Сенатский комитет по иностранным делам в политической борьбе в США
в 1958 — 1963 гг.
Полхов С.А.
МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет
В отечественной и зарубежной литературе обстоятельно исследована общая роль Конгресса в формировании внешней политики
[1], но сравнительно мало внимания обращалось на место комитетов в процессе принятия внешнеполитических решений законодателями. В отечественной Американистике до сих пор нет отдельной монографии, посвященной этой проблеме. Но именно в комитетах обеих палат Конгресса происходит предварительное рассмотрение всех биллей, в том числе имеющих отношение к внешнеполитической области, и часто их доклад определяет исход голосования по тому или иному вопросу.Целью данного доклада является выяснение роли сенатского комитета по иностранным делам в решении внешнеполитических проблем, стоявших перед Конгрессом в 1958 — 1963 гг. Данный период выбран неслучайно. Большая часть его выпадает на время господства принципа двухпартийности в Конгрессе по отношению к внешней политике, но конец — 1963 год приходится на начало дестабилизации согласия партий по внешнеполитическим вопросам. Поэтому выбор именно этого временного отрезка позволяет наиболее четко выявить связь деятельности этого комитета с изменяющейся политикой республиканской и демократической фракций в Конгрессе. Причинами того, что внимание было обращено именно на сенатский комитет, являются конституционные полномочия Сената, которые он не делит с палатой представителей: согласие на ратификацию договоров двух третей присутствующих сенаторов и утверждение назначений президента на должности высших чиновников. Из них вытекают преимущества в компетенции сенатского комитета по иностранным делам по сравнению с аналогичным по функциям комитетом палаты представителей.
Для того, чтобы выполнить цель данной работы, необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
Основными источниками работы послужили материалы исполнительных заседаний комитета
[2] за 1958 — 1960 гг. Сенатский комитет по иностранным делам в 1958 — 1963 гг. имел, в отличие от многих других комитетов, как Сенат, так и палаты представителей, централизованную структуру, в которой подкомитеты, на которые он был разделен, играли вспомогательную роль. Они не имели собственного штата, на заседаниях подкомитетов обычно не велись записи. Чтобы провести слушания более формального характера, они были обязаны получить разрешение председателя всего комитета. Подкомитеты выполняли в основном функцию связи с соответствующими отделами госдепартамента, а также занимались сбором информации. Основные законотворческие полномочия были сосредоточены в самом комитете и среди них главными были: рассмотрение ежегодных биллей об иностранной помощи; утверждение президентских назначений в госдепартамент; американские миссии в международные организации и т.д.; изучение законопроектов о создании любых новых агентств и ведомств с внешнеполитическими функциями; подготовка докладов по международным договорам.На важнейших этапах процесса принятия решений ключевую роль играл председатель комитета. Он определял, каких свидетелей пригласить для проведения слушаний, вел заседания и определял их порядок. Он также осуществлял контроль за повесткой дня и фактически мог ускорить или замедлить прохождение того или иного законопроекта в Сенате. Именно он при каждом новом созыве Конгресса распределял сенаторов по подкомитетам и определял компетенцию временных подкомитетов. Председатель комитета совместно с сотрудниками штата комитета вырабатывал “черновой вариант” законопроекта.
Тем не менее, его значение не следовало бы преувеличивать. Окончательные решения на заседаниях комитета принимались большинством голосов. Любой член комитета был вправе поставить на голосование свои поправки или иные предложения.
В 1958 — 1963 гг. в состав комиссии по иностранным делам входили в основном либеральные и умеренно-центристские элементы республиканской и демократической фракций. Партийное разделение членов комитета не играло важной роли, так как в Сенате основные различия в результатах голосования были между идеологическими группами, а не между демократами и республиканцами. Председатель комитета по иностранным делам Дж. У. Фулбрайт, возглавлявший его с 1959 года, придерживался либеральных позиций по внешнеполитическим вопросам. Это и определило тот факт, что по индексу консервативности в данный период комитет по иностранным делам стоял на одном из последних мест в Сенате
[3].Либерально-центристское большинство в комитете под руководством Фулбрайта последовательно поддерживало все внешнеполитические инициативы администраций Эйзенхауэра и Кеннеди, направленные на международную разрядку (договор о мирном освоении Антарктики 1960 года и договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах). Позиция комитета по данным проблемам оказала существенное влияние на окончательные голосования в Сенате.
Таким образом, в данный период комитет выполнял роль посредника между законодательной и исполнительной властью в процессе принятия внешнеполитических решений. И успех многих начинаний Эйзенхауэра и Кеннеди определялся позицией комитета.