Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики  
Городская инфраструктура периода Новой и Новейшей истории

Статья: Применение технологий интерактивного трёхмерного моделирования для восстановления утраченных памятников истории и архитектуры (на примере Тамбовской крепости)
Авторы : Жеребятьев Д.И.

Жеребятьев Д.И. Применение технологий интерактивного трёхмерного моделирования для восстановления утраченных памятников истории и архитектуры (на примере Тамбовской крепости) / Д.И. Жеребятьев // Круг идей: Междисциплинарные подходы в исторической информатике. Труды X конференции Ассоциации «История и компьютер» / Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 321 – 342.; [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.aik-sng.ru/text/krug/8/321-342.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsВиртуальная историческая реконструкция, Крепость Тамбов XVII в., фортификационные сооружения, деревянное крепостное зодчество

Аннотация:
Деревянные фортификационные сооружения (крепости, постройки) особенно подвержены воздействию времени, они быстро возводились, выполняли свою функцию и так же быстро разрушались. Реконструкция памятников культуры становится единственным выходом для их восстановления. Простое текстовое описание не может дать исследователю наиболее полного представления об изучаемом объекте. Фотография, рисунок, чертёж, карта содержат в себе визуальную информацию, но каждый тип данных имеет свои особенности и недостатки.
В данной статье пойдёт речь о методике построения виртуальной исторической реконструкции на примере деревянного фортификационного сооружения Крепости Тамбов, будут затронуты вопросы источниковедческого анализа источников реконструкции, рассмотрен вопрос формирования программного софта и этапы работы.


Посмотреть статью

Посмотреть Содержание "Круга идей"

Видеофрагмент 1

Видеофрагмент 2. Виртуальная экскурсия по Крепости Тамбов XVII в.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА В СМИ:

Канал Ren TV - Тамбов (программа Наш город)

Канал Звезда - Тамбов (программа областные новости)


Статья: Reconstruction of Kyoto of the Edo Era based on arts and historical documents: 3d urban model based on historical Gis data
Авторы : Isoda, Y., Tsukamoto, A., Kosaka, Y., Okumura, T., Sawai, M., Yano, K., Nakata, S. and Tanaka, S.

Isoda, Y., Tsukamoto, A., Kosaka, Y., Okumura, T., Sawai, M., Yano, K., Nakata, S. and Tanaka, S. Reconstruction of Kyoto of the Edo Era based on arts and historical documents: 3d urban model based on historical Gis data // International Journal of Humanities and Art Computing / Editor David J. Bodehamer and Paul S. Ell, Edinburgh University Press, vol.3. № 1-2- 2009, p.21 - 38; [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: https://cga-download.hmdc.harvard.edu/publish_web/CGA_Presentations/Akihiro_Tsukamoto/Kyoto.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsGIS, Automatic Generation, 3D urban model, Kyoto

Аннотация:
This paper explores a method for creating large-scale urban 3D models using Historical GIS data. The method is capable of automatically generating realistic VR models based on GIS data at a low cost. 3D models of houses are created from polygon data, fences from line data, and pedestrians1 and trees from point data. The method is applied to the Virtual Kyoto Project in which the landscape of the whole city of Kyoto of the early Edo era (ca 17C) is reconstructed.


Посмотреть статью


Статья: The Port Royal Project. A Case Study in the Use of VR Technology for the Recontex
Авторы : Helling, H., Steinmetz, C., Solomon, E., Frischer, B.

