МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования Российской Федерации
____________________В.Д.Шадриков
____________2000 г.
Номер
государственной регистрации ____
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление
521800 Искусствоведение (история искусства)
Степень
(квалификация) – бакалавр искусствоведения
Вводится
с момента утверждения
Москва 2000
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521800
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
1.1.
Направление утверждено приказом
Министерства образования Российской
Федерации № 686 от 02. 03. 2000 г.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника бакалавр
искусствоведения.
Нормативный
срок освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по
направлению 521800 Искусствоведение (история
искусства) при очной форме обучения 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника
1.3.1.Основными сферами
профессиональной деятельности бакалавра
искусствоведения являются:
исследовательская
(работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
образовательная (работа в
средних и средних специальных учебных
заведениях, гимназиях и лицеях);
культурно-просветительская
(работа в организациях и учреждениях
культуры);
экспертно-аналитическая (работа
в художественных галереях, общественных и
государственных организациях);
организационно-управленческая
(работа в органах государственного
управления, местного, регионального и
республиканского самоуправления).
1.3.2. Основные виды
профессиональной деятельности бакалавра
искусствоведения связаны с работой в
качестве научного работника, преподавателя,
сотрудника музеев, библиотек, архивов,
консультанта и эксперта.
1.4.
Возможности продолжения образования:
Бакалавр
подготовлен к продолжению образования:
- в
магистратуре по направлению 521800
Искусствоведение (история искусства)
- освоению в сокращенные сроки основных
образовательных программ по специальности:
020900 Искусствоведение
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень
образования абитуриента – среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь
документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
3.1. Основная
образовательная программа подготовки
бакалавра разрабатывается на основании
настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы
подготовки бакалавра, к условиям ее реализации
и срокам ее освоения определяются
настоящим государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки
бакалавра формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а
также факультативных дисциплин. Дисциплины
и курсы по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки
бакалавра должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин и
итоговую государственную аттестацию:
цикл
ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл
ЕН – общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД – общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл
СД – специальные дисциплины;
ФТД
– факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ СНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ
ИСКУССТВА)
Индекс |
Наименование
дисциплин и их основные разделы
|
Всего
часов |
1 |
2 |
3 |
ГСЭ.
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины |
1800 часов |
ГСЭ.Ф. 00 |
Федеральный
компонент |
1260 часов |
ГСЭ.Ф. 01 |
Иностранный
язык Специфика
артикуляции звуков, интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом языке; основные особенности
полного стиля произношения, характерные
для сферы профессиональной
коммуникации; чтение транскрипции. Лексический
минимум в объеме 4000 учебных лексических
единиц общего и терминологического
характера. Понятие
дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и другая). Понятие
о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических
единицах. Понятие об
основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию общего характера без
искажения смысла при письменном и
устном общении; основные грамматические
явления, характерные для
профессиональной речи. Понятие об
обиходно-литературном, официально-деловом,
научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности
научного стиля. Культура и
традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета. Говорение.
Диалогическая и монологическая речь с
использованием наиболее
употребительных и относительно простых
лексико-грамматических средств в
основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения.
Основы публичной речи (устное сообщение,
доклад). Аудирование.
Понимание диалогической и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации. Чтение.
Виды текстов:
несложные прагматические тексты и
тексты по широкому и узкому профилю
специальности. Письмо.
Виды речевых произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное
письмо, деловое письмо, биография. |
612 часов |
ГСЭ.Ф. 02 |
Физическая
культура Физическая
культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов.
Ее социально-биологические основы.
Физическая культура и спорт как
социальные феномены общества.
Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте.
Физическая культура личности. Основы
здорового образа жизни студента.
Особенности использования средств
физической культуры для оптимизации
работоспособности. Общая
физическая и специальная подготовка в
системе физического воспитания. Спорт.
Индивидуальный выбор видов спорта или
систем физических упражнений. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов. Основы
методики самостоятельных занятий и
самоконтроль за состоянием своего
организма. |
408 часов |
ГСЭ.Ф. 03 |
Культурология Структура и
состав современного
культурологического знания.
