ОТЧЁТНЫЙ ПРОЕКТ
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики  

Д.И. Жеребятьев

Руководитель проекта: д.и.н., проф. Л.И. Бородкин

Руководитель проекта: асп. Д.И. Жеребятьев

 
Виртуальная реконструкция усадебного комплекса графа Храповицкого
(конец XIX-начало XX века)
 
АВТОР ПРОЕКТА: Борисов Григорий Игоревич

 

Описание работы:

I) Актуальность.

Русское усадебное искусство во второй половине XIX – начале XX века переживало период расцвета. Стиль модерн придал ему особые краски и непередаваемый колорит. Дворяне не жалели средств на обустройство своих поместий, разбивали огромные парки, строили целые усадебные комплексы, связанные общей планировкой и стилем построек. Однако здания этого периода, за исключением сравнительно небольшой части, не пользуются вниманием исследователей. Они ветшают, какие-то прекратили свое существование в бурных событиях прошлого века, другие находятся на грани исчезновения. Сохранение их облика – дело огромной важности, мы имеем перед собой большое количество красивейших построек одного стиля и одной эпохи, отображающих целый период в истории России.
В современных условиях сохранение большинства этих памятников становится невозможным – их реконструкция требует вложения большого количества средств. В то же время этих памятников очень много, финансирование получают только единицы. Некоторые из них разрушаются сами, другие обретают новую жизнь, не связанную с их историческим прошлым. И это создает площадку для виртуальной реконструкции такого рода объектов, которая все больше и больше входит в современную историческую науку. Виртуальная реконструкция отдельных зданий и усадебных комплексов позволяет восстановить внешний облик объекта, в какой-либо отдельный момент времени или проследить его трансформацию за один хронологический промежуток. Виртуальная реконструкция не требует такого большого количества средств, как физическая реконструкция или полное восстановление объекта. Виртуальная реконструкция невозможна без научного изучения объекта и всех связанных с ним тем – историей дворянских семейств например. Наконец, она может широко применяться в образовательном процессе – публикация в интернете сегодня обязательна практически для каждой такой работы.

Целью нашей работы является создание макета одного из самых примечательных памятников русской усадебной архитектуры конца XIX – начала XX веков – усадьбы графа Храповицкого, находящейся на территории Судогодского района Владимирской области, недалеко от п. Муромцево, изучение и использование на примере данной реконструкции достижений современного 3-d моделирования. Также очень важна проблема привлечения внимания к памятнику, возможность его изучения в дальнейшем, уже в рамках сугубо исторических или источниковедческих исследований. Выполнение поставленных задач не только позволит сохранить памятник архитектуры, восстановить его внешний облик, но и сделать информацию о нем доступной и для исследователя и для простого любителя искусства.

II) История объекта.

Усадьба в Муромцево была построена графом Владимиром Семеновичем Храповицким в самом конце XIX века. Ее хозяин происходил из древнего белорусского рода герба Годзава, выехавшего на службу к государям Московским, а его родословная прослеживается до первой половины XVII века. Фамильный герб Храповицких - щит, разделенный крестообразно начетверо, по серебряному полю изображены две лилии, соединенные стеблями так, что их цветы проходят один вверх, а другой вниз. Лилия являлась особым знаком графов Храповицких и предметом гордости рода.Сам граф Владимир Семенович Храповицкий родился 23 июня 1858 года. Закончив лицей, он по стопам отца поступил на военную службу в лейб-гвардии гусарский полк. Продвижение по служебной лестнице не заняло у него много времени: в 1884 году, в год своей отставки, он уже полковник. Активно занимаясь политической, торговой, строительной деятельностью в губернии, граф Храповицкий не был забыт и при императорском дворе. В 1887 году его награждают орденом Станислава 3-й степени, а позднее, император Николай II должен был приехать в усадьбу графа в Муромцево, однако этот визит не состоялся. После революции 1917 года Храповицкие были вынуждены эмигрировать во Францию. На этом их следы теряются, известно только несколько фактов, по которым, они закончили свою жизнь в нужде за границей.
Описывая людей, создавших эту усадьбу необходимо упомянуть и ее главного архитектора Петра Самуиловича (по другим данным Семеновича) Бойцова. О его происхождении известно очень мало. Родом он происходил из Нижнего Новгорода и вероятно родился в 30-40-х годах XIX века. Он не получил специального образования и всю свою жизнь оставался самоучкой. Однако его творения завораживают. Известна целая серия усадебных дворцов европейской России, построенная в характерном для него стиле, основанном на идеях средневековой французской готики. Среди них усадьба Мейендорфов в Подушкино, дворец графа Храповицкого в Муромцево и еще несколько замечательных памятников архитектуры. Необходимо сказать, что тому полному торжественному виду усадьбы мы обязаны не только ему. П.С. Бойцов ушел от Храповицких и вторую, «замковую» часть главного здания достраивал уже другой архитектор, чье имя нам неизвестно.

