МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Российской Федерации

____________________В.Д.Шадриков

____________2000 г.

 

Номер государственной регистрации ____

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 521800 Искусствоведение (история искусства)

Степень (квалификация) – бакалавр искусствоведения

 Вводится  с момента утверждения

  Москва 2000


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02. 03. 2000 г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника бакалавр искусствоведения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521800 Искусствоведение (история искусства) при очной форме обучения 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1.Основными сферами профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения являются:

исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);

образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях);

культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);

экспертно-аналитическая (работа в художественных галереях, общественных и государственных организациях);

организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).

1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.

1.4. Возможности продолжения образования:

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению 521800 Искусствоведение (история искусства)

- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности: 020900 Искусствоведение

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессио­нальном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее ре­ализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – специальные дисциплины;

ФТД – факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основ­ной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспе­чивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образо­вательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ СНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

 

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы 

Всего часов

1

2

3

ГСЭ.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800 часов

ГСЭ.Ф.

00

Федеральный компонент

1260

часов

ГСЭ.Ф.

01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды  текстов: несложные  прагматические  тексты  и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тези­сы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

612 часов

ГСЭ.Ф.

02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

408 часов

ГСЭ.Ф.

03

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социолизация.

 

ГСЭ.Ф.

04

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.

05

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные нарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

ГСЭ.Ф.

06

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психики.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

 

ГСЭ.Ф.

07

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимо­действие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанро­вое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распоря­дительных документов.  Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов.  Реклама в де­ловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в доку­менте.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицис­тическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.

08

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

 

ГСЭ.Ф.

09

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Бытие. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и научные картины мира.

Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, е модели и законы.

Человек, общество и культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек как творец и творение культуры. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость.

Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Рациональное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ее критерии. Практика. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции  смены типов рациональности.

Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

 

ГСЭ.Ф.

10

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ,экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Распределение и доходы. Преобразования а социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.

00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 270 часов

ГСЭ.В. 00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 270 часов

ЕН.00

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

300 часов

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

216 часов

ЕН.Ф.01

Математика и информатика:

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирования, алгоритмы, компьютерный практикум.

 

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания:

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепция описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро, макро и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействия; близкодействия; дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 42 часов

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 42 часов

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

3546 часов

ОПД. Ф.00

Федеральный компонент

3020 часов

ОПД.

Ф. 01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеобщая история:

Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности. Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.

Ф. 02

История России:

История России.

Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества

 

 

ОПД.

Ф. 03

 

Введение в историю искусства:

Понятия и термины искусствоведения, основы художественного языка искусства. Общая периодизация и представление об основных эпохах развития мирового искусства.

 

ОПД.

Ф. 04

Описание и анализ памятников искусства:

Специфика художественного языка отдельных видов искусства. Основные принципы искусствоведческого описания и анализа памятников. Замысел и его творческое воплощение. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении.

 

ОПД.

Ф. 05

 

 

 

 

 

 

 

Всеобщая история искусства*:

Исторический процесс, культура, искусство. Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в искусстве и его проявления.

Искусство Древнего Востока. Искусство античности. Раннехристианское искусство. Искусство Византии. Западноевропейское искусство средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама. Европейское искусство эпохи Возрождения. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма. Западноевропейское искусство 19 века. Искусство Запада 20 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.

Ф. 06

История русского искусства*:

Древнерусское искусство. Русское искусство 18 века. Русское искусство 19-начала 20 века. Отечественное искусство 20 века.

 

ОПД.

Ф. 07

История декоративно-прикладного искусства:

Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика. Народное искусство.

 

ОПД.

Ф. 08

История художественной критики:

Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом. История русской критики 18-20 веков. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни.

 

ОПД.

Ф.09

Техники изобразительного искусства:

Значение изучения техник изобразительного искусства для правильного понимания и оценки произведений. Скульптурные материалы и методы работы с ними. Особенности темперной и масляной живописи. Графические техники и их специфика. Техники и технологии создания гравюры. Трактаты по техникам изобразительного искусства. Рецепты старых мастеров.