Культурология и философия культуры,
социология культуры, культурная
антропология. Культурология и история
культуры. Теоретическая и прикладная
культурология. Методы
культурологических исследований. Основные
понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры,
субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы
культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные
ценности и нормы, культурные традиции,
культурная картина мира, социальные
институты культуры, культурная
самоидентичность, культурная
модернизация. Типология
культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры.
Восточные и западные типы культур.
Специфические и «серединные» культуры.
Локальные культуры. Место и роль России
в мировой культуре. Тенденции
культурной универсализации в мировом
современном процессе. Культура и
природа. Культура и общество. Культура и
глобальные проблемы современности. Культура
и личность. Инкультурация и
социолизация. |
|
ГСЭ.Ф. 04 |
Политология Объект, предмет
и метод политической науки. Функции
политологии. Политическая
жизнь и властные отношения. Роль и место
политики в жизни современных обществ.
Социальные функции политики. История
политических учений. Российская
политическая традиция: истоки,
социокультурные основания,
историческая динамика. Современные
политологические школы. Гражданское
общество, его происхождение и
особенности. Особенности становления
гражданского общества в России. Институциональные
аспекты политики. Политическая власть.
Политическая система. Политические
режимы, политические партии,
электоральные системы. Политические
отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения.
Политические технологии. Политический
менеджмент. Политическая модернизация. Политические
организации и движения. Политические
элиты. Политическое лидерство. Социокультурные
аспекты политики. Мировая
политика и международные отношения.
Особенности мирового политического
процесса. Национально-государственные
интересы России в новой геополитической
ситуации. Методология
познания политической реальности.
Парадигмы политического знания.
Экспертное политическое знание;
политическая аналитика и прогностика. |
|
ГСЭ.Ф. 05 |
Правоведение Государство
и право. Их роль в жизни общества. Норма
права и нормативно-правовые акты. Основные
правовые системы современности.
Международное право как особая система
права. Источники российского права. Закон
и подзаконные акты. Система
российского права. Отрасли права. Правонарушение
и юридическая ответственность. Значение
законности и правопорядка в современном
обществе. Правовое государство. Конституция
Российской Федерации – основной закон
государства. Особенности
федеративного устройства России.
Система органов государственной власти
в Российской федерации. Понятие
гражданского правоотношения.
Физические и юридические лица. Право
собственности. Обязательства
в гражданском праве и ответственность
за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные
отношения. Взаимные права и обязанности
супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву. Трудовой
договор (контракт). Трудовая дисциплина
и ответственность за ее нарушение. Административные
нарушения и административная
ответственность. Понятие
преступления. Уголовная
ответственность за совершение
преступлений. Экологическое
право. Особенности
правового регулирования будущей
профессиональной деятельности. Правовые
основы защиты государственной тайны.
Законодательные информативно-правовые
акты в области защиты информации и
государственной тайны. |
|
ГСЭ.Ф. 06 |
Психология и
педагогика Психология: предмет,
объект и методы психологии. Место
психологии в системе наук. История
развития психологического знания и
основные направления в психологии.
Индивид, личность, субъект,
индивидуальность. Психика
и организм. Психика, поведение и
деятельность. Основные функции психики. Развитие
психики в процессе онтогенеза и
филогенеза. Мозг
и психики. Структура
психики. Соотношение сознания и
бессознательного. Основные психические
процессы. Структура сознания. Познавательные
процессы. Ощущение. Восприятие.
Представление. Воображение. Мышление и
интеллект. Творчество. Внимание.
Мнемические процессы. Эмоции
и чувства. Психическая
регуляция поведения и деятельности. Общение
и речь. Психология
личности. Межличностные
отношения. Психология
малых групп. Межгрупповые
отношения и взаимодействия. Педагогика: объект,
предмет, задачи, функции, методы
педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание,
обучение, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология,
педагогическая задача. Образование
как общечеловеческая ценность.
Образование как социокультурный
феномен и педагогический процесс.
Образовательная система России. Цели,
содержание, структура непрерывного
образования, единство образования и
самообразования. Педагогический
процесс. Образовательная,
воспитательная и развивающая функции
обучения. Воспитание
в педагогическом процессе. Общие
формы организации учебной деятельности.
