Общие черты в политике Избранной рады и князя В.В. Голицына

Ткаченко А.В.

Московский Педагогический Государственный Университет

 

Представленная тема очень актуальна в наше время, когда острый политический кризис в очередной раз поставил на повестку дня вопрос о необходимости широких реформ. В поисках ответа на вопрос многие обращаются к отечественной истории и вспоминают о реформах Петра Великого. Вспоминая о его преобразованиях, следует обратиться к их истокам и рассмотреть деятельность политиков допетровской Руси, среди которых первое место занимал В.В. Голицын. Для этого необходимо привлечь большой корпус источников: актовый, законодательный и эпистолярный материал, сочинения русских и иностранных авторов XVI-XVII вв.

Князь В.В. Голицын, крупнейший политический деятель России 1680-х гг., был хорошо знаком с русской историей и публицистикой XVI-XVII вв. Поэтому можно предположить, что планируя проведение широких реформ внутри страны, он опирался не только на личные наблюдения и информацию, которая поступала от знакомых ему современников, но и на знание исторических фактов. Наибольшее влияние на князя мог оказать опыт реформ Избранной рады - правительства, возможно, неофициального (по С.О. Шмидту), группировки в правительстве (по И.И. Смирнову), правительственного кружка (по В.Б. Кобрину) или Ближней думы (по С.В. Бахрушину), управлявшей Россией при молодом Иване IV (1549-1560 гг.). По разным предположениям, в состав рады входили: окольничий А.Ф. Адашев (глава рады), благовещенский протопоп Сильвестр, бояре Д.И. Курлятев-Оболенский, Ю.М. и Ф.А. Булгаковы, И.С., И. и Ю.М. Воронцовы, В.И. Воротынский, И.Ф. Мстиславский, М.Я. Морозов, Д.Ф. Палецкий, В. и П.С. Серебряные, И.В. Шереметев, на позднем этапе - А.М. Курбский, а также постельничий И.М. Вешняков, казначей Н. Фуников-Курцев, думный дьяк И.М. Висковатый и др.

На сходство реформаторской деятельности Избранной рады и Петра I обратил внимание еще Н.Г. Устрялов, но, к сожалению, он не увидел ничего общего в деятельности А.Ф. Адашева и В.В. Голицына. В.О. Ключевский вовсе отрицал возможность появления государственных деятелей до XVII в. Но о том, что В.В. Голицыну были близки идеи Избранной рады, свидетельствует проведенное им в 1670-х гг. распространение среди русской элиты сочинений князя А.М. Курбского. В 1684 г. В.В. Голицын принял на русскую службу его потомка - А.К. Курбского. И самое главное - прослеживается близость политического курса В.В. Голицына к политике А.Ф. Адашева. Действительно, в программах реформ, предложенных Избранной радой и В.В. Голицыным, и в условиях их деятельности мы находим много общих черт:

Прежде всего, следует отметить усиление органов сословного представительства в центре и на местах: рада собрала первый Земский собор, избравший комиссию “судей правдивых” для создания нового Судебника, предоставила власть в городах городовым приказчикам, а в волостях - губным (из дворян) и земским (из крестьян и посадских людей) старостам (В.В. Голицын руководил в 1681-1682 гг. двумя комиссиями Земского собора, позже собирал собор для принятия решения о мире с Польшей, в 1684 г. восстановил ранее упраздненный институт губных старост). Одновременно шло укрепление центрального госаппарата: рада упорядочила приказную систему и ввела наказания за взяточничество (сам А.Ф. Адашев возглавил высший орган контрольного управления - Челобитный приказ) (В.В. Голицын переводил дела, касающиеся определенных сфер экономики и политики, в ведение нескольких отдельных приказов и периодически проводил в них разборы). Административная политика сопровождалась укреплением финансовой системы: рада упразднила в 1556 г. институт наместников и волостелей, живших за счет кормлений, которые превратились в общегосударственный налог - кормленичий окуп, шедший на содержание дворян (в 1679 г. был введен налог - стрелецкие деньги, шедший на содержание армии; позже В.В. Голицын подумывал о ее содержании за счет подушной подати).