Helling, H., Steinmetz, C., Solomon, E., Frischer, B. The Port Royal Project. A Case Study in the Use of VR Technology for the Recontex. Forthcoming in Acts of the 2004 Annual Meeting of CAA2004 (Computer Applications and Quantitative Methods in Archaeology), Prato, Italy, April 13-16, 2004; [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.cvrlab.org/research/images/FrischerFinalCAA2004Color.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsVirtual reconstruction, Potr Royal, interactive virtual reality exhibit

Аннотация:
This paper presents an account of a project jointly undertaken from 2001 to 2003 by UCLA and the Ocean Institute (Dana Point, California) to create an interactive virtual reality exhibit about archaeological objects found at Port Royal, Jamaica. The intended users of the exhibit were schoolchildren and other visitors to the Ocean Institute. The goal of the project was to facilitate learning through arousal of curiosity about Port Royal, the major English colony in the Caribbean during the seventeenth century.


Посмотреть статью

Посмотреть проект

О проекте


Статья: Применение методики трёхмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 – нач. 19 вв.
Авторы : Жеребятьев Д.И., Кончаков Р.Б.

Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Применение методики трёхмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 – нач. 19 вв. // Круг идей: Методы и технологии исторических реконструкций. Под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 218 – 237. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.aik-sng.ru/text/krug/2010/11.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index Terms Виртуальная историческая реконструкция, провинциальный город Тамбов кон XVIII - нач. XIX вв., Тамбов Державинский, виртуальная система обучения, историческая информатика

Аннотация:
Современные информационные технологии позволяют воссоздавать внешний вид, смоделировать технологии постройки, пространственную ориентацию не дошедших до нас или перестроенных объектов культурного наследия. Полученные ресурсы обладают не только историко-культурной значимостью, но могут эффективно использоваться в образовательном процессе.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что до сих пор применение технологий трехмерного моделирования в исторических исследованиях в России еще не имеет научного обоснования, не выработаны четкие требования к виртуальным историческим реконструкциям и методике их разработки.
Цель нашей работы — апробация технологий и адаптация опыта зарубежных и отечественных исследователей по созданию интерактивных трехмерных реконструкций объектов историко-культурного наследия, изучение возможностей использования программ трехмерного моделирования в исторических исследованиях, музейной деятельности и образовательном процессе, создание собственной виртуальной исторической реконструкции инфраструктуры г. Тамбова конца XVIII — начала XIX в. В ходе выполнения поставленных задач исследования также проанализируем одну из последних тенденций, наблюдаемых в зарубежных исследованиях-проектах виртуальных исторических реконструкций – виртуальную систему обучения.


Посмотреть статью

Видеофрагмент 1

Видеофрагмент 2

Видеофрагмент 3


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА В СМИ:

Канал Россия - Тамбов (программа Новости)

Канал Россия - Тамбов. Выставка коллекции Г.Р. Державина (программа Новости)

Канал Новый век. Выставка коллекции Г.Р. Державина (программа областные новости)


Статья: Применение методики трёхмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 – нач. 19 вв. (материал доклада конференции Ломоносов-2010 на секции историческая информатика вошедший в Сборник трудов молодых учёных МГУ)
Авторы : Жеребятьев Д.И.

Жеребятьев Д.И. Применение методики трёхмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 – нач. 19 вв // Сборник трудов молодых учёных МГУ, . М.: Изд-во МГУ, 2009.; [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://hist.msu.ru/Departments/Inf/3D/Article/Sbornik_trudov_molodykh_uchjonykh_MGU.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsВиртуальная историческая реконструкция, провинциальный город Тамбов кон XVIII - нач. XIX вв., Тамбов Державинский, виртуальная система обучения, историческая информатика

Аннотация:
Отношение историков к технологиям моделирования как инструментарию историка было довольно неоднозначными от глубокого отрицания до одобрения. Подобная же динамика наблюдалась в отношении создания 3-х мерных моделей. В начале 90-х годов прошлого столетия трехмерная графика была предметом интереса в большинстве случаев лишь для специалистов технической направленности. Более того, изначально не было комплексных программных решений, которые бы соединяли в себе функции по моделированию, анимации и рендерингу, использовать такие программы историку было довольно проблематично.
Среди работ по трехмерной реконструкции наиболее часто встречаются попытки воссоздания отдельных архитектурных комплексов или целых городов. Однако, интерактивные реконструкции, сочетающие высокую степень визуальной реалистичности и свободу перемещения наблюдателя, остаются сравнительно редкими. В данной статье мы ставим целью обобщить опыт по разработке трехмерных интерактивных реконструкций города Тамбова конца XVIII века.