Урок, лекция, семинарские, практические
и лабораторные занятия, диспут,
конференция, зачет, экзамен,
факультативные занятия, консультация. Методы,
приемы, средства организации и
управления педагогическим процессом. Семья
как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности. Управление
образовательными системами. |
|
ГСЭ.Ф. 07 |
Русский
язык и культура речи Стили
современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в
становлении и функционировании
литературного языка. Речевое
взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная
разновидности литературного языка.
Нормативные, коммуникативные, этические
аспекты устной и письменной речи. Функциональные
стили современного русского языка.
Взаимодействие функциональных стилей. Научный
стиль. Специфика использования
элементов различных языковых уровней в
научной речи. Речевые нормы учебной и
научной сфер деятельности. Официально-деловой
стиль, сфера его функционирования, жанровое
разнообразие. Языковые формулы
официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов.
Интернациональные свойства русской
официально-деловой письменной речи.
Язык и стиль распорядительных
документов. Язык
и стиль коммерческой корреспонденции.
Язык и стиль инструктивно-методических
документов. Реклама
в деловой речи. Правила оформления
документов. Речевой этикет в документе. Жанровая
дифференциация и отбор языковых средств
в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его
аудитория. Основные виды аргументов.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи,
поиск материала, начало, развертывание и
завершение речи. Основные приемы поиска
материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление
публичного выступления. Понятливость,
информативность и выразительность
публичной речи. Разговорная
речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного
языка. Условия функционирования
разговорной речи, роль внеязыковых
факторов. Культура речи.
Основные направления совершенствования
навыков грамотного письма и говорения. |
|
ГСЭ.Ф. 08 |
Социология
Предыстория
и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический
проект О. Конта. Классические
социологические теории. Современные
социологические теории. Русская
социологическая мысль. Общество
и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации. Социальные
группы и общности. Виды общностей.
Общность и личность. Малые группы и
коллективы. Социальная организация. Социальные
движения. Социальное
неравенство, стратификация и социальная
мобильность. Понятие социального
статуса. Социальное
взаимодействие и социальные отношения.
Общественное мнение как институт
гражданского общества. Культура
как фактор социальных изменений.
Взаимодействие экономики, социальных
отношений и культуры. Личность
как социальный тип. Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный
субъект. Социальные
изменения. Социальные революции и
реформы. Концепция социального
прогресса. Формирование мировой системы.
Место России в мировом сообществе. Методы
социологического исследования. |
|
ГСЭ.Ф. 09 |
Философия Предмет
философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии.
Основные направления, школы философии и
этапы ее исторического развития.
Структура философского знания. Бытие.
Понятие духа, материи и сознания;
пространства и времени, движения.
Научные, философские и научные картины
мира. Диалектика,
ее принципы и законы. Развитие, е модели
и законы. Человек,
общество и культура. Человек и природа.
Производство и его роль в жизни человека.
Общество и его структура. Человек как
творец и творение культуры. Человек и
исторический процесс; личность и массы;
свобода и необходимость. Познание.
Соотношение мнения, веры, понимания,
интерпретации и знания. Становление
субъектно-объектного видения мира.
Рациональное и иррациональное; интуиция.
Мистицизм в познании. Отражение. Истина
и ее критерии. Практика. Научное и
вненаучное знание. Структура научного
познания, его методы и формы. Научные
революции смены
типов рациональности. Познавательные,
этические и эстетические ценности.
Смысл существования человека. Будущее
человечества. Глобальные проблемы
современности. |
|
ГСЭ.Ф. 10 |
Экономика
Введение
в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический
выбор. ,экономические отношения.
Экономические системы. Основные этапы
развития экономической теории. Методы
экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и
предложение. Потребительские
предпочтения и предельная полезность.
Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и
его факторы. Закон убывающей предельной
производительности. Эффект масштаба.
Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль.
Принцип максимизации прибыли.
Предложение совершенно конкурентной
фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рынков. Рыночная власть.
Монополия. Монополистическая
конкуренция. Олигополия.
Антимонопольное регулирование. Спрос на
факторы производства. Рынок труда. Спрос
и предложение труда. Заработная плата и
занятость. Рынок капитала. Процентная
ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента.
