Взаимоотношения Полоцких и Смоленских князей 1132-1180 -е гг.

В.П. Богданов.

МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет.

 

Время со второй четверти XII в. в домонгольской Руси характеризуется феодальной раздробленностью. В Полоцкой земле этот процесс проходил в условиях роста смоленского влияния: с 30гг. XII в. Смоленские князья все чаще и чаще стали выступать в качестве гаранта княжеской власти в Полоцке. В 80гг. этот процесс вошел в новую стадию, связанную с особенностью политической ситуации, сложившейся в княжестве к указанному времени.

В историографии (в трудах М.В. Довнар-Запольского, П.В. Голубовского, В.Е. Данилевича, Л.В. Алексеева, М.И. Ермаловича и Д.Н. Александрова ) тема взаимоотношений Полоцких и Смоленских князей затрагивалась лишь в связи с изучением политической истории двух княжеств и специально никем не рассматривалась. Все они сходятся на том, что из-за войн XI- начала XII веков Полоцка с Киевом и внутренних усобиц, князья смоленские, по выражению В.Е. Данилевича, постепенно приобрели “большое влияние на ход дел в Полоцкой земле”, а затем подчинили ее себе. Апогеем влияния Смоленска на полоцкие дела, как считает Л.В. Алексеев, были 60-70е гг. XII в., когда Всеславом Васильковичем был отдан смоленским князьям Витебск, а сам он попал к ним в зависимость. Однако, в конце века, как отмечали еще Довнар-Запольский и Голубовский, влияние смолян упало: Витебск был потерян и притязания на Полоцк были ими оставлены.

В 1129г., в результате разногласий с Великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем Полоцкие князья Давыд, Ростислав, Святослав Всеславичи и “Рогволодича два… Василия и Ивана” (имена Рогволдичей дает Воскресенская летопись) были высланы в Византию. Представителя Всеславичей на Полоцком столе мы видим снова лишь в 1132г., когда недовольные полочане изгнали Святополка Мстиславича, сына Мстислава Великого, и посадили Василько Святославича, по каким-то причинам бывшего в это время на Руси. С этого князя начинается “новое направление” в Полоцкой земле: в 1137г. он заключил договор (по которому забывались прежние обиды) со старшим племянником великого князя киевского Ярополка Всеволодом Мстиславичем, оказавший знаковое влияние на всю последующую историю взаимоотношений Василько и его потомков с Мстиславичами – тем самым были заложены основы для их политического союза и вмешательства последних во внутренние дела Полоцка. Отныне Василько выступал союзником киевского князя Ярополка в борьбе с Новгородом и в походе на Всеволода Ольговича в 1138г. Однако со вступлением на киевский стол Всеволода Ольговича полоцкому князю пришлось примириться и с Ольговичами. В 1140г. в Полоцке был принят брат нового киевского князя Святослав, спасавшийся бегством из Новгорода.

В том же году из Византии вернулись два полоцких княжича (кем они были – неясно). Вокруг полоцких князей завязалась негласная политическая борьба на фоне дружественных отношений Ольговичей с Мстиславичами (следует отметить, что “дружеские отношения” двух княжеских линий в это время касались только киевского престола, а не полоцкой земли). Полоцкая княжеская династия в XII в., представленная потомками Всеслава Брячиславича, разделилась на три ветви: Друцкую (дети и внуки Рогволда-Бориса Всеславича), Минскую (дети и внуки Глеба Всеславича – Глебовичи), попавшую под влияние Ольговичей, и Витебскую (потомки уже упоминаемого Василько Святославича, внука Всеслава – Васильковичи), попавшую под влияние Смоленских князей. Взаимоотношения между названными ветвями и определяли ход политической истории Полоцкой княжества. На Смоленском престоле со второй четверти XII в. утвердились потомки Ростислава Мстиславича, сына Мстислава Великого.

Благодаря бракам 1143г. – когда киевский князь Всеволод женил своего сына Святослава на Марии, дочери Василько Полоцкого (Святослав – внук Мстислава Великого по женской линии), а Изяслав Мстиславич выдал дочь замуж за полоцкого князя Рогволда -Василия – полоцкие князья вошли в семью прежде всего Мстиславичей, а не Ольговичей. Связь минских князей с Ольговичами, так же как и Рогволда-Василия, представителя Друцкой ветви с Мстиславичами, хорошо прослеживается на примере событий 1151г: когда полочане, схватив Рогволда-Василия, выдали его Глебовичам Минским, посадили на полоцкий стол Ростислава Глебовича и заключили союз со Святославом Ольговичем как с верховным сюзереном. Все это происходило в условиях феодальной войны 40-50гг. XII в. между Изяславом и Ростиславом Мстиславичем с Юрием Долгоруким и Святославом Ольговичем. Таким образом Мстиславичи потерпели временное поражение в Полоцке. После смерти Юрия Долгорукого в 1157г. Святослав Ольгович примирился с Мстиславичами (прежде всего, с Ростиславом Смоленским) и возвратил полоцкий стол князю Рогволду-Василию. С его помощью последний возвратил себе Друцк, а затем Полоцк. Заручившись миром с Мстиславичами, Ольговичи на какое-то время потеряли бдительность в делах Полоцкой земли и инициатива перешла к Мстиславичам. Итак, на 30-50-ые гг. XII века пришлась борьба Мстиславичей и Ольговичей за влияние на Полоцких князей.