Посмотреть статью


Статья: Поселенческие памятники коренного населения Средней Оби нового времени: опыт виртуальных реконструкций (по материалам поселений Сырой Аган 11, 12)
Авторы : Баранов Ю.М., Баранов М.Ю.

Баранов Ю.М., Баранов М.Ю. Поселенческие памятники коренного населения Средней Оби нового времени: опыт виртуальных реконструкций (по материалам поселений Сырой Аган 11, 12). Институт истории и археологии; [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihist.uran.ru/index/ru/articles?paper_id=2&prn=1 (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsВиртуальная реконструкция, археология, Поселенческие памятники коренного населения Средней Оби нового времени

Аннотация:
Нефтеюганским отрядом археолого -этнографической экспедиции ИИА УрО РАН в 2001, 2003 гг. исследованы охранными раскопками поселений Сырой Аган 11, 12, находящихся в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Географическое положение района работ: центральная часть Западно-Сибирской равнины, Среднеобская низменность, левобережье р. Обь, остров, расположенный между основным руслом реки Обь и протокой Юганская Обь, урочище Городской Остров. По материалам раскопок проведены реконструкции вскрытых объектов. Степень сохранности археологических объектов дает возможность реконструировать как их внешний вид, так и детали интерьера.
Работа археологов и музейных сотрудников со специалистами по компьютерной графике позволяет поновому подойти к решению задач археологической реконструкции. Можно и нужно подвергать сомнению то, в какой степени реконструкция конкретного археологического объекта достоверна и соответствует реальной действительности. Но преимущество использования компьютерных технологий в этих целях в том и заключается, что с появлением новой информации о памятнике имеется возможность оперативно скорректировать его виртуальную модель. Поэтому мы рассматриваем созданные виртуальные образы построек не как окончательный итог исследований, но как рабочую гипотезу, открытую для обсуждения и продолжения исследований. Реконструкция археологических объектов в виде компьютерных виртуальных трехмерных образов (в том числе и с использованием анимации) – хотя и непростая в целом, но все же несоизмеримо менее трудоемкая задача, чем изготовление полноразмерных макетов или создание музеев под открытым небом.
Созданные программные изделия могли бы стать составной частью виртуального музея, в котором на основе симбиоза подлинных музейных экспонатов и компьютерной виртуальной реальности могла бы быть создана принципиально новая музейная экспозиция. Виртуальный музей представляется авторам не столько дополнением к традиционному музею, сколько расширением и обогащением его возможностей. В существующей музейной практике музейные экспонаты вырваны из контекста окружающей эпохи. Даже находясь в экспозиции, они «мертвы». По нашему убеждению, находящему подтверждение и в зарубежном опыте, слияние традиционного и «виртуального» музеев, где подлинные экспонаты будут и артефактами, и частью «виртуальной реальности», – наиболее прогрессивный путь в музейном деле.
С помощью персонального компьютера и современных мультимедийных проекционных устройств зрители смогут наглядно представить внешний облик и устройство конкретного поселения, рассмотреть древние объекты с разных сторон, "зайти" вовнутрь жилища, ознакомиться с деталями интерьера. Зритель подобной экспозиции сможет получить более глубокое понимание исторического процесса, которое невозможно достичь посредством традиционных музейных технологий.
Компьютерные реконструкции также можно будет использовать в любых образовательных и просветительных учреждениях, где демонстрация утраченных объектов становится эффективным средством обучения. При этом их использование не предусматривает специальной подготовки пользователей и предполагает минимальный уровень владения персональным компьютером.


