Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики  

«Глобальная история труда: проблемы, электронные ресурсы и методы исследования»

Автор: доцент, к.и.н. А.Ю. Володин.

II семестр 2014/2015 уч.года*

Первое занятие - 2 марта в 18:00 в ауд. Е-219


В поте лица твоего будешь есть хлеб
Бытие 3:19

Labor omnia vicit
Improbus et duris urgens in rebus egestas

Virgilius (Georgicon I, 145)


Плакат «Владыкой мира будет труд» (1920).

Труд — фундаментальный вид жизнедеятельности человека, основа возникновения и развития общества. Трудовая деятельность — способ существования и самореализации человека как общественного субъекта. История труда — междисицплинарное направление исследований, направленное на комплексное сравнительно-историческое изучение труда и трудовых отношений. Сегодня история труда находится в тесной связи с изучением труда такими дисциплинами как социология, экономика, юриспруденция, психология, демография, конфликтология, статистика. Становление глобальной истории труда связано с историографической тенденцией последних лет — искать ответы на научные вопросы в широком сравнительном контексте.

Цель специального курса: рассмотреть ключевые проблемы истории труда (или «рабочей истории») в глобальной и сравнительной ретроспективе на примере конкретных отечественных и зарубежных исследований.

В рамках спецкурса рассматриваются вопросы проблематизации труда и трудовых отношений в исторических исследованиях, исторической операционализации понятий социальных наук, концептуализации и контекстуализации глобальных сравнений, поиска и изучения исторических источников и электронных ресурсов, применения междисциплинарых методов и информационных технологий в конкретно-исторических исследованиях по истории труда.

I. Тематический план

№№НАЗВАНИЕ ТЕМЫВсего
часов
1.Труд в контексте междисциплинарности
(сравнительный и глобальный подходы)
2
2.Что такое труд, работа, занятие, дело?
(История понятий и поиск определений)
2
3.Конец «рабочей истории»?
(Обзор историографии по истории труда)
2
4.Чем пахнут ремесла?
(Обзор источников и электронных ресурсов по истории труда)
2
5.Трудовое право:
эволюция юридических норм и практик правоприменения
2
6.Надзор за трудом:
контрольные органы, статистика труда
2
7.Рынок труда:
занятость, эффективность, миграции
2
8.Доходы и зарплата:
уровень жизни и неравенство
2
9.Рабочий класс:
коллективные сущности и гипостазирование
2
10.Трудовые конфликты:
типология, эволюция, сравнения
2
11.Этика и мотивация труда:
понятия, наблюдения, закономерности
2
12.Профессиоведение:
распределение труда, квалификация, классификация
2
13.Профессиональные союзы:
массовое общество и коллективное действие
2
14.Идеология труда:
партии, платформы, движения
2
15.Человеческий капитал:
понятие, измерения, сопоставления
2
16.Глобальная история труда:
итоги и перспективы исследований
2
Итого:32


Плакат А.Н. Зеленского «Чтобы больше иметь — надо больше производить» (1920).

II. Формы контроля

Оценка работы студентов на экзамене по спецкурсу складывается из следующих элементов:

  1. Чтение и реферирование научных статьей по каждой теме (20%),
  2. Работа с историческими источниками и электронными ресурсами (20%),
  3. Участие в обсуждении ключевых вопросов по темам курса (20%),
  4. Подготовка и защита письменного критического эссе по одной из предложенных тем (30%),
  5. Участие в заключительном „круглом столе“ на тему «Проблемы истории труда и междисциплинарные пути их решения» (10%).


Герд Арнц. Образ трудящегося в системе изобразительной статистики «Изотайп» (1930-е гг.).

III. Базовая литература
(все материалы курса доступны в электронной образовательной среде истфака МГУ)

Электронные ресурсы





* Спецкурс читается с 2006 г. (первоначальное название - «В мире труда или ‘Global labour history’: проблемы, подходы, решения»).