|
|
Отзывы слушателей о спецкурсе >>
Эвристика это искусство и наука открытия и творческого поиска в сложной предметной области, какой является история. Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск непреложный навык специалиста-интеллектуала. Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в Сети) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска.
Информационная эвристика призвана помочь специалисту достаточно быстро провести избирательный и эффективный поиск при решении конкретных интеллектуальных задач. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.
В цели спецкурса входит изучение особенностей развития и распространения научной информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, усвоение основ и восприятие ключевых понятий теории информации, интернетики и эвристики, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.
В задачи курса входит овладение студентами основными видами информационного поиска (фактографическим, библиографическим и документальным), освоение основных алгоритмов и технологий поиска электронных ресурсов, развитие живой находчивости, логичности и целеустремлённости разысканий.
Тематический план спецкурса состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: теоретического введения (темы 1-3) и практических блоков, включающих изучение трёх основных составляющих информационного поиска: фактографический (темы 4-7), библиографический (темы 8-10) и документальный поиск (темы 11-14).
(Методические заметки о спецкурсе были представлены на конференции АИК-Х в рамках секции "Информационные технологии в историческом образовании" и опубликованы в «Информационном бюллетене Ассоциации „История и компьютер“».)
№№ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | Всего часов |
1. | Информационная эвристика: теория информации, информационные системы и информационный поиск. Научная информация и научно-информационная деятельность. Информационный поиск: понятие, цели и методы. Фактографический, библиографический, документальный поиск. | 2 |
2. | Интернетика. Информационные источники, электронные ресурсы и информационные системы в Интернете: типы и их отличительные свойства. Электронный документ: понятие, форматы и атрибуты. Авторское, библиотечное и архивное право в Интернет. Правила цитирования и библиографического описания элетронных ресурсов. | 4 |
3. | Стратегии информационного поиска. Информационный запрос: поисковый образ, поисковый термин и булевский поиск. Содержательная и формальная релевантность. Пертинентность, точность и полнота. Индексирование и информационно-поисковый тезаурус. «Скрытый» Web и Интернет-2. | 4 |
4. | Фактографический поиск в Интернет. Поисковые системы: принципы действия и правила расширенного поиска (на примерах систем Яndex и Google, а также Altaviste, AOL, Lycos, MSN, Teome). Информационно-поисковый язык. | 2 |
5. | Поисковые каталоги: принципы формирования и правила сложного поиска (на примерах Yahoo! и DMOZ). Метапоисковые системы: принципы формирования итогов запросов и способы работы с полученными результатами (опыт кластеризации Vivisimo, SurfWax и Nigma). | 2 |
6. | Поиск в электронных энциклопедиях, справочниках и словарях (на примерах проектов «Рубрикон», «Яndex.Энциклопедии», «Кругосвета», Encyclopedia.com и WikiPedia). | 2 |
7. | Поиск в «скрытом» Web (на примере технологии CompleteWeb и Turbo10). Copernic персональная система сложного поиска. | 2 |
8. | Библиографический поиск в Интернет: понятие, цели и методы. Ведущие библиотеки мира: обзор поисковых сервисов (на примерах www.rsl.ru, www.rnl.ru, www.inion.ru, www.loc.gov, www.bl.uk, www.bnf.fr). | 2 |
9. | Метапоисковые средства библиографической эвристики (на примере проекта Sigla.ru). Протокол Z 39.50. | 2 |
10. | EndNote, LibNavigator, ProCite - персональные системы управления библиографической информацией. | 2 |
11. | Документальный поиск в Интернет. Поиск опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов. Тематические историко-документальный электронные коллекции. Принципы критической оценки достоверности, полноты, представительности представленных документов. | 2 |
12. | META-данные: принципы описания исторической информации и возможности поиска. ГОСТы и правила публикации исторических источников, возможности и сложности их применения в электронном формате. | 2 |
13. | Электронные научные журналы и поиск в архивах научных журнальных статей (на примерах электронных журналов «МИЖ», «Мир истории», «Два века», «Исследовано в России» и архивов статей Auditorium.ru, Jstor.org и Project MUSE). | 2 |
14. | Поиск научных контактов, научных учреждений (архивов, библиотек, музеев, издательств, институтов, университетов) и источников финансирования научных проектов (фандрайзинг). | 2 |
Итого: | 32 |
Оценка работы студентов складывается из следующих элементов:
Подробная программа специального курса здесь >>>
1. Дать определения понятиям Интернет и Web. В чём разница?
2. Выполнить сложный поиск в нескольких поисковых системах.
3. Сравнить возможности поиска в найденном, поиска с булевскими и специальными поисковыми операторами в Яndex и Google.
4. Регистрация сайта в разделе DMOZ.org.
5. Опубликовать статью по истории в энциклопедии Wikipedia.
6. Оформить цитаты на один из электронных источников (по системам ГОСТ, APA, MLA).
7. Сравнить поисковые возможности систем Google Books и Google Scolar.
1. Вариант задания на поисковые запросы здесь >>>.
2. 10 заданий на общий поиск Яndex.Зачёта.
Вариант № 1 | Вариант № 2 | |||
1. | Что такое Web 2.0? | 1. | Что такое Deep Web? | |
2. | Что такое Sigla.ru? | 2. | Что такое Z 39/50? | |
3. | Как найти PDF в Яndex? | 3. | Как найти PDF в Google? | |
4. | Как найти DOC в Google? | 4. | Как найти DOC в Яndex? | |
5. | Что такое релевантность? | 5. | Что такое пертинентность? | |
6. | Что такое коэффициент шума? | 6. | Что такое коэффициент молчания? | |
7. | Что такое meta-данные? | 7. | Что такое meta-данные? | |
8. | Дайте определение закона Зипфа | 8. | Дайте определение принципа Парето |