Посмотреть статью

Посмотреть статью


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: Проект трехмерной исторической реконструкции Московского Кремля.
Авторы : Якимова Е.В.

Якимова Е.В. Проект трехмерной исторической реконструкции Московского Кремля. ФГУ ГИКМЗ «Московский Кремль» [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://hist.msu.ru/Departments/Inf/3D/Article/doklad_809.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsVirtuelle Rekonstruktion, Cultural Heritage, Moskauer Kreml, виртуальная реконструкция, культурное наследие Московский Кремль

Аннотация:
Данная статья основана на результатах материала конференции EVA прошедшей в 2009 г. в Москве докладу Якимовой Е.В. (ФГУ ГИКМЗ «Московский Кремль»). В ходе конференции был представлен проект трехмерной исторической реконструкции Московского Кремля за 850-летнюю историю (разработанный с участием немецкого университета г. Дармштадт), рассмотрена методика его реконструкции, основная источниковая база, исследовательский коллектив и отдельные этапы построения модели.


Посмотреть доклад

Посмотреть проект


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА В СМИ:

Spektrum der Wissenschaft, Juni 2004 Seite 1/7

Bergstraber Anzeiger, 19.03.2007


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: Virtuelle Rekonstruktion und Interaktive Exploration der Schlossanlage Dillenburg
Авторы : Todt, S., Rezk-Salama, C., Kolb, A.

Todt, S., Rezk-Salama, C., Kolb, A. Virtuelle Rekonstruktion und Interaktive Exploration der Schlossanlage Dillenburg. Virtuelle Welten als Basistechnologie fur Kunst und Kultur. 2009, p. 119-138; [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.cg.informatik.uni-siegen.de/data/Publications/2009/todt09dillenburg.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsVirtuelle Rekonstruktion, Cultural Heritage, Dillenburg

Аннотация:
Die vorliegende Arbeit prasentiert die Ergebnisse des interdisziplinaren Projektes zur dreidimensionalen Rekonstruktion der Festungsanlage Dillenburg, die im Jahre 1768 vollstandig zerstort wurde. Fur die interaktive virtuelle Erkundung des Schlosses wurde in enger Zusammenarbeit zwischen ortsansassigen Historikern und Wissenschaftlern des Bereichs Computergraphik auf Basis historischer Textdokumente, Zeichnungen und Grundrissplane ein hochqualitatives 3D Modell entwickelt. Mit dem Modell als Grundlage wurden Computeranimationen und zusatzliche historische Dokumente zu einem DVD Multimediaprojekt zusammengestellt, um einen einfachen Zugang zu der virtuellen Festung zu realisieren. Fur die Ausstellung in den Raumlichkeiten des Museums Dillenburg wurde eine Echtzeit-Anwendung entwickelt, die eine virtuelle Begehung des Modells vor Ort ermoglicht. Ausgestattet mit einem Touch-Screen zur Interaktion und einem Groybild-Anzeigesystem sind die Besucher des Museums in die Lage versetzt, die virtuelle Rekonstruktion zusammen mit Zusatzinformationen intuitiv gemay ihren Bedurfnissen zu erforschen. Mit der Multimediainstallation prasentieren wir eine neue museale Erfahrung, die es dem Besucher des Museums ermoglicht, die historische Statte gemay seiner Praferenzen zu erforschen und die jungere Museumsbesucher animiert, sich mit der Geschichte auseinanderzusetzen.


Посмотреть статью


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: Virtual Morgantown - reconstructing an historic landscape. Work Flow
Авторы : Bergeron, S., Harris, T.

Bergeron, S., Harris, T. Virtual Morgantown - reconstructing an historic landscape. Work Flow. Laboratory of GIScience Dept. of Geology and Geography West Virginia University July 18, 2007 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://humanitiesgis.org/projects/virtualmotown/workflow.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsVirtual reconstruction, Virtual Morgantown, GIS, reconstructing an historic landscape

Аннотация:
Our goal for the project was to develop a virtual reconstruction of a historical landscape using GIS data and 3D models that could be used as a platform for exploring that landscape. To begin the project, we assembled the data necessary to generate building footprints, ground surface, and vegetation/street furniture for downtown Morgantown c.1900.