 

ОПД.

Ф.10

Музееведение:

Принципы хранения и экспонирования памятников искусства. Каталог. Организация выставочной деятельности. История собирательства и коллекционирования. Крупнейшие музеи мира.

 

ОПД.

Ф. 11

Классические языки:

Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; лексические и грамматические основы.

 

ОПД.

Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

300 часов

ОПД.

В. 00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом

226 часов

СД.00

Специальные дисциплины

250 часов

ФТД.00

Факультативы

450 часов

ФТД. 01

Военная подготовка

450 часов

 

Всего часов теоретического обучения: 6796

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недели, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные                                  124 недели

а также экзаменационные сессии                                                 32

практики                                                         не менее 12 недель

учебно-ознакомительная                                     не менее 4 недель

учебно-ознакомительная                                    не менее 4 недель

музейно-краеведческая                                    не менее 4 недель

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы                                                             не менее 12 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)            не менее 28 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли­вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ПО ВИДАМ)

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра

 

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5%.

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в качестве обязательных из числа базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история»[1], «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре­подавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и соци­ально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна состав­лять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых явля­ются для этого достаточным основанием.

 


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

 

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

 

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать необходимой информационной базой, и различными сетевыми источниками информации, а также подбором научной литературы, соответствующей библиографии указанной в программах читаемых курсов.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

 

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

 

6.5. Требования к организации практик

 

Высшее учебное заведение должно располагать необходимыми денежными средствами, возможностью аренды транспорта, квалифицированными педагогическими кадрами для руководства практиками.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра по направлению 521800 искусствоведение (история искусства)

 

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

·         хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории искусства, умеет применять свои знания в практической деятельности;

·         знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы художественной жизни;

·         знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

·         имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов ее познания;

·         владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

·         свободно владеет государственным языком Российской Федерации – русским языком;

·         способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

·         знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

·         умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

·         способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

·         понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

·         способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода,

·         способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

·         методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

·         умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

·         обладает необходимыми знаниями в области библиографии - способен применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

 

7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин:

Бакалавр должен:

·         знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;

·         знать основные этапы исторического развития искусства России, его место в художественной истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты, даты, события;

·         иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

·         иметь глубокие знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры;

·         владеть навыками историографического и библиографического анализа;

·         применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;

·         применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;

·         владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач.

·         владеть принципами классификации художественных культур народов мира;

·         владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников;

·         знать основы классических языков.

·         уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач;

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

 

7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой выпускник должен продемонстрировать умение систематизировать материал, грамотно формулировать задачи исследования и делать логические выводы по его результатам.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен проводится по всеобщей истории искусства, включая историю отечественного искусства. На экзамен выносится основной материал, излагаемый в лекционных курсах по истории искусства. В ходе экзамена также осуществляется проверка знаний, полученных в результате самостоятельной работы с научной литературой и участия в семинарах.


СОСТАВИТЕЛИ:

 

Научно-методический Совет по истории и искусствоведению УМО университетов России

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического Совета по специальности 020900 Искусствоведение.

Протокол заседания УМО № ___ от «__» ноября 1999 года.

Председатель Совета УМО                                                    С.П.Карпов

 

Заместитель Председателя Совета УМО                                        Е.И.Пивовар

 

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ и стандартов высшего  и среднего профессионального образования                                                

                                                                                                            Г.К.Шестаков

                                                                                                                                                                                                                                                            М.Г. Платонова



* Всеобщая история искусства и история русского искусства как учебные дисциплины могут реализовываться как единые курсы, либо как система согласованных курсов.

 

[1] Для бакалавров данного направления «Отечественная история» читается в цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в качестве обязательной дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению Научно-методического Совета по истории и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы «Экономика» или «Русский язык и культура речи».