Расширение контактов с Западом и борьба за южные плодородные земли: рада приглашала в Россию иностранных специалистов, начала торговлю с Англией, присоединила к России Казань, Астрахань и часть Прибалтики, призывала царя к борьбе с Крымом (В.В. Голицын расширил связи России с Европой, доброжелательно относился к иноземцам и около 15 лет участвовал в борьбе против Крыма). Активная внешняя политика была бы невозможна без военных реформ: рада учредила стрелецкое войско, получавшее жалованье, оружие и обмундирование от государства, и приняла в 1555-1556 гг. “Уложение о службе” (В.В. Голицын заботился о создании регулярных полков). С улучшением боеспособности армии была связана борьба за отмену местничества: рада допустила службу юных аристократов под началом менее знатных, но более опытных воевод, установила соотношение служебного положения воевод и их помощников (В.В. Голицын добился отмены местничества в 1682 г.).

Стремление ограничить влияние церкви: рада выдвинула на Стоглавом соборе программу секуляризации части церковных земель, отвергнутую митрополитом Макарием, но добилась запрета на покупку земель монастырями без царского разрешения (патриарх Иоаким провалил епархиальную реформу 1681 г., предложенную царем Федором Алексеевичем при поддержке В.В. Голицына). Главным помощником А.Ф. Адашева был протопоп Сильвестр, противник стяжателей, которого пытались обвинить в еретичестве за обновление росписи стен кремлевских соборов, а в конце концов отправили в Соловецкий монастырь. Еще более жестоко церковь расправилась с помощником В.В. Голицына Сильвестром Медведевым, казненным в 1691 г. Наконец, и Избранная рада, и правительство В.В. Голицына были вынуждены в угоду официальной церкви вести беспощадную борьбу с еретиками: собор 1553 г. осудил дьяка М.С. Башкина и монаха Феодосия Косого; при В.В. Голицыне преследовались раскольники. Компромисс с церковью позволил расширить просветительскую деятельность: рада положила начало книгопечатанию в России и заводила новые училища (В.В. Голицын основал Славяно-греко-латинскую академию, а Сильвестр Медведев участвовал в создании первой светской типографии и боролся за создание университета).

Активная социальная политика: с одной стороны, рада предоставила дворянам новые земли и возможность порабощать кабальных людей, увеличив по Судебнику 1550 г. плату за пожилое, но с другой стороны, она же: а) пропагандировала распространение вольнонаемного труда, б) установила предельную сумму долга в служилой кабале (15 руб.), в) отменила правило, по которому поступивший на службу без договора делался холопом хозяина, г) запретила отдавать в холопы должников, д) запретила похолопление детей боярских, е) возложила на феодала ответственность за крестьян, ж) а пожилое увеличила лишь с учетом падения денежного курса и цены на серебро (В.В. Голицын тоже с одной стороны, принимал меры для поиска беглых, а с другой - смягчал наказания и обдумывал план отмены крепостного права). Не случайно А.А. Зимин писал: “Основная причина падения правительства Адашева заключалась в том, что оно не смогло осуществить важнейшие социальные требования дворянства: обеспечить помещиков новыми земельными владениями и рабочими руками”. Это же подметил А.П. Богданов по отношению к правительству В.В. Голицына.

Неустойчивость положения: И рада, и В.В. Голицын пришли к власти после ожесточенной борьбы боярских группировок (Глинские, Шуйские и Бельские в 1530-40-е гг., Нарышкины и Милославские в 1670-80-е гг.) и связанных с ними восстаний в Москве (1547 и 1682 гг.). И А.Ф. Адашев, и В.В. Голицын боролись с боярами-родственниками царей Ивана IV и Петра I, внутри их правительств имелись существенные разногласия. И А.Ф. Адашев, и В.В. Голицын кончили плохо: первый отправлен в Дерпт, где через 2 месяца умер (видимо, не своей смертью), второй умер в ссылке через 25 лет. А.Ф. Адашев, управляя внешней политикой, опирался на думного дьяка И.М. Висковатого, В.В. Голицын - на думного дьяка Е.И. Украинцева. И Висковатый, и Украинцев имели разногласия со своими начальниками, оба выступили против них в 1560 и 1689 гг. а затем фактически управляли внешней политикой, и оба через несколько лет оказались в немилости у царей (Висковатый казнен в 1570 г., Украинцев подвергнут в 1706 г. телесному наказанию).