Общее равновесие и благосостояние.
Распределение доходов. Неравенство.
Внешние эффекты и общественные блага.
Роль государства. Макроэкономика.
Национальная экономика как целое.
Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный
доход. Располагаемый личный доход.
Индексы цен. Безработица и ее формы.
Инфляция и ее виды. Экономические циклы.
Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке.
Потребление и сбережения. Инвестиции.
Государственные расходы и налоги.
Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая
политика. Деньги и их функции.
Равновесие на денежном рынке. Денежный
мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика.
Экономический рост и развитие.
Международные экономические отношения.
Внешняя торговля и торговая политика.
Платежный баланс. Валютный курс. Особенности
переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика.
Распределение и доходы. Преобразования
а социальной сфере. Структурные сдвиги в
экономике. Формирование открытой
экономики. |
|
ГСЭ.Р. 00 |
Национально-региональный
(вузовский) компонент |
до 270
часов |
ГСЭ.В.
00 |
Дисциплины и
курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом |
до
270 часов |
ЕН.00 |
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины |
300
часов |
ЕН.Ф.00 |
Федеральный
компонент |
216
часов |
ЕН.Ф.01 |
Математика
и информатика: Аксиоматический
метод, основные структуры, составные
структуры, вероятности, языки и
программирования, алгоритмы,
компьютерный практикум. |
|
ЕН.Ф.02 |
Концепции
современного естествознания: Естественно-научная
и гуманитарная культуры; научный метод;
история естествознания; панорама
современного естествознания; тенденции
развития; корпускулярная и
континуальная концепция описания
природы; порядок и беспорядок в природе;
хаос; структурные уровни организации
материи; микро, макро и мегамиры;
пространство, время; принципы
относительности; принципы симметрии;
законы сохранения; взаимодействия;
близкодействия; дальнодействия;
состояние; принципы суперпозиции,
неопределенности, дополнительности;
динамические и статические
закономерности в природе; законы
сохранения энергии в макроскопических
процессах; принципы возрастания
энтропии; химические системы,
энергетика химических процессов,
реакционная способность веществ;
особенности биологического уровня
организации материи; принципы эволюции,
воспроизводства и развития живых систем;
многообразие живых организмов - основа
организации и устойчивости биосферы;
генетика и эволюция; человек: физиология,
здоровье, эмоции, творчество,
работоспособность; биоэтика; человек,
биосфера и космические циклы; ноосфера;
необратимость времени; самоорганизация
в живой и неживой природе; принципы
универсального эволюционизма; путь к
единой культуре. |
|
ЕН.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент |
до 42
часов |
ЕН.В.00 |
Дисциплины и
курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом |
до 42
часов |
ОПД |
Общепрофессиональные
дисциплины направления |
3546
часов |
ОПД. Ф.00 |
Федеральный
компонент |
3020 часов |
ОПД.
Ф.
01 |
Всеобщая
история: Понятие
«первобытное общество»; дискуссии о его
месте в человеческой истории. Проблемы
антропогенеза и социогенеза. Переход к
социально-стратифицированному обществу.
Основные эпохи мировых цивилизаций.
Типы цивилизаций в древности. Место
средневековья во всемирно-историческом
процессе; его хронологические рамки и
периодизация. Западно- и восточно-европейские
варианты средневекового исторического
развития. Византия. История нового
времени; хронологические рамки и
периодизация. Переход европейской
цивилизации от доиндустриального мира к
новому этапу развития. Европейская
цивилизация и традиционные общества
Америки, Азии и Африки; складывание
колониальной системы. Место ХХ века во
всемирно-историческом процессе.
Основные проблемы и процессы развития
западной цивилизации. |
|
ОПД.
Ф.
02 |
История
России: История России.
Этногенез
славян и этнокультурные процессы в
восточном славянстве. Древнерусское
государство, характер его
взаимодействия с западными, восточными
и степными цивилизациями; русские земли
в период феодальной раздробленности,
характер экономических, политических и
культурных процессов; объединение
русских земель вокруг Москвы.
