|
Статья: Раннесредневековая Ладога: проект виртуальной трехмерной реконструкции
Авторы : А.А. Селин, А.В. Бехтер, С.В. Швембергер, П.П. Щербаков.
Селин А.А., Бехтер А.В., Швембергер С.В., Щербаков П.П. Раннесредневековая Ладога: проект виртуальной трехмерной реконструкции. X Всероссийская объединенная конференция "Интернет и современное общество" (IMS-2007) Секция: 2. Гуманитарная информатика [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/7840.pdf (дата обращения: 10.02.2011).
Index Terms — Виртуальная историческая реконструкция, Старая Ладога, Староладожское поселение VIII–X вв.
Аннотация:
В докладе представляется работа по созданию информационной системы, включающей компьютерную трехмерную модель комплекса археологических памятников Старой Ладоги, основанной на имеющихся сохранившихся материальных объектах, археологических отчетах и архитектурных реконструкциях. Староладожское поселение, самые ранние культурные слои которого датируются VIII–X вв. и содержат древности из органических материалов очень высокой сохранности, является удачным объектом для трехмерной реконструкции. Сохранность культурного слоя именно этого хронологического периода обусловлена высокой интенсивностью жизни в данный хронологический период и отсутствием практики вывоза навоза на поля в культуре раннесредневекового населения Староладожского поселения. Более поздние культурные напластования соответствуют периодами временного затухания жизни на поселении в XII–XV вв. Только с приходом в Ладогу московской власти вновь наблюдается «теснота» городской застройки и, вследствие этого, сравнительно хорошая сохранность дерева, кожи, кости. Пристальное внимание к памятнику, проявляющееся в научной и научно-популярной литературе, а также почти столетие почти непрерывных раскопок накопили обширный археологический материал, кстати, хорошо опубликованный. Важным аспектом является также то, что сохранность органики в слоях VIII–X вв. позволяет с достаточной точностью стратифицировать различные периоды существования поселения, проследить динамику его развития в богатое событиями раннее средневековье (Кузьмин, 2000).
Статья: Виртуальная реконструкция средневекового городища в енисейской тайге
Авторы : Смолин А.А.
Смолин А.А. Виртуальная реконструкция средневекового городища в енисейской тайге // Инф. Бюллетень Ассоциации "История и компьютер". М., 2010. С. 25 - 26. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://aik-sng.ru/text/bullet/36/bull36.pdf (дата обращения: 10.02.2011).
Index Terms — виртуальная реконструкция, Спасский братский монастырь в Енисейске, культурное наследие
Аннотация:
В последнее десятилетие виртуальная реконструкция вызывает повышенный интерес в аспекте сохранения мирового культурного наследия и формирования всемирной цифровой библиотеки, содержащей сведения об объектах наследия. В этой связи возникла необходимость формирования научной дисциплины, именуемой "Виртуальная реконструкция", и разработка соответствующих методик и классификаций.
Одной из возможностей разработки методики виртуальной реконструкции является работа над каким-нибудь проектом и перманентное осмысление практической деятельности в ее теоретическом аспекте.
Гуманитарный институт Сибирского федерального университета в рамках научно-исследовательской деятельности по сохранению историко-культурного наследия Красноярского края реализует проект по теме "Виртуальная реконструкция средневекового городища в Енисейской тайге" на средства Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Под руководством специалистов в области истории, археологии и информационных технологий – преподавателей кафедры гуманитарной информатики и лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири – группа студентов ведет разработку виртуальной исторической реконструкции средневекового городища "Лесособирское-1", расположенного в Красноярском крае на берегу реки Енисей.
Источниковая база для реконструкции городища представляет собой материалы археологических раскопок, которые проводились на территории Красноярского края в период с 1998 по 2002 гг.
Статья: Archaologische RuhrZeiten. Chancen und Moglichkeiten virtueller Rekonstruktion in GoogleEarth.
Авторы : Herrmann, V.
Herrmann, V. Archaologische RuhrZeiten. Chancen und Moglichkeiten virtueller Rekonstruktion in GoogleEarth. Die Deutsche Gesellschaft fur Archaologie des Mittelalters und der Neuzeit e.V. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.dgamn.de/uploads/mbl22/mitteilungen22-web-22herrmann.pdf (дата обращения: 10.02.2011).