Посмотреть материал по проекту

Посмотреть проект


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: X3D Experiences on Historical Architectural Digital Reconstruction: A Case Study of Sao Paulo city in 1911
Авторы : Zuffo, M., Cabral, M., Nomura, L., Nagamura, M., Andrade, F., Ghirotti, S., Bellocb, O.

Zuffo, M., Cabral, M., Nomura, L., Nagamura, M., Andrade, F., Ghirotti, S., Bellocb, O. X3D Experiences on Historical Architectural Digital Reconstruction: A Case Study of Sao Paulo city in 1911 // IEEE VIRTUAL REALITY 2007 - WORKSHOP 1: THE FUTURE STANDARDS FOR IMMERSIVE VR, 2007 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.web3d.org/conferences/vr2007/workshop-standards/ieeerv07_Cabral.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsVirtual reconstruction, Virtual Reality, Immersive Environments, X3D, Cultural Heritage, 3D Modeling, VRCluster

Аннотация:
This work presents our experience in using Virtual Reality techniques to digitally reconstruct the downtown of Sao Paulo city in the year of 1911. Particularly, the reconstruction of old downtown Sao Paulo could bring relevant information regarding its culture, history and economy. In order to achieve an accurate 3D representation, the process was divided in phases to better structure and fundament such development: historical data gathering and analysis; 3D modeling and; interactive immersive visualization. Due to the nature of this project, different people from different areas of expertise were involved, working together in a unified development environment.
The design review process as well as the final immersive visualization used the X3D standard, which allowed the same environment for both programmers and architects. The X3D choice provided means for remote 3D model validation by the supervising historians and architects, speeding up the exchange of ideas and improving collaboration for both teams of researchers.
Although VR tools and techniques are widely available at present, there is still a gap between using the tools and really taking advantage of VR in historic architectural reconstruction so that users might immerse themselves into this world and thus be able to consider various scenarios and possibilities that might lead to new insightful inspiration. This is an ongoing process that we think will increase and help current architectural development.
We have also faced problems for animating the X3D scene. Animation conversion or creation was not a fluid process with the modeling software and the X3D standard. It is our opinion that the online design review has achieved its objectives. However we identified some features that would improve collaboration such as digital 3D annotation and support for online collaboration in current X3D browsers.


Посмотреть статью

Посмотреть статью

Видеофрагмент


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: Розробка технології створення тривимірної моделі історичного центру Харкова
Авторы : Онопрієнко А., Тріпутіна Н.

Онопрієнко А., Тріпутіна Н. Розробка технології створення тривимірної моделі історичного центру Харкова // АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ВІТЧИЗНЯНОЇ ТА ВСЕСВІТНЬОЇ ІСТОРІЇ. Збірник наукових праць. – Х.: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2010. – Вип. 13. С. 181 - 197 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://hist.msu.ru/Departments/Inf/3D/Article/Kharkovs_historical_centre.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsGIS technologies, virtual 3D-model, visual estimation

Аннотация:
Целью данного исследования явилась разработка технологии создания трёхмерной модели исторического центра Харькова. Статья посвящена разработке методики использования средств ГИС для исторических исследований. Результатом исследования является описание технологии выполнения задания, а также – собственно трёхмерная виртуальная модель исторического центра Харькова.

The aim of the study was working out of the technology of Kharkov’s historical centre 3D model creation. The article devoted to elaboration of GIS technologies for historical reserchеs. The description of thes task cerrying out and virtual model of Kharkov’s historical centre was resulted of reserchе.


Посмотреть статью


Назад к библиотеке

1