Московское царство в XV-XVII веках,
социально-экономическое, политическое и
культурное развитие. Россия в новое
время, глобальные проблемы общественно-исторического
развития и способы их решения. Советское
государство, противоречия
общественного и духовного развития,
характер взаимодействия власти и
общества, тоталитаризм и причины
кризиса. Современная Россия,
становление гражданского общества |
|
ОПД.
Ф.
03 |
Введение
в историю искусства: Понятия
и термины искусствоведения, основы
художественного языка искусства. Общая
периодизация и представление об
основных эпохах развития мирового
искусства. |
|
ОПД.
Ф.
04 |
Описание
и анализ памятников искусства: Специфика
художественного языка отдельных видов
искусства.
Основные принципы искусствоведческого
описания и анализа памятников. Замысел и
его творческое воплощение. Общее и
неповторимо-индивидуальное в каждом
произведении. |
|
ОПД. Ф.
05 |
Всеобщая
история искусства*: Исторический
процесс, культура, искусство.
Периодизация истории искусства –
крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в
искусстве и его проявления. Искусство
Древнего Востока. Искусство античности.
Раннехристианское искусство. Искусство
Византии. Западноевропейское искусство
средних веков. Искусство Индии, Дальнего
Востока и Юго-Восточной Азии. Искусство
стран ислама. Европейское искусство
эпохи Возрождения. Западноевропейское
искусство эпохи барокко и классицизма.
Западноевропейское искусство 19 века.
Искусство Запада 20 века. |
|
ОПД. Ф.
06 |
История
русского искусства*: Древнерусское
искусство. Русское искусство 18 века.
Русское искусство 19-начала 20 века.
Отечественное искусство 20 века. |
|
ОПД. Ф.
07 |
История
декоративно-прикладного искусства: Особенности
художественного языка декоративно-прикладного
искусства. Основные виды декоративно-прикладного
искусства, их специфика. Народное
искусство. |
|
ОПД. Ф.
08 |
История
художественной критики: Художественная
критика как часть искусствоведения, ее
специфика. Значение истории
художественной критики для понимания
художественного процесса в прошлом.
История русской критики 18-20 веков.
Художественная критика на современном
этапе и ее роль в организации
художественной жизни. |
|
ОПД.
Ф.09 |
Техники
изобразительного искусства: Значение
изучения техник изобразительного
искусства для правильного понимания и
оценки произведений. Скульптурные
материалы и методы работы с ними.
Особенности темперной и масляной
живописи. Графические техники и их
специфика. Техники и технологии
создания гравюры. Трактаты по техникам
изобразительного искусства. Рецепты
старых мастеров. |
|
ОПД. Ф.10 |
Музееведение: Принципы
хранения и экспонирования памятников
искусства. Каталог. Организация
выставочной деятельности. История
собирательства и коллекционирования.
Крупнейшие музеи мира. |
|
ОПД. Ф.
11 |
Классические
языки: Место и роль
классических языков в культурно-историческом
развитии; лексические и грамматические
основы. |
|
ОПД. Р.00 |
Национально-региональный
(вузовский) компонент |
300
часов |
ОПД. В.
00 |
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые ВУЗом |
226
часов |
СД.00 |
Специальные
дисциплины |
250
часов |
ФТД.00 |
Факультативы |
450
часов |
ФТД.
01 |
Военная
подготовка |
450
часов |
Всего
часов теоретического обучения: 6796
5.
СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
5.1.
Срок освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра при очной
форме обучения составляет 208 недели, в том
числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы, в том числе
лабораторные
124 недели
а
также экзаменационные сессии
32
практики
не менее 12 недель
учебно-ознакомительная
не менее 4 недель
учебно-ознакомительная
не менее 4 недель
музейно-краеведческая
не менее 4 недель
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы
не
менее 12 недель
каникулы
(включая 8 недель последипломного отпуска)
не менее 28 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное)
общее образование, сроки освоения основной
образовательной программы подготовки
бакалавра по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения, а также в случае
сочетания различных форм обучения
увеличиваются вузом до одного года
относительно нормативного срока,
установленного п.1.2 настоящего
государственного образовательного
стандарта.