Index Terms — Virtueller Rekonstruktion, GoogleEarth, Duisburg XVI
Аннотация:
Im Jahr 2007 fanden sich die drei kommunalen Ruhrgebietsarchaologien Dortmund, Duisburg und Essen zusammen, anlasslich der im kommenden Jahr anstehenden Europaischen Kulturhauptstadt Ruhr 2010 in Essen ein gemeinsames multimediales Projekt zu initiieren. Von Beginn an stand fest, dass dieses Vorhaben in erster Linie die breite Offentlichkeit im Blick haben und das Verstandnis wie Interesse an der bodendenkmalpflegerischen Arbeit in weiten Gesellschaftskreisen offnen und fordern soll. Mit dem kostenlosen Earth-Browser GoogleEarth wurde fur die Realisierung gemeinsam mit dem Projektpartner, der Hochschule Bochum, Labor fur Photogrammetrie, unter Leitung von Heinz-Jurgen Przybilla eine geeignete virtuelle Plattform gefunden. Mit diesem konnen raumbezogene 3D-Darstellungen von historischen Modellen prasentiert und weltweit zuganglich gemacht werden. Neben der grafischen Modellierung bietet die Plattform daruber hinaus die Moglichkeit, inhaltliche, historische und technische Hintergrundinformationen in Form von Texten und Bildern einzubinden. Angesichts seiner Popularitat verspricht das gewahlte Medium uberdies, dass auf diesem Wege auch Gesellschaftskreise erreicht werden, die gewohnlich wenig Zugang zu historischen Themen und Fragestellungen besitzen und sich durch museale Prasentationen wie popularwissenschaftliche Publikationen kaum angesprochen fuhlen. Gerade auch junge Nutzer sollen auf diesem Wege erreicht und fur archaologische und historische Themen interessiert werden. Um die Urheberrechte an den Visualisierungen in der Projektgruppe zu halten und nicht an GoogleEarth zu verlieren, konnen die prasentierten Modelle allerdings nicht direkt uber den virtuellen Browser aufgerufen werden. Sie mussen vielmehr zunachst uber die von der Hochschule Bochum betreute Internetseite www.ruhrzeiten. de unter Anerkennung des Copyrights hochgeladen werden.
Die drei Kommunalarchaologien haben sich jeweils mit mehreren verschiedenen Einzelprojekten am gemeinschaftlichen Vorhaben beteiligt. Die Stadtarchaologie Dortmund unter Leitung von Henriette Brink-Kloke stellt vor- und fruhgeschichtliche Themen in den Vordergrund, die exemplarisch an Rekonstruktionen zur mehrphasigen Siedlung am Oespeler Bach vorgestellt werden. Die Stadtarchaologie Essen unter Leitung von Detlef Hopp ist schwerpunktma?ig mit Visualisierungen zu Burgen, Schlossern und neuzeitlichen Baukomplexen wie der Zeche Zollverein und der Krupp’schen Zentralverwaltung beteiligt. Drei Modelle zur mittelalterlichen Stadt bilden den Beitrag der Stadtarchaologie Duisburg unter Leitung des Verfassers. Sie werden im Folgenden eingehend vorgestellt.
Mit gro?en Schritten werden Raum und Zeit des Projektgebietes durchschritten, das keine vor die Industrialisierung zuruckreichende gemeinsame Geschichtstradition besitzt. Und doch lassen sich viele Parallelen in der historischen Entwicklung der drei Kommunen erkennen. Uber das sie verbindende Element des Hellwegs standen sie bereits in vor- und fruhgeschichtlicher Zeit in engem Kontakt und Austausch.
Статья: Virtual Reality in Heritage Studies and Historical Reconstruction through Animation – A Case Study of a 16th Century University Complex in the Ottoman World
Авторы : Ibrahim, Manson; Jahnkassim, Puteri Shireen; Ali, Maisarah; Latip, Nurul Syala Abdul; and Abidin, NorZalifa Zainal
Ibrahim, Manson; Jahnkassim, Puteri Shireen; Ali, Maisarah; Latip, Nurul Syala Abdul; and Abidin, NorZalifa Zainal. Virtual Reality in Heritage Studies and Historical Reconstruction through Animation – A Case Study of a 16th Century University Complex in the Ottoman World [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://itc.scix.net/data/works/att/2c83.content.02421.pdf (дата обращения: 10.02.2011).
Index Terms — Heritage Studies, virtual reality, visualization, Suleymaniye Mosque
Аннотация:
The paper describes the research and development of a virtual project based on the visualisation of measured architectural and construction details and extended research into a heritage building i.e. a 16th century Islamic complex undertaken as part of an architectural curriculum subject entitled ‘Heritage studies’. The modelling was focused on selected portions of the Suleymaniye complex in Istanbul Turkey, while the animation and storyboard integrated findings from a research extension of the project which looked at the link between the social structure of the city with the overall hierarchical nature of the architecture and planning of the complex. Virtual reality and animation tools were used within the process of analysing the architecture and construction technology within the background of the social structure of the Ottoman society during 15th and 16th centuries. The aim was not only to deepen constructional understanding but to discover the historical and social context which lay behind the development of its city life. The virtual reality dimension of the study focused on a virtual walkthrough and animation of the overall Suleymaniye complex and selected parts of the complex such as the madrasa and the ‘imaret’ or soup kitchen. The focus of the virtual walkthrough is the Suleymaniye Mosque which is surrounded by four medreses, a Darulhadis Medrese which had specialized in teaching Hadith, a medical school, a primary school, a hospital, a reflection hall, a caravanserai, shops, bath house, imaret (soup kitchen), caravanserai (inn), darussifa (hospital) or the hammam covering a 7.3 hectares wide area. Virtual reality was further used to enhance the story board based on the study on the link between the ‘waqf’ or pious foundations, and development of Ottoman urban life with the ultimate aim of linking these complexes to the social system and structure of urban society.