В 1158г., сразу после захвата Полоцка, Рогволд-Василий при помощи Ростислава Мстиславича Смоленского организовал поход на Глебовичей, цель которого стало возвращение Изяславля Брячиславу Васильковичу (это имя было распространено именно среди Витебской ветви) “того бо бяше отцина”. Полоцкий князь Рогволд-Василий вынужден был опираться на помощь смоленских князей поскольку те выступали гарантом его прочного положения на полоцком престоле, защищая как от внешних (Ольговичи), так и внутренних (Глебовичи) врагов. За это полоцкий князь должен был выступать союзником Ростислава Мстиславича Смоленского (с 1159г.- Великого киевского князя). Это видно из их совместных предприятий: в 1160г., Рогволд-Василий напал на Минск для освобождения своих племянников Брячислава и Володши из плена; в этом же году Всеслав (отчество летописи не упоминают) “ис Полоцка” участвовал в походе на Святослава Владимировича Вщижского в коалиции с сыновьями Ростислава Киевского (Романом Смоленским и Рюриком) и Ольговичами, бывшими в мире с Мстиславичами; в следующем году полоцкий князь проводил Святослава Ростиславича, бежавшего из Ладоги, до Смоленска.

Однако реально в1158-1160гг. поддержкой Ростислава Смоленского пользовались Васильковичи: походы на Минских Глебовичей совершались для утверждения Васильковичей на Изяславльском столе; в походе на Святослава Вщижского вместе со смоленскими князьями Ростиславичами участвовал с полоцким полком Всеслав, видимо, старший сын Василько Святославича (полоцкого князя в 1132-1140х гг.), в дальнейшем полоцкий князь, женатый на дочери Ростислава Мстиславича. С 1162г., когда Рогволд-Василий, совершив неудачный поход на Глебовичей, бежал в Слуцк, а полочане пригласили на свой стол Всеслава Васильковича., влияние смоленских князей расширилось от Васильковичей Витебских до масштабов полоцкой земли. Если раньше шла речь о межкняжеских отношениях, то теперь идет речь об участии Смоленска во внутренних делах Полоцка через своего ставленника. Например, в том же году был организован поход на Слуцк, в котором участвовали Рюрик Ростиславич, Ольговичи, туровский князь Святослав и “кривьские князья” (очевидно, союзные Ростиславу Васильковичи). Напомним, что в Слуцк бежал Рогволд-Василий, лишившийся Полоцка.

Витебском же, важным торговым городом, обладавшим выгодным географическим положением, уже в 1165г. Ростиславичи распоряжались как своей вотчиной (это говорит о том, что он вошел в состав владений Смоленских князей гораздо раньше). Факт безусловного владения Ростиславичами Витебска подтверждается Ипатьевской летописью: в 1195г. он был отдан Рюриком Киевским с согласия Давыда Смоленского Ольговичам. В то же время в Витебске в 70-90е гг. сидели Васильковичи: Всеслав в 1175г., Брячислав в 1180 г. и “зять” Давыда Смоленского (возможно, тот же Всеслав, упоминаемый под 1178 г. как “зять” Ростиславичей, или сын Брячислава Василько, известный под 1180 г., а под 1209 г. названный “князем Витибьским”). Это говорит о том, что фактически Васильковичи находились в вассальной зависимости от Смоленских князей, что прослеживается на примере браков и совместных военных походов: в 1175 году Ярополк Ростиславич, князь Володимерьский, женился на дочери князя витебского, но посылал за нею в Смоленск. В конце 60х гг. Ростиславичи Смоленские и Васильковичи выступали в рамках большой коалиции южнорусских князей под эгидой Андрея Боголюбского против Новгорода. В 1174 году Роман Смоленский, сопровождаемый своими вассалами князьями Полоцкими, а также Туровскими и Пинскими, вынужден был пойти в поход на Киев, помогая Юрию Андреевичу (сыну Боголюбского) против своих братьев Рюрика, Давыда и Мстислава. В данном случае смоленский князь напрямую приказывал полоцким князьям, как своим вассалам, следовать за собой. В 1178 г. Роман защищал Полоцк и его князя Всеслава Васильковича от грозившего им похода новгородцев во главе с его братом Мстиславом. Примеры вассальной зависимости Васильковичей прослеживаются и во внутренней истории Полоцка.

Мы видим, что до 1158г. Смоленские князья всячески пытались распространить свое влияние в Полоцкой земле, но осуществить им это удалось лишь после вокняжения представителя Витебской ветви, находившегося в зависимости от Ростиславичей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богданов Владимир Павлович

МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, II курс

452-34-29.