Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики  

А.Ю. Володин (Москва).

Информационная эвристика в Интернет
(спецкурс на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова)

// Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 34.
Материалы X конференции АИК. Май 2006 г.
М.-Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2006. C. 207-209.

Тематический план курса >>


Демонстрация PowerPoint, представленная на конференции АИК-Х (720 Кб).

Ценность достоверной и актуальной информации сегодня все больше возрастает. Однако принципиальные сложности в современных условиях вызывает поиск информации и её оценка с точки зрения полноты, точности и достоверности. Замысел специального курса «Информационная эвристика в Интернет», читающийся на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (подробнее см. по адресу: < http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/Heuristics/ >), состоит именно в обучении студентов-историков находчивости и строгости в отношении к результатам поиска имеет целью.

Cпецкурс включает изучение особенностей развития и распространения научной информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, усвоение основ и восприятие ключевых понятий теории информации, интернетики и эвристики, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.

В задачи курса входит овладение основными видами информационного поиска (фактографическим, библиографическим и документальным), освоение основных алгоритмов и технологий поиска электронных ресурсов, развитие живой находчивости, логичности и целеустремлённости разысканий.

Тематический план спецкурса состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: теоретического введения и практических блоков, включающих изучение трёх основных составляющих информационного поиска: фактографический, библиографический и документальный поиск.

Теоретическое введение (темы 1–3) включает рассмотрение таких понятий, как информационная эвристика, теория информации, информационные системы и информационный поиск. На занятиях рассматриваются проблемы распространения и жизненные циклы научной информации, описываются цели и методы информационного поиска, приводятся примеры различных подходов при фактографическом, библиографическом и документальном поиске. Также внимание уделяется основам складывающегося направления исследований ? интернетики. В рамках спецкурса изучаются как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения содержания основные информационные источники, электронные ресурсы и информационные системы в Интернете, полезные для студентов историков. В рамках спецкурса проводится обсуждение понятия электронный документ, рассматриваются его основные форматы, методы атрибуции, а вместе с тем и особенности применения авторского, библиотечного и архивного права в Интернет. Студенты практикуются в использовании различных правил цитирования и библиографического описания электронных ресурсов.

Связующим звеном теоретической и практических составляющих спецкурса является тема «Стратегия информационного поиска», включающая рассмотрение таких важных понятий, как информационный запрос, поисковый образ, поисковый термин, булевский поиск, содержательная и формальная релевантность, пертинентность, точность и полнота. Изучаются основные принципы индексирования информации в Интернет, анализируются примеры построения информационно-поисковых тезаурусов. Особое внимание студенты уделяют изучению возможностей «скрытого» Web, содержащего значительную профильную информацию (прежде всего, в различных форматах БД).

Изучение фактографического поиск в Интернет (темы 4–7) включает описание и тестовое сравнение ведущих поисковых систем, изучение принципов их действия и правил информационно-поискового языка и расширенного поиска (примерами служат Яndex и Google, Altaviste, Lycos, MSN, Teoma). Затем рассматриваются принципы формирования и правила сложного поиска в поисковых каталогах (на примерах Yahoo!, DMOZ, Lii.org). Особое внимание уделяется метапоисковым системам и новейшим способам агрегирования и кластеризации информации (на примерах машин Vivisimo, SurfWax и Nigma). Отдельное занятие посвящено поиску в электронных энциклопедиях, справочниках и словарях (на примерах проектов «Рубрикон», «Яndex.Энциклопедии», «Кругосвета», Encyclopedia.com и WikiPedia) и в «скрытом» Web (на примере технологий CompleteWeb и Turbo10). На практикумах студенты осваивают персональные системы сложного поиска (Copernic, Search +, ДИСКо Искатель).

Цели и методы библиографического поиска в Интернет (темы 8–10) изучаются на примере алфавитных и предметных каталогов ведущих библиотек мира (www.rsl.ru, www.rnl.ru, www.inion.ru, www.loc.gov, www.bl.uk, www.bnf.fr). Важным современным средством становятся и метапоисковые средства библиографической эвристики, связанные по протоколу Z 39.50 (на примере Sigla.ru). Практикум по разделу включает освоение персональных систем управления библиографической информацией (EndNote, LibNavigator, ProCite).

Документальный поиск в Интернет (темы 11–14) включает практические занятия опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов, а также тематических историко-документальных электронных коллекций. Со студентами обсуждаются принципы критической оценки аутентичности, достоверности, полноты и представительности электронных документов. Рассматривается опыт публикации исследований в электронных научных журналов (на примерах электронных журналов «МИЖ», «Мир истории», «Два века», «Исследовано в России»), изучаются пути поиска информации в архивах научных журнальных статей архивов статей (Auditorium.ru, Jstor.org и Project MUSE). Студенты знакомятся с принципами описания исторической информации с помощью META-данных, сравнивают различные правила публикации исторических источников в электронном формате.

Дополнительно проводится занятие по поиску научных контактов, сайтов и порталов научных учреждений (архивов, библиотек, музеев, издательств, институтов, университетов), а также информации об источниках финансирования научных проектов (фандрайзинг).


 © Андрей Володин, проект Runetica: профессиональный поиск в Интернет.