Можно отметить еще одну общую черту: после падения правительств А.Ф. Адашева и В.В. Голицына у власти оказываются повзрослевшие монархи, стремящиеся к абсолютной власти и самостоятельному реформированию общества, ненавидящие Москву с ее боярским своеволием, действующие с крайней жестокостью и гордящиеся гонениями на прежних временщиков. Так, Иван Грозный писал в 1-м послании А.М. Курбскому: “Не думай, что я слабоумен или неразумный младенец, как нагло утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев”, а во 2-м продолжил: “Так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым, и со всеми родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю...”. О том же писал Петр I Ивану V после свержения Софьи: “Сестра наша, царевна Софья Алексеевна, государством нашим начала владеть своею волею, и в том владении, что явилось особам нашим противное и народу тягость и наше терпение, о том тебе, государь, известно... Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас!” И Иван IV, и Петр I живописуют ужасы, по их мнению, бывшие в правление временщиков, которые прямо обвиняются в покушении на жизнь царских особ: Иван IV писал: “А зачем вы хотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить?”, а Петр I ему вторил: “А ныне злодеи наши Федька Шакловитый с товарищами... умышляли о убийстве над нашим и матери нашей здоровьем...”.

Подобно В.В. Голицыну, правительство А.Ф. Адашева опиралось на определенную идеологию, выраженную в сочинениях современных публицистов. Интересно, что все они выступали против рабства (холопства). Так, Максим Грек осуждал отношение к зависимым крестьянам как к холопам, а протопоп Ермолай-Еразм предлагал упорядочить налогообложение, провести реформу землеустройства и уменьшить повинности крестьян (похожая идея была у В.В. Голицына). Ближайший помощник А.Ф. Адашева Сильвестр писал в составленном им “Домострое”: “Я не только всех своих рабов освободил и наделил, но и чужих выкупал из рабства и отпускал на свободу”. Осужденный митрополитом Макарием дьяк М.С. Башкин тоже говорил: “... у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу у себя людей добровольно”. Ф.И. Карпов выступал против произвола аристократии и призывал строить внутреннюю политику не в расчете на терпеливость народа, а основываясь на понятии справедливости (у Ф.И. Карпова и В.В. Голицына есть еще одна точка соприкосновения во взглядах - предложение присоединиться к Антитурецкой лиге европейских держав). За расширение сословного представительства выступал А.М. Курбский. И.С. Пересветов в “Сказании о книгах и Магмет-салтане” выдвинул в иносказательной форме целую программу преобразований: усиление центральной власти и отмена наместничеств, введение регулярной армии, кодификация законов (позже Юрий Крижанич в “Политичных думах”, которые читал В.В. Голицын, тоже советовал учиться у турок правосудию), борьба с татарами и освоение занятых ими земель (В.В. Голицын провел 2 Крымских похода), уничтожение кабальной зависимости: “В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди и не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама не боится...” (на это обратил внимание и В.В. Голицын).

Выводы: 1) Близость взглядов В.В. Голицына и деятелей Избранной рады, а также его знакомство с сочинениями А.М. Курбского позволяют найти общие тенденции в развитии русской внутренней и внешней политики двух переломных эпох. 2) Хотя правительства А.Ф. Адашева и В.В. Голицына отстоят друг от друга на 120 лет, проблемы, которые стояли перед ними (местничество, противостояние светской и духовной власти, перевод армии на регулярный строй, нехватка отечественных специалистов, необходимость налоговой реформы, набеги татар) в целом совпадали. 3) Решая эти проблемы, Избранная рада и В.В. Голицын шли по одному пути: укрепляли финансы, армию и систему управления, боролись с местничеством, открывали школы, выступали против рабства, осуществляли военные походы против татар. 4) И Избранная рада, и В.В. Голицын обращались за помощью к Земским соборам, опирались на чиновничью бюрократию и служилое сословие, стремились ограничить могущество церкви и соглашались на компромисс с высшим духовенством. 5) Политика А.Ф. Адашева и В.В. Голицына получила обоснование в сочинениях публицистов 1 пол. - сер. XVI в. и 2 пол. XVII в. 6) Правительства А.Ф. Адашева и В.В. Голицына просуществовали приблизительно по 10 лет и, испытывая сильное давление со стороны части боярской аристократии, церкви и дворянства, были расформированы монархами. Но несмотря на то, что многие их члены подверглись гонениям, последующие правительства старались использовать достижения политики бывших временщиков.