Российское Библейское Общество (1812 - 1824 гг.)

и русское религиозное сознание.

Постановка проблемы.

Куприянов П.С.

МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

1. Важным аспектом изучения российского общества начала XIX века является исследование религиозной жизни России в этот период. Начало XIX века - время проникновения в Россию западных идей и их воплощения на российской почве, время кардинального изменения многих традиционных представлений и взглядов в русском обществе. Это определяет особенную важность изучения места религии в этом процессе.

2. Важным фактором в религиозной жизни российского общества в это время было Библейское Общество (Б.О.). Возникнув в 1812 г. в ходе деятельности западных миссионеров как “дочерняя” организация Британского Библейского Общества, оно просуществовало до 1824 г. Целью общества было религиозное просвещение населения России, в частности, через распространения Священного Писания на разных языках. В состав общества входили как представители духовенства, так и миряне.Оно всячески поддерживалось лично императором. Кроме того, большую часть членов общества составляли представители высших слоев русской аристократии, люди, занимавшие важные государственные посты (так, председателем общества был министр просвещения А.Н.Голицын) , а также многие деятели культуры. Все это, а также масштабы деятельности Б.О., позволяет говорить о нем как о значительном явлении в общественной жизни России в начале XIXвека.

3. Б.О. является отражением либеральных веяний Александровского царствования, которые коснулись и религиозной сферы. По сути оно представляет собой определенную форму сотрудничества разных христианских конфессий ( в составе комитета общества были представители православной, католической, лютеранской, армянской и греко-униатской церквей). Это очень необычное явление для России, где Церковь редко одобряла подобную деятельность. Следовательно,для того, чтобы вообще встал вопрос о таком сотрудничестве, были необходимы какие-то важные изменения как в самой Церкви, так и в сознании российского общества. Таким образом, в обозначенном явлении можно выделить две основные области исследованния: a)- изучение предпосылок, создавших условия внутри Церкви для появления Б.О. и b) - изучение особенностей мировоззрения членов Б.О.-мирян, то есть тех представлений, внутренних установок и мотивов, которые подвигли их к участию в подобной организации.

4. Что касается последней из выделенных областей исследования, основной интерес представляют религиозные воззрения человека и все, что с ними непосредственно связано. То есть помимо представления собственно о религии, важными являются, также, характер и сила связи в сознании человека таких понятий, как “религия”, “государство”, “народ”, его “историческая судьба”, “просвещение” и ряд других понятий. Это требует привлечения более широкой источниковой базы , то есть кроме сочинений и отдельных высказываний, непосредственно касающихся религии или Церкви, (которые весьма немногочисленны), для исследования обозначенной проблемы должны быть привлечены и источники, отражающие представления автора о “государстве”, “народе”, “истории” и других понятиях.

5.1. Очевидно, что лишь комплексное изучение материалов целого ряда членов Б.О. позволит выявить умонастроение и те типичные для российского общества начала XIX века черты в сознании, которыми было обусловлено существование этой организации. При этом интерес представляют те члены общества, которые вступили в него более по собственным убеждениям, нежели под воздействием “общественного мнения”, которые активно участвовали в деятельности общества и которые оставили материалы, позволяющие использовать их в качестве источников по данной теме.

5.2.Так, полностью удовлетворяет этим требованием личность А.И.Тургенева. А.И.Тургенев, выпускник Московского Благородного пансиона: учившийся в Геттингенском университете, человек “пушкинского круга”, друг П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, был видной фигурой в Б.О. Занимая пост секретаря Б.О., будучи приближенным князя А.Н.Голицына, он служил под его начальством в Министерстве Духовных дел и Народного Просвещения. Масонская cреда, в которой рос А.И.Тургенев, высокий уровень образования и его активная деятельность как в Б.О., так и в Министерстве, говорит о том, что, вероятнее всего, А.И.Тургенев вступил в общество не из конъюктурных соображений, а по внутренним убеждениям. Помимо этого, А.И.Тургенев оставил значительный комплекс разнообразных документов и материалов, которые вполне могут быть использованы как источники по рассматриваемой проблеме. Среди них дневник путешествия по славянским землям, который отражает представления автора о славянских народах и их истории, всевозможные публицистические сочинения и заметки, в которых также затрагиваются понятия “государство”, “народ”, “религия” и другие, и, наконец, несколько томов переписки, раскрывающей самые разные особенности мировоззрения автора. Таким образом, изучение наследия А.И.Тургенева в указанном аспекте вполне может быть частью исследования специфики русского сознания начала XIX века.

 

 

АННОТАЦИЯ

Российское Библейское Общество (1812 -1814 гг.)

и русское религиозное сознание.

Постановка проблемы.

 

Куприянов П.С.

МГУ им. М.В.Ломоносова

 

Доклад Куприянова П.С. посвящен месту Российского Библейского Общества в религиозной жизни России начала XIX века. Автор подчеркивает особый характер этого общества, рассматривает его как форму сотрудничества разных христианских конфессий. Указывая на связь существования Библейского Общества с необходимыми изменениями в русском сознании, автор очерчивает основные области исследования этой проблемы, В качестве примера для возможного изучения в указанном аспекте предлагаются материалы А.И.Тургенева. В целом, доклад касается актуальной и мало исследованной тематики.

 

 

 

ANNOTATION

Russian Bible Society (1812-1824).

and russian religious mentality.

Сuprianov P.S.

Moscow State Univercity (by M.V.Lomonosov)

The report of Cuprianov P.S. is dedicated to the place of Russian Bible Society in the religious life in Russia in the begining of the XIX-th century. The author underlines the special character of this society as a form of collaboration of different cristian churches. Marking the connection between this society and the evolution of russian mentality, the author shows the main brunches of research. The materials of A.I.Turgenev serve as example for the research. The report deals with actual and poorly advanced theme.