Жители Людина конца позднесредневекового Новгорода: историко-антропологическая реконструкция

Д.В.Пежемский (МГУ, Исторический факультет)

В археологический сезон 1995 г. мной (под руководством П.Г.Гайдукова и Г.Е.Дубровина) на территории Троицкого XI раскопа г.Новгорода были раскопаны два комплекса погребений, которые не дали почти никакого археологического материала и по ряду признаков ориентировочно были датированы XVI-XVII вв.. Погребения принадлежали жителям города, прихожанам несохранившейся церкви Василия Парийского. В 1996 г. я провел остеометрическое исследование обнаруженных костяков по классической методике (по Р.Мартину) и собрал краниологическую коллекцию, после чего антропологический материал в силу ряда объективных обстоятельств был перезахоронен.

Для реконструкции демографических и антропологических характеристик данной микропопуляции новгородцев Людина конца были использованы рекомендации В.В.Бунака (1961) по исследованию разрозненных костяков, каковыми являлись исследуемые, и таблицы В.И.Пашковой (1963).

Общий объем выборки - 144 индивида + один недоношенный ребенок (7-8 месячный плод). Дети составили 40.3%, подростки и юноши - 8.3%, взрослые - 51.4%. Детей до 6-7 лет было 31.3%, из них новорожденных - 4.9%, детей 8-13 лет - 9%, причем 36% всех детей умерло до 1 года. Вообще пики смерности отмечены в грудном возрасте, первом детстве и зрелом возрасте. Женская смертность существенно ниже мужской, что вполне обычно (Кваша А.Я.,1985,с.23). Средняя продолжительность жизни - 38 лет, длина одного поколения - 23.7 лет.

Соотношение детей и женщин дает величину 2.5, что указывает на отсутсвие у популяции проблем с воспроизводством.

Процентное соотношение полов во взрослой части популяции (35.4% мужчин и 16% женщин) требует специального объяснения, так как соотношение 2,2:1 является аномальным. Скорее всего увеличение численности мужчин в этом случае нужно считать механическим, то есть какая-то часть их не была включена в процессы брачных связей и воспроизводства, в противном случае мы получили бы аномальную величину для последнего. Сравнительная гетерогенность остеометрических данных для мужчин, что будет показано ниже, подтверждает этот вывод, интерпретировать который можно как факт насильственного переселения окрестного мужского населения в Новгород для его восстановления после двух разгромов - Иваном IV Грозным в 1570 г. и шведской интервенции 1611-1617 гг.

В целом микропопуляция характеризуется средней длиной тела у мужчин (164.4 см) и ниже среднего у женщин (150.6) - средние значения, полученные по формулам К.Пирсона-А.Ли и В.В.Бунака.

Мужчины крепкого телосложения, средних (мезоморфных) пропорций с хорошо развитой мускулатурой. Основные размеры сегментов конечностей большие, особенно удлинены плечо и бедро. Голень короткая и массивная. Предплечье развито нормально. Ширина плеч и таза - средняя. Четко отслеживается гетерогенный характер выборки - около 20% мужчин имели исключительно короткое плечо, что является одной из характерных черт европеоидного типа пропорций. В среднем же мы явно имеем дело с "парамонголоидным" типом пропорций, характерным для метисных европеоидно-монголоидных групп, в частности - финно-угорских народов. Смущает и заниженная величина длины тела, которая не находит аналогов среди позднесредневекового и современного с л а в я н с к о г о населения Северо-Запада России и Прибалтики, но зато смыкается с данными по финским народностям как для ранних периодов, так и для современности. Это позволяет сделать предположение о наличии в исследуемой группе финского компонента. Дополнительно можно сказать, что вычисленные по тем же формулам значения длины тела мужчин по материалам славянских могильников Северо-Запада Руси X-XIII вв., опубликованных М.В.Козловской и В.Н.Федосовой (1992), в среднем выше, чем наши, но если сравнивать материал по могильникам, то показатели будут близкими. Сравнение указателей пропорций дает дополнительное свидетельство схожести этих групп и позволяет нам высказать мнение о древности финского компонента у мужчин Людина конца Новгорода XVI-XVII вв.

Женщины в данной популяции низкорослые, грацильные, брахиморфных пропорций (относительно длинное тело и короткие ноги). Линейные размеры всех сегментов тела малы или очень малы (относительно и абсолютно). Исключение составляет плечо, которое развито значительно. Предплечье и голень относительно короткие. Ширина плеч и таза малая. Эти наблюдения еще более отчетливо указывают на монголоидность пропорций. Таким образом, финский компонент наиболее отчетливо прослеживается у женщин. Сравнение длины тела у них с таковой у женщин упоминавшихся могильников Северо-Запада приводит к мысли о том, что в нашей выборке финский компонент у женщин либо позднего происхождения, либо древнего, но с неким "освежением" финских генов (кстати, одно не исключает другое), так как низкорослость их для этого микрорегиона и времени фактически уникальна.

Все вышеприведенные факты становятся наиболее красноречивыми если указать, что разница средних для показателей роста между мужчинами и женщинами превышает удвоенную величину среднего квадратического отклонения, что, несомненно, маркирует их разное генетическое происхождение. Как это объяснить ? Стоит вспомнить, что Людин конец - место расселения новгородских купцов, торговавших с Югрой (так называли народы северного Пред- и Зауралья - финно-угорские народы !). В 1365 г. эти купцы построили церковь св.Троицы на Пробойной улице (Янин В.Л.,Зализняк А.А.,1986,с.18). Предположим, что контакт новгородцев в XIV-XV вв. с финнами и уграми имел не только экономический характер, но иногда приводил и к брачным связям, что не зафиксировано письменными источниками, тогда к XVI-XVII вв., после ряда, поколений мы и получим отмеченное в данной работе перераспределение финского компонента.

Отрадно, что жизненность изложенной реконструкции подтверждают и археологические материалы из слоев Троицких раскопов (Покровская Л.В.,1992,с.57-60).

 

 

 

Аннотация

 

УДК 572.9

 

Жители Людина конца позднесредневекового Новгорода:

историко-антропологическая реконструкция

 

Д.В.Пежемский (МГУ)

 

Проведено антропологическое исследование костяков из погребений

Троицкого XI раскопа г.Новгорода XVI-XVII вв.(145 индивидов). Это поз-

волило охарактеризовать демографическую структуру, физический тип и

проследить наличие финского компонента в генофонде новгородцев поздне-

го средневековья. Особенности данной микропопуляции привязаны к собы-

тиям и процессам в истории Новгорода.

 

 

 

Abstract

 

 

The Residents of Ludin district of the late medieval Novgorod:

historical and anthropological reconstruction

 

D.V.Pezhemsky (MSU)

 

It has been done some anthropological research of the skeleton

remains from the burials of Troitsky XI excavation in Novgorod wich

dated XVI-XVII c (145 persons). It is possible to restore the charac-

teristic features of demographical structure, phisical type and to fix

Finnish genetic component in micropopulation of the late medieval Nov-

gorod. The special features of this material are correlated with

events and processes of the Novgorod history.