Студенчество Московского университета и театральная Москва

на рубеже 19 - 20 вв.

С.Ю.Косилкина

Московский Государственный Университет им.Ломоносова

 

В 2005г. наша страна будет отмечать 250-летие со дня основания Московского университета. Общепризнан и не требует дополнительной аргументации тот факт, что исторически Московский университет являлся и научным, и культурно-просветительским, и общественно-политическим центром не только самой Москвы, но и всей России. “Все русское общество... прислушивалось к тому, что делает и говорит Московский университет, старейший и по времени своего существования, и по своей опытности и зрелости” (Прокламация Киевского Союзного Совета объединенных землячеств и организаций. Март 1899г./ ЦГИАМ. Ф.418. Оп.514. Д.89. Л.17). Между тем, лицо университета определяли не только его преподаватели, но и студенты. А следовательно, во многом они определяли и лицо всего русского общества в целом. Во всяком случае само общество охотно признавало это явление. Так, в “исторической записке” московских профессоров мы читаем: “Студент в России является не учащимся, а учителем общества” (Выдрин Р. “Основные моменты студенческого движения в России”. М., 1908. С.14).

Таким образом, проблема формирования духовно-психологической атмосферы предреволюционной эпохи есть во многом проблема формирования духовно-психологического облика русского студенчества.

Между тем, одним из факторов, влиявших на формирование духовно-психологического облика русского студенчества, был театр.

Театр в России, тем более в России 2-й пол.19 - н.20 вв., тем более столичный театр играл огромную культурно-просветительскую и общественно-политическую роль. Связь Московского университета с театральной жизнью Москвы имела давние и прочные основания. Достаточно вспомнить, что самим своим возникновением московский публичный театр был обязан именно университету, а точнее, университетскому студенческому театру, одним из создателей которого был известный русский литератор, выдающийся университетский деятель М.М.Херасков. С годами связь эта, освященная традициями, становилась только многограннее и прочнее. Московский университет - с одной стороны, и московские театры - с другой, прочно вплелись в культурную ткань столицы, превратившись в течением времени в общественные и культурно-просветительские центры, по самому характеру своей деятельности и традиционно теснейшим образом связанные друг с другом.

Исследованию сложных взаимосвязей, существовавших между студентами Московского университета и театральной Москвой на рубеже 19-20вв., и посвящена настоящая работа. Не претендуя на всестороннее и исчерпывающее исследование всего комплекса проблем, связанных с заявленной темой, мы сосредоточили внимание лишь на некоторых наиболее интересных, с нашей точки зрения, моментах, имея в виду не столько дать ответы, сколько поставить соответствующие вопросы.

I. Неразработанностью заявленной темы в отечественной историографии обусловлена проблема выявления соответствующих источников, