|
|
{124}
I. В целях ограждения народного достояния Российской Советской Федеративной Республики от пожарных бедствий и для высшего руководства, объединения, направления и развития мероприятий по борьбе с огнем, учреждается Пожарный совет под председательством главного комиссара по делам страхования, должности которого присваивается наименование: главный комиссар по делам страхования и борьбы с огнем.
II. Ведению Пожарного совета подлежат все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием.
К обязанностям Совета, главным образом, относятся:
1) предварительное рассмотрение и разработка законодательных предположений по пожарной части;
2) издание, на устанавливаемых законами основаниях, общих правил, инструкций и обязательных постановлений о мерах предупреждения и тушения пожаров и в том числе правил {125} противопожарной охране фабрично-заводских и горно-заводских предприятий, нефтяных промыслов, рудников, лесов, торфяников и прочих источников народного благосостояния;
3) обсуждение необходимых мероприятий для объединения, направления и дальнейшего развития деятельности правительственных, общественных и частных противопожарных организаций, учета существующих и вновь возникающих пожарных обществ и учреждений, осведомления об условиях и результатах деятельности их и т.п.;
4) содействие органам местного самоуправления, общественным пожарным организациям и учреждениям, поставившим себе целью борьбу с огнем, а равно частным лицам, посредством выдачи разного рода ссуд и пособий и оказания услуг специалистов, в мероприятиях, направленных к усилению средств противопожарной борьбы и к развитию огнестойкого строительства;
5) установление порядка собирания материалов и форм ведения пожарной статистики, а также правил для производства разного рода анкет и обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства;
6) предварительное обсуждение вопросов, касающихся улучшения условий быта пожарных деятелей и служащих, а равно послеслужебного обеспечения их;
7) определение условий и общих оснований для оказания материального воспособления из средств казны общественным и частным пожарным организациям и установление порядка и форм ведения отчетности по специальным капиталам, предназначенным на улучшение противопожарной охраны в стране;
8) наблюдение за исполнением подлежащих узаконений и обязательных постановлений по пожарной части и за правильным расходованием денежных средств, отпускаемых на противопожарные меры и огнестойкое строительство;
9) установление контроля над производством на фабриках и заводах предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нормальных типов пожарных инструментов и машин и вообще организация мероприятий, способствующих улучшению и удешевлению предметов противопожарного оборудования и возможно широкому распространению их среди населения;
10) производство испытаний по применению новых изобретений и усовершенствований в области предупреждения и тушения пожаров, а также опытов над строительными материалами и различными типами построек и отдельных их частей;
11) обсуждение вопросов об устройстве пожарных выставок и съездов и назначении конкурсов на составление проектов: зданий специального назначения, улучшения противопожарного водоснабжения, устройства пожарной сигнализации и вообще рационального устройства и переустройства противопожарной охраны в стране;
12) рассмотрение предположений, касающихся подготовки специалистов пожарного дела и огнестойкого строительства, открытия {126} пожарно-технических училищ, школ и курсов, программ учебных занятий в них, устройства испытательных станций и т.п.;
13) рассмотрение предположений об издании общедоступных руководств: журналов, брошюр и других печатных произведений по пожарному делу и огнестойкому строительству и принятие всякого рода мер к самой широкой популяризации сведений о мерах борьбы с огнем;
14) предварительное рассмотрение годовой сметы расходов по содержанию Совета и состоящих при нем учреждений, размера кредитов, отпускаемых на выдачу ссуд и пособий, а также предположений об изменении размера страховой пошлины, взимаемой по застрахованию имуществ от огня.
III. Все законодательные предположения и мероприятия по части предупреждения и тушения пожаров, а равно огнестойкого строительства, подлежащие утверждению Совета Народных Комиссаров, вносятся на предварительное обсуждение Пожарного совета.
IV. В состав Пожарного совета, помимо председателя его, входят: помощник главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем и четыре члена по назначению от народных комиссариатов; четыре - от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и крестьянских депутатов; четыре - от местного Совета рабочих и крестьянских депутатов; два - от Всероссийского профессионального пожарного союза; два - от Всероссийского пожарного общества; по одному - от Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей, от Общества пожарных техников, от Российского союза обществ взаимного от огня страхования, от Съезда представителей акционерных страховых от огня обществ и два - от обществ и учреждений, занимающихся научным исследованием вопросов по технике строительного и пожарного дела.
Ближайшее указание научных обществ и учреждений, пользующихся правом избрания членов в Пожарный совет, предоставляется самому Совету.
V. К членам Совета по назначению и по выборам назначаются и избираются в том же порядке и в том же числе заместители. Заместители членов Совета по избранию замещают членов в порядке большинства голосов, полученных при избрании, а при равенстве сих голосов - по жребию. Заместители могут участвовать в заседаниях Совета и при наличии полного состава членов, но в последнем случае только с правом совещательного голоса.
