однако, вы, должно быть, устали, вы так горячо говорили". Действительно, горячась на лекции, я вспотел и раскраснелся; тем более, что перед лекцией выпил бутылку вина. "А я все-таки замечание сделаю", - сказал генерал. "Какое, ваше-ство?". "Вы все говорите "мужик", - это неловко". - "А как же говорить?" - "Крестьянин". - "Длинно, ваше-ство". "Ну, "мужичок", а то как же это... "мужик". 5. Старики говорят, что пенька когда-то, еще до "разорения", была 2 рубля, потом стала дорожать и дошла до 7 рублей ассигнациями, потом, когда пошел счет на "серебро", стоила 2 рубля, а теперь опять стала дорожать. 6. Я уже много раз говорил о том, как неэкономично поступает начальство: конская повинность, сажение березок и т.п. Но вот еще пример: в последнее время пошли по деревням новые порядки, для строгости, как говорят мужики. Требуется, например, чтобы в каждой деревне было каждую ночь два караульных, которые должны барабанить в доски и опрашивать проезжающих. Согласитесь, не может же человек, не спавший ночь, работать днем, но допустим, что выносливый русский мужик, не спав ночь, будет потом спать только полдня. Следовательно, в деревне пропадает ежедневно один день работы, что стоит по меньшей мере 30 копеек, в год это составит около 110 рублей на деревню. Допустим, что вследствие учреждения караулов конокрадство совсем уничтожится, чего, конечно, не может быть, - я не думаю, чтобы оно даже уменьшилось, - выиграет ли деревня? Конечно, нет. Сами посудите, возможно ли, чтобы в каждой деревне ежегодно украли на 110 рублей лошадей. А сколько силы потратится на ночные караулы! 7. "Из истории моего хозяйства", напечатано в "Отечественных записках", 1878 г. (Примечание Н.Энгельгардта.) 8. Следовало бы сказать "пользовались", но мы, помещики, еще при крепостном праве до такой степени привыкли говорить "крестьянская земля", "крестьяне владеют этой землей", что даже узнав из "Положения", что это "наша" земля, по старой привычке все продолжаем делать описки. 9. При разделе сена, например, по косам делается так: все сообща накладывают возы, стараясь по возможности уравнять их, затем бросают жребий, кому какой воз взять, и каждый запрягает свою лошадь в доставшийся ему воз. Во время накладки возов постоянно идет спор, но бросили жребий, и уже тогда споров нет, разве какой-нибудь "жадный" станет обижаться, что его воз меньше. "Тогда бы смотрел, как накладывали", - скажут ему. 10. Говорят, что человек гораздо лучше работает, когда хозяйство составляет его собственность и переходит к его детям. Я думаю, что это не совсем верно. Человеку желательно, чтобы его дело - ну, хоть вывод скота - не пропало и продолжалось. Где же прочнее, как не в общине? В общине выведенный скот останется и найдется продолжатель. А из детей, может, и ни одного скотовода не выйдет. Письмо восьмое 1. "Маем" у нас называют березки, которые ставят на троицу около изб. Таким же "маем" украшают церкви, и все в этот день приходят в церковь с букетами цветов. Ставить "май" теперь запрещено. Письмо девятое 1. Летом, когда появляются овода около "Акулины задери хвосты" (13 июня), то они кусают и беспокоят скот, который от оводов бесится, бегает задеря хвосты, "зикует", как у нас говорят. Это время называется "коровьим зиком". Позднее, в июле, появляются другие овода, которые беспокоят лошадей. Это время называется "конским зиком". Конец июля и начало августа крестьяне называют "поповым зиком", потому что в это время попы ходят по деревням за "новью", рожь на посев выбирают. 2. "Земляным доходом" поповские называют доход, получаемый за погребение умерших. "Нынче плохо, - жалуется иная попадья или дьячиха, - плохо нынче, земляного дохода мало - все больше дети мрут, нет, чтоб настоящие люди". 3. "Земледельческая Газета", 1880 год, стр. 720, в статье о жатвенных машинах. 4. Немец попал в местность, которую я, под названием "Счастливого уголка", опишу в следующем письме. Письмо двенадцатое 1. С. Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии. 2. Первая серия моих писем "Из деревни" напечатана под псевдонимом А.Буглима (название деревни, близ которой я прожил лето 1863 г.) в "С-Петербургских ведомостях" 1863 года. Вторая серия печаталась в "Отечественных записках" 1872-1882 годов, а потом вышла отдельным изданием. 3. Результаты этих исследований напечатаны в Petersb. Akad. Bull., XII, 394, в журнале "Сельск. хоз. и лесов." 1867-8, в моем отчете: "О фосфоритах в России", в статье "Наши, втуне лежащие, богатства", "Спб. вед.", 1867, №№ 311, 312.