5.3. Максимальный объем
учебной нагрузки студента устанавливается
54 часа в неделю, включая все виды его
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной)
учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий
студента при очной форме обучения не должен
превышать в среднем за период
теоретического обучения 27 часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по
физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней)
форме обучения объем аудиторных занятий
должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме
обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в
объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году
должен составлять 7-10 недель, в том числе не
менее двух недель в зимний период.
6.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ПО ВИДАМ)
6.1.
Требования к разработке основной
образовательной программы подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное
заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную
программу вуза подготовки бакалавра на
основе настоящего государственного
образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору
студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего
учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты)
рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и
практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично,
хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не
зачтено).
6.1.2. При разработке основной
образовательной программы высшее учебное
заведение имеет право:
изменять объем часов,
отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин в пределах 5%.
формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать в
качестве обязательных из числа базовых
дисциплин, приведенных в настоящем
государственном образовательном стандарте,
следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в
объеме не менее 340 часов), «Физическая
культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная
история»[1],
«Философия». Остальные базовые дисциплины
могут реализовываться по усмотрению вуза.
При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении
обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью
общепрофессиональной или специальной
подготовки, выделенные на их изучение часы
могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая
культура" при очно-заочной (вечерней),
заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания
студентов;
осуществлять преподавание
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных
и индивидуальных практических занятий,
заданий и семинаров по программам,
разработанным в самом вузе и учитывающим
региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую
глубину преподавания отдельных разделов
дисциплин, входящих в циклы общих
гуманитарных и социально-экономических,
математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла
специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть
профессионально ориентировано с учетом
профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
реализовывать основную
образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения,
имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или
высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе
имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять
не менее трех лет. Обучение
в сокращенные сроки допускается также
для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого
достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому
обеспечению учебного процесса
Реализация
основной образовательной программы
подготовки бакалавра должна
обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и систематически занимающимися
научной и/или научно-методической
деятельностью; преподаватели специальных
дисциплин, как правило, должны иметь ученую
степень и/или опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере;
6.3.
Требования к учебно-методическому
обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение,
реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно
располагать необходимой информационной
базой, и различными сетевыми источниками
информации, а также подбором научной
литературы, соответствующей библиографии
указанной в программах читаемых курсов.
Реализация основной
образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, по содержанию
соответствующим полному перечню дисциплин
основной образовательной программы,
наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем
видам занятий – практикумам, курсовому и
дипломному проектированию, практикам, а
также наглядными пособиями,
мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.4.
Требования к материально-техническому
обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение,
реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно
располагать соответствующей действующим
санитарно-техническим нормам материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех
видов лабораторной, практической,
дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской
работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом.
6.5. Требования к организации
практик
Высшее учебное заведение
должно располагать необходимыми денежными
средствами, возможностью аренды транспорта,
квалифицированными педагогическими
кадрами для руководства практиками.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
7.1.
Требования к профессиональной
подготовленности
бакалавра по
направлению 521800 искусствоведение (история
искусства)
Бакалавр должен
уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации).
Бакалавр
отвечает следующим требованиям:
·
хорошо подготовлен в области всеобщей
и отечественной истории искусства, умеет
применять свои знания в практической
деятельности;
·
знаком с основными учениями в области
гуманитарных и социально-экономических
наук, умеет использовать методы этих наук в
различных видах профессиональной и
социальной деятельности, способен научно
анализировать социально-значимые проблемы
и процессы художественной жизни;
·
знает этические и правовые нормы,
регулирующие отношение человека к человеку,
обществу, окружающей среде;
·
имеет целостное представление о
процессах и явлениях, происходящих в живой
и неживой природе, понимает возможности
современных научных методов ее познания;
·
владеет культурой мышления, знает его
общие законы, способен в письменной и
устной речи правильно (логично) оформить
его результаты;
·
свободно владеет государственным
языком Российской Федерации – русским
языком;
·
способен читать и использовать научную
литературу на иностранном языке (языках);
·
знает и умеет грамотно использовать в
своей деятельности профессиональную
лексику;
·
умеет на научной основе организовать
свой труд, владеет методами сбора, хранения
и обработки информации, применяемыми в
сфере его профессиональной деятельности,
знает и использует достижения информатики
в своей области;
·
способен, учитывая современное
состояние науки и изменяющуюся социальную
практику, к переоценке накопленного опыта,
умеет приобретать новые знания, используя
современные образовательные технологии;
·
понимает сущность и социальную
значимость своей профессии, основные
проблемы дисциплин, определяющих
конкретную область его деятельности, видит
их взаимосвязь в целостной системе знаний;
·
способен к проектной деятельности в
профессиональной сфере на основе
системного подхода,
·
способен поставить цель и
сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций,
умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
·
методически и психологически готов к
изменению вида и характера своей
профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами;
·
умеет планировать собственную
деятельность, ориентироваться в
специальной литературе;
·
обладает необходимыми знаниями в
области библиографии - способен применять и
использовать сервисные программы, пакеты
прикладных программ и инструментальные
средства ЭВМ для подготовки методических
материалов;
7.1.1.
