Функция дани в обществе майя Юкатана накануне испанского завоевания.
Пакин А.В.
Московский Государственный Университет им. Ломоносова
Общество майя эпохи постклассики предоставляет уникальную возможность изучения общественных отношений в раннем государстве, поскольку те стороны общественной жизни, которые не находят отражения в археологических и письменных источниках Старого Света были подробно задокументированы испанскими завоевателями. Срди них - такой важный вопрос, как экономические отношения между правителем и общиной. Каковы были формы эксплуатации в обществе майя Юкатана накануне завоевания (первая половина XVIв.) и в какие формы они были облечены?
Прежде всего, следует отметить проблему интерпретации источника, возникающую перед исследователем. Испанская колонизация серьезно изменила социальную структуру общества майя. Появились новые формы земельных отношений, трудовых повинностей, налогов, изменились права и положение общинных вождей. И хотя в первые годы после конкисты изменения еще не были значительны, риск искажения результатов данными, не относящихся к доиспанской эпохе, велик. Так, специалистами отмечалось, что такие нормы как подушная подать и перепись населения появились только в результате оформления испанской колониальной системы. К подобным нововведениям относится собственность на землю и появления большого числа посаженного на неё зависимого населения, которое ранее относилась различными специалистами к доколумбовой эпохе.[4,36]
Главный массовый источник по социальному устройству общества майя - “Сообщения с Юкатана” - содержит множество упоминаний о натуральных платежах. По всей видимости речь идет о дани, выплачиваемой столице подчиненными общинами, а не отдельными их членами, как утверждалось в советской историографии.[2,41] Некоторые статьи дани не могут относится
к повинностям рядовых общинников - ценные камни, рабы.[5,t.1-99,275,t.2-5] Жестокое наказание за неуплату - принесение в жертву на алтаре так же относится скорее к участи взбунтовавшегося вождя. Это указание относится к Теките - общине, подчиненной могущественному государству-”кучкабалю” Мани[5,t.1-275]. Доказательств подобного вмешательства во внутренние дела подчиненных общин, или существования аппарата, способного его проводить, мы не имеем. Количество дани либо невелико и совпадает с ритуально значимыми и священными числами (20) либо вообще номинальны (“1 индейка”).[5,t.1-383,403,93,99,151] Нет никаких оснований считать эти сведения, как это делалось ранее, искажением сведений, вызваннным ностальгией и идеализацией доиспанских порядков.[2,38] Существование в ранних государствах номинальной дани почтения, не имеющей экономического значения прослеживается на материале Африки и Юго-Восточной Азии.[3,57] Целью её получения, является, очевидно, воспроизводство и поддержание социальных отношений (в данном случае подчинения общины центру). Это хорошо видно по гватемальским источникам, по которым дань употреблялась для той же цели, но уже на “межгосударственном” уровне. Почти 1/2 или 1/3 полученного уходила на обмен подарками с соседними правителями при установлении и поддержании военно-политических союзов.[5,t.1-293] Главными же видами использования ресурсов подчиненных общин была обязанность их вождей участвовать с вооруженными общинниками в войнах на стороне центра[5,t.1-151,255,293,383,403,t.2-61,233] и внеочередные поборы, в которых правителю центра “никто не отказывал”.[5,t.1-275]Эксплуатация собственной общины провителем имела иные формы. Некоторые из них имели несомненное экономическое значение. Так, общинники выделяли правителю часть посевов.[5,t.2-5,127,287] Остальные подношения, в том числе служившие средством накопления куски хлопковой ткани, поступали в его распоряжение в качестве даров от глав общинных подразделений-”кучтеелей” на праздниках.[5,t.2-207] Здесь также налицо функция дани почтения как средства воспроизводства социальных отношений.
Таким образом, упоминаемая в источниках дань ни в коем случае не может быть причислена к налогам или подати, имеющим экономическое значение. Основная ее функция - ритуальное воспроизводство социальных отношений на меж- и внутриобщинном уровне, в том числе региональном (военно-политический союз). Большое значение имела межобщинная эксплуатация, где деление на “эксплуатируемые классы” сильно скомкано и смято - эксплутации подвергается все слои подчиненной общины. Если ее вождям и не грозит личное участие в трудовой повинности, то им приходится расставаться с ценными предметами и подвергаться риску на войне. Дань правителю центра, как утверждали майя, была “всего лишь” знаком почтения и признания, составляя часть бесконечного круговорота различных форм обмена продуктами, изделиями ремесла, престижными ценностями, рабами, которым были охвачено любое древнее общество и в которых он далеко не всегда имел целью исключительно примитивную наживу, но в первую очередь выполнял
важную социальную функцию по поддержанию, установлению и воспроизводству существующего социального порядка - иерархии общин и правителей.Недавно И.М. Дьяконов выдвинул интересное и небезоснованное определение древнего общества как состоящего из свободных (=привилегированных) общинников, эксплуатировавших различные категории неполноправного населения[1,23]. Данные, которые предоставляют в наше распоряжение ранние государства Юкатана позволяют нам сделать небольшое добавление к предложенной схеме - в ранних государствах, построенных на иерерхии общин основной акцент, очевидно, смещается на межобщинную эксплуатацию, которая может успешно заменять эксплуатацию неполноправного населения.
Библигорафия
1. Дьяконов И.М., Якобсон В.А. “Гражданское общество в древности”.ВДИ 1998, №1.
2. Кнорозов Ю.В. ““Сообщения о делах в Юкатане” Диего де Ланда как историко-этнографический источник”// Ланда, Диего де “Сообщения о делах в Юкатане”. 1993
3. Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и мировой истории цивилизаций. М. 1995
4. Miranda J. “El tributo indigena en la Nueva Espana durante el siglo XVI”. Mexico. 1952
5. Relaciones historico-geograficos de la gobernacion de Yucatan. tt.1-2. Mexico. 1985