Триумфальные ворота Петропавловской крепости

( К вопросу о пропаганде петровских преобразований )

Зелов Д.Д.

МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет

 

Триумфальная арка как отдельно стоящее архитектурное сооружение, призванное прославлять победителя, впервые появилась в Древнем Риме, затем эта традиция была перенята Западной Европой, а от нее пришла и в Россию. Смысл и предназначение триумфальной арки помимо памятного знака, призванного запечатлеть триумф победителя, заключался в прохождении победившего войска под ее сводом. Триумфальное шествие обладало глубоким символическим значением: проход под воротами нес сакральные функции, ибо освящал победу. Этот символ идет из глубокой древности: человек с незапамятных времен выделял дверные и воротные проемы, соединяющие внешнее пространство с внутренним. Вход во внутреннее пространство означал защиту и кров того помещения, куда преступал входящий. Значение символа до сих пор сохраняется в христианстве (вход в храм) .

Однако в Древней Руси главные ворота города нередко обладали триумфальными чертами, хотя это и были ворота, соединенные со стеной города. Но именно в петровских время происходит соединение европейских культурных норм с традициями древней Руси на самых различных уровнях, в результате которых и создавалась культурная традиция петровской эпохи. И это как нельзя лучше отражают Петровские ворота Петропавловской крепости.

Петровские ворота - особые ворота для Петербурга. Это главные, парадные ворота города, его визитная карточка; ворота открывающие вход в самое сердце города, в его sancta sanctorum. Их облик формировался в течение всего петровского времени и был в основных чертах завершен к концу царствования. Автором был знаменитый Доменико Трезини, первый архитектор Петербурга. Вначале они были деревянными, а затем перестроены в камне. История их возведения довольно хорошо изучена, поэтому обратимся непосредственно к их символическому значению.

Прежде всего обращает на себя внимание центральный барельеф “Симон Волхв, низвергаемый Петром Апостолом”. Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела острое политическое значение и легко читалась современниками: будущая неминуемая гибель Карла XII (Волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I (что пророчески сбылось) и основание города-крепости Санкт-Петербург.

Кроме барельефа, на воротах были представлены статуи: наверху с наружной стороны св.Петр с двумя большими ключами в руках, у его ног- два ангела с трубами; далее шел барельеф “Благословляющий Саваоф”, венчающий аттик петровских ворот. Ниже на волютах - Вера с книгой и крестом и Надежда с якорем; на нижних постаментах: Воин и Нептун; в нишах: Афина Паллада (Беллона) и Афина Полиада (Минерва). Символы легко читались - чтобы выстоять в борьбе против шведов, нужны были вера и надежда; одновременно в двойственной культуре барокко те же символы читались и как необходимость просвещения, учения (книга) и развитие флота (якорь), а значит военно-морской силы и, конечно же, торговли. Статуи Афины Паллады и Афины Полиады также расшифровывались двояко: как символы готовности России к войне и мирным промыслам, так и связь названия “Афина” с греческими Афинами, т.е. стремление к тому, чтобы в будущем Петербург стал таким же известным и знаменитым центром наук, труда и художеств, какими были античные Афины.

Внизу ворот дата - 1703 год; и наконец, справа от ворот на портале на жестяном листе можно прочесть название по-русски историю об основании этой крепости. Внутри крепости над воротами был большой черный русский орел, из дерева; на его головах корона, в когтях правой лапы он держит скипетр, в левой - державу. Несколько ниже был нарисован святой Николай.

Таким образом, в воротах была запечатлена история создания и значения города для России. Скульптура заступника города - св.Петра помещалась на самом верху; для памяти об основании города-крепости была прикреплена табличка, рассказывающая историю его основания. С внутренней стороны ворот: орел-символ России. Образ св.Николая - покровителя и заступника моряков - был очень уместен, ибо Петербург-это прежде всего морской порт.

На последней детали ворот следует остановиться особо, ибо образ св.Николая на воротах- не что иное как надвратная икона в городских крепостных воротах. В триумфальной арке, бывшей одновременно и крепостными воротами, происходит органичное сочетание новых архитектурных приемов с традиционной древнерусской чертой- придание воротам охранно-религиозного статуса. В Древней Руси на стенах городских, крепостных, монастырских ворот устраивались надвратные церкви и/или помещались иконы. Достаточно вспомнить Золотые ворота в Киеве и Владимире, носивших ярко выраженный триумфальный характер. Что же касается таблички, прикрепленной на воротах и повествующей об основании крепости, то эта деталь не была новой для России, хотя в своей основе она несомненно западного происхождения. Подобная табличка имеется на Спасской башне Московского Кремля со стороны Красной площади. В ней также указан год закладки и написана история о начале строительства башни итальянским мастером Пьетро Антонио Солари.

Ворота, созданные в честь освобождения берегов Невы, Финского залива и первых побед России над шведами, носили триумфальный характер как снару-

жи крепости, так и внутри нее. Снаружи это были парадные ворота, ведущие в самый центр города; одновременно посредством Петровского моста ворота были связаны с главной площадью города - Троицкой, на которой постоянно проходили смотры войск, проводились парады, строились триумфальные арки и пирамиды, сжигались фейерверки. Кроме того, на площади находились важ-

нейшие административные и социально-культурные учреждения города и стра-

ны: Сенат, коллегии, Гостиный двор, типография. С внутренней стороны кре-

пости ворота поставлены на одной оси с Петропавловским собором, построен-

ным тем же Д.Трезини. Особенно ярко это видно в алтарном выступе собора, который решен абсолютно в неправославных канонах (как впрочем и весь собор). Над алтарным выступом Д.Трезини сделал аттиковую стенку, очень похожую на аттик главного фасада Петровских ворот.

В итоге Петровские ворота, неизменно включавшиеся в орбиту петровских триумфов, являлись ключевым связующим звеном между Петропавловским собором и Троицкой площадью, создавая единство двух важнейших политических, административных и религиозных центров города.

 

 

.