История создания усадьбы

По легенде, путешествую по Франции, Владимир Семенович Храповицкий был уязвлен словами одного местного аристократа, о невозможности создать в России что-либо подобное красивейшим замкам Луары. И граф Храповицкий вернувшись в Россию, принимается за дело создания усадьбы, достойной восхищения самых избалованных ценителей искусства. В 1884-1887 годах была построена первая часть главного здания усадьбы и создан парковый комплекс, ни по масштабу, ни по составляющим не имеющий равных в России. Над его созданием работали крупнейшие садовники России и Европы. Основное здание было достойно своего парка. Кроме того на территории усадьбы в едином стиле были построены роскошные конюшни, церковь, здание железнодорожной станции и несколько построек хозяйственного содержания. Жемчужиной парка был комплекс фонтанов, построенных каскадом.
Вторая часть здания была построена уже без Бойцова в 1906 году. По своему характеру она заметно отличалась от главного дома. В ней присутствует уже больше элементов «английской» готики, однако она гармонично дополнила основное здание и придала ему непередаваемый колорит и запоминающуюся яркую внешность. За внешней красотой замка скрывалась не менее богатая и роскошная внутренняя часть, включавшая в себя около 80 комнат, танцевальный зал, красивейшая мебель. В замке были проведены все возможные удобства – телеграф, канализация, электричество, водопровод.

Судьба усадьбы в XX веке

Усадьба долгое время оставалась одной из красивейших в европейской части России. На ее содержание граф Храповицкий тратил огромные деньги. По его инициативе в усадьбе был разбит великолепный парковый комплекс, включавший в себя оранжерею, редчайшие сорта растений и породы деревьев. После революции усадьбу отдали под здание лесотехнического техникума, а парк вокруг был превращен в опытную станцию. Главное здание подверглось незначительной перестройке, однако содержалось во вполне приемлемом состоянии. В 1977 году техникум переехал в новое здание и уход за усадьбой резко ухудшился. А с развалом СССР для нее начались очень сложные времена. Техникум закрыли, за зданием, и до того времени ветхим, перестали следить совсем, и теперь состояние одной из самых красивых дворянских усадеб России конца XIX века вызывает лишь сожаление. Парк с фонтанами, когда-то бывший гордостью хозяев и составлявший огромную ценность, пришел в упадок. С начала 2000-х годов в СМИ стали появляться сообщения о судьбе усадебного комплекса, однако местные власти не предпринимали никаких действий. В 2008 году усадьба была продана частным инвесторам, которые планируют превратить ее к 2017 году в гостинично-развлекательный комплекс, место привлечения туристов. Скорее всего мы уже не увидим этот памятник архитектуры в том виде, в котором его создавал архитектор, и который запечатлен на старых черно-белых фотографиях. И здесь встает проблема, которую в настоящее время успешно решает виртуальная реконструкция. Мы можем создать модель этой уникальной усадьбы, чтобы сохранить ее облик для общества. С помощью виртуальной реконструкции возможно восстановить и показать этот замечательный архитектурный памятник, целью чего и является данная работа.

