|
|
Записаться на спецкурс можно на кафедре исторической информатики (Г-423), а также написав сообщение по электронной почте.
1. Определение понятия "модель". Вербальные (формулирующие исследовательские гипотезы на базе наблюдений); физические; математические, компьютерные модели.
Математическая модель: система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление. В чем специфика моделирования социальных процессов и явлений?
2. Три этапа процесса математизации научного знания.
Первый этап: численное выражение изучаемой реальности для выявления количественной меры и границ соответствующих качеств; математико-статистическая обработка эмпирических данных, количественная формулировка качественно установленных фактов и обобщений.
Второй этап: разработка математических моделей явлений и процессов в рассматриваемой области науки - основная форма математизации научного познания.
Третий этап: использование математического аппарата для построения и анализа конкретных научных теорий, переход от модели к теории, формализация основных итогов самого научного знания.
3. Математическое моделирование исторических процессов и явлений: цели, возможности и ограничения. Цели:
4. Три типа математических моделей исторических процессов: статистические, имитационные, аналитические модели. Индуктивный подход к построению статистических моделей. Дедуктивный характер аналитических и имитационных моделей. Математические модели дедуктивного типа как инструмент вывода нового знания путем анализа построенной модели как математического объекта.
Типология моделей по Ковальченко: отражательно-измерительные и имитационные модели. Имитационно-контрфактические и имитационно-альтернативные модели исторических процессов. Роль контрфактического моделирования в методологии клиометрики. За что получили Нобелевскую премию известные американские клиометристы Р.Фогель и Д.Норт.
5. Конечно-разностные уравнения как аппарат построения имитационных моделей. Понятие о марковских цепях. Возможности и ограничения имитационного моделирования исторических процессов.
6. Дифференциальные уравнения как основной инструмент построения математических моделей теоретического типа. Их особенности в сравнении с моделями имитационного и статистического типа.
7. Моделирование неустойчивых социальных процессов.
Методы нелинейной динамики в задачах моделирования переходных и неустойчивых процессов. Синергетика в изучении исторических процессов. Что такое бифуркации, странные аттракторы и фракталы?
8. Примеры моделирования социальных процессов:
9. Примеры моделирования исторических процессов:
10. 3D-моделирование в задачах виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. Примеры 3D-моделей, разработанных на кафедре исторической информатики.