Требования по циклу общепрофессиональных
дисциплин:
Бакалавр
должен:
·
знать основные эпохи истории искусства,
их хронологию, искусство отдельных стран и
регионов, факты, события, важнейшие
художественные памятники и мастеров;
·
знать основные этапы исторического
развития искусства России, его место в
художественной истории человечества, общее
и особенное в развитии искусства России,
факты, даты, события;
·
иметь представление о функциях
искусствоведения как составной части
научной мысли и духовной культуры общества;
·
иметь глубокие знания о формах и типах
художественных культур, основных культурно-исторических
центрах мира, закономерностях их
функционирования и развития, основных
концепциях культурно-исторических эпох и
типов мировой культуры; знать историю
мировой и отечественной культуры;
·
владеть навыками историографического
и библиографического анализа;
·
применять достижения смежных
гуманитарных наук, естественных наук для
разработки искусствоведческой
проблематики и решения специальных научных
проблем;
·
применять специальные знания в решении
общепрофессиональных задач;
·
владеть методикой самостоятельной
обработки информации и использованием ее в
решении профессиональных задач.
·
владеть принципами классификации
художественных культур народов мира;
·
владеть знаниями основ и методов
научной реставрации художественных
памятников;
·
знать основы классических языков.
·
уметь использовать методы и приемы
практической работы, приобретенные в ходе
специального образования, в решении
прикладных задач;
7.2. Требования к итоговой государственной
аттестации бакалавра
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация бакалавра
включает выпускную квалификационную
работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую
подготовку к решению профессиональных
задач.
7.2.2.
Требования к выпускной квалификационной
работе бакалавра.
Выпускная
квалификационная работа бакалавра
представляет собой законченную разработку,
в которой выпускник должен
продемонстрировать умение
систематизировать материал, грамотно
формулировать задачи исследования и делать
логические выводы по его результатам.
7.2.3.
Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен
проводится по всеобщей истории искусства,
включая историю отечественного искусства.
На экзамен выносится основной материал,
излагаемый в лекционных курсах по истории
искусства. В ходе экзамена также
осуществляется проверка знаний, полученных
в результате самостоятельной работы с
научной литературой и участия в семинарах.
СОСТАВИТЕЛИ:
Научно-методический
Совет по истории и искусствоведению УМО
университетов России
Государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на
заседании Учебно-методического Совета по
специальности 020900 Искусствоведение.
Протокол
заседания УМО № ___ от «__» ноября 1999 года.
Председатель
Совета УМО
С.П.Карпов
Заместитель
Председателя Совета УМО
Е.И.Пивовар
СОГЛАСОВАНО:
Управление
образовательных программ и стандартов
высшего и среднего
профессионального образования
Г.К.Шестаков
М.Г. Платонова
*
Всеобщая история искусства и история
русского искусства как учебные
дисциплины могут реализовываться как
единые курсы, либо как система
согласованных курсов.
[1]
Для бакалавров данного направления «Отечественная
история» читается в цикле
общепрофессиональных дисциплин. Вместо
нее в качестве обязательной дисциплины в
цикле ГСЭ согласно
решению Научно-методического Совета по
истории и искусствоведению УМО
университетов РФ от 15 ноября 1999 г.
рекомендованы «Экономика» или «Русский
язык и культура речи».