VI. Члены Совета по избранию и их заместители по истечении срока полномочий продолжают исполнять свои обязанности {127} впредь до новых выборов. Выбывающие лица могут быть избраны вновь.
VII. В заседания Совета могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса, лица, от которых, по свойству обсуждаемых дел, можно ожидать полезных сведений.
VIII. Для действительности постановлений Совета требуется участие в заседании не менее одной трети общего числа членов Совета, считая и председателя. Дела в Совете решаются простым большинством голосов.
IX. Совет может образовывать из своей среды секции по специальным вопросам. Постановления секций по этим вопросам имеют силу, равную с постановлениями пленарных заседаний Совета. Компетенция и порядок деятельности секций определяются инструкцией, утверждаемой Советом.
X. При рассмотрении дел, относящихся к компетенции народных комиссариатов, не имеющих постоянных представителей в Совете, на заседания Совета или его секций приглашаются представители от этих комиссариатов, по одному от каждого, с правом решающего голоса.
XI. Постановления Пожарного совета и его секций вступают в законную силу, если при обсуждении их председательствующий не остался при особом мнении и если в течение семидневного срока со дня принятия они не будут опротестованы главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Постановления, по которым председательствующий остался при особом мнении, поступают на заключение главного комиссара и, в случае опротестования их, считаются несостоявшимися.
XII. Постановления Совета, по коим в течение упомянутого в предыдущей статье семидневного срока последуют также возражения со стороны какого-либо из народных комиссариатов, а равно группы членов Пожарного совета не менее шести, приостанавливаются исполнением и, в случае несогласия главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем с заявленными возражениями, передаются на окончательное разрешение Совета Народных Комиссаров.
XIII. Для исполнения отдельных поручений Совета из среды членов его могут быть, по постановлению Совета, образуемы комиссии. В состав таких комиссий могут быть приглашаемы и лица, не состоящие членами Совета.
XIV. Правила внутреннего распорядка в Совете определяются наказом, вырабатываемым Советом. Постановления Совета, имеющие обязательное значение, публикуются во всеобщее сведение в центральном органе Правительства.
{128}
XV. Совету предоставляется образовывать местные органы по соглашению с местными Советами рабочих и крестьянских депутатов.
XVI. Для обсуждения вопросов, имеющих общее значение, как для страхового, так и для пожарного дела, главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем могут быть созываемы соединенные заседания Советов: по делам страхования и пожарного или же отдельных секций их. В последнем случае соединенные заседания образуются в составе равного числа членов от каждого совета, по избранию подлежащих секций. Постановления соединенных заседаний приравниваются к постановлениям каждого из советов в отдельности, причем в отношении этих постановлений применяются также правила, указанные
XVII. Для разрешения текущих дел по пожарной части и для ведения делопроизводства Пожарного совета в составе Комиссариата по делам страхования образуются следующие отделы: Общий отдел по пожарной части, Пожарно-технический отдел и Учебно-пожарно-инструкторский отдел, причем названный комиссариат переименовывается в Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем.
XVIII. В ведение Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем передается из Народного комиссариата земледелия Отдел сельского строительства в той его части, которая ведает мероприятиями по борьбе с пожарами.
Кредиты, предназначенные к отпуску из казны, в установленном порядке, на содержание означенного отдела, равно как и принадлежащее ему имущество в соответственной части, определяемой по соглашению главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем с народным комиссаром земледелия, а также числящийся по §14 сметы специальных средств
В ведение Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем передаются также учрежденные Петроградским городским общественным самоуправлением, при содействии казны, Курсы пожарных техников (Пожарно-техническое училище) с принадлежащим этому учреждению и необходимым для поддержания правильной деятельности его движимым имуществом.
XIX. Ежегодные расходы на содержание Пожарного совета и состоящих при нем учреждений, а также расходы по выдаче ссуд и пособий для противопожарных целей проводятся главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем в обычном порядке сметных исчислений.
XX. Установленная страховая пошлина, взимаемая с полисов по застрахованию имуществ от огня, поступает в доход казны. Размер страховой пошлины ежегодно устанавливается главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем, по соглашению с {129} народными комиссарами финансов и государственного контроля, по предварительном рассмотрении этого вопроса в соединенном заседании Советов: по делам страхования и пожарного.
XXI. Все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица обязаны подчиняться вошедшим в законную силу постановлениям Пожарного совета и представлять в Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем отчеты, а равно статистические и прочие сведения, на основании устанавливаемых Советом правил.
XXII. Введение в действие настоящего декрета, а равно организация предусмотренных
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Главный комиссар по делам страхования
Елизаров.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта 10 июля 1918 г.