III) Источниковая база реконструкции

В качестве источников для виртуальной реконструкции здания привлекались разнообразные источники. До нас не дошли чертежи здания, что представляло определенную сложность. В Государственном архиве Владимирской области хранятся только документы по истории рода Храповицких [1]. Поэтому в работе в качестве основных источников использовались план усадьбы, составленный ее современной фирмой-владельцем [9] и открытки с фотографиями усадьбы начала XX века, а также фотографии более позднего времени, по которым можно восстановить внешний облик здания и паркового комплекса [7]. Там где информации было недостаточно,  привлекались современные фотографии, однако их роль в создании модели невелика, так как за последние двадцать лет усадьба, будучи необитаемой, разрушилась еще сильнее, чем после революции, когда на ее территории находился сельскохозяйственный техникум [3]. Методом анализа размеров строений по фотографиям, разработанным Р. Шмидтом и обработки фотографий в программах Photoshop CS3 и Google Sketch Up были установлены размеры здания [8]. Также в процессе реконструкции использовались немногочисленные публикации разного рода касающиеся истории, описания и планов реконструкции памятника – работы искусствоведов [2, 4, 5], краеведов [3], ландшафтных дизайнеров [6]. В них был отражен различный материал, который помогал при восстановлении внешнего облика усадебного комплекса.

Литература:

Интернет-материалы по объекту:

 

IV) Программный софт реконструкции

Трёхмерные редакторы: 3D World Studio 5.52, Autodesk 3D Max 8.0.

Трёхмерный конвертер файлов: Deep Exploration 6.0.

Трёхмерный движок: Unity 3 Pro

Графический редактор: Adobe Photoshop CS3

Редактор Html страниц: Macromedia DreamWeaver 8.0.

 

V) Итоги. Полученный результат

Создание модели виртуальной реконструкции объекта историко-культурного наследия предполагает не только построение макета на основании данных источников, но и включение в его публикацию сведений об объекте, чтобы с ним мог работать не только специалист, но и сам объект мог служить образовательным продуктом. Для этого в его публикацию включены текстовые данные, содержащие историю усадьбы, процесс ее создания и развития как комплекса. Сочетание графических и текстовых данных делает доступ пользователя к необходимой информации легким и полным.
В работе представлен участок усадебного комплекса, включающий в себя каскад фонтанов, часть паркового ансамбля и главное здание имения. Этот выбор был обусловлен в первую очередь состоянием и доступностью источников. Сбор источников, построение модели ландшафта парка, создание макета главного здания и наконец интеграция в 3-х мерную интерактивную среду геоинформационной системы для полноценного оформления «виртуальной обучающей системы» - таковы основные этапы работы над проектом. Основой для геоинформационной системы послужил современный план усадьбы, доступный в интернете [9] и обработанный в программе Photoshop CS3.
В рамках активного внедрения в современную историческую науку технологий трехмерного моделирования восстановление облика массовых архитектурных памятников представляющих историческую ценность, однако, лишенных возможности физического восстановления представляется очень актуальным и перспективным направлением. Подобные объекты не только могут быть сохранены для последующих поколений, но и подробно изучены, так как в силу своей многочисленности они часто остаются забытыми, хотя их ценность с исторической, культурной, архитектурной точек зрения очень велика. Работа может быть интересна и информативна с научной точки зрения, т.к. можно проследить серией реконструкций процесс создания усадьбы или ее состояние на какой-то определенный момент, например 1895 год, когда еще не была построена сама «замковая» часть – пристройка в стиле английской готики. В то же время трудоемкость и стоимость 3-d реконструкции не сравнима с осуществлением физической реконструкции объекта. Благодаря зрелищности, наглядности и доступности модели виртуальной реконструкции могут активно привлекаться в образовательной деятельности, в повышении культурного образования современного человека.

Отчётный проект:

  1. Виртуальная реконструкция усадебного комплекса графа Храповицкого (конец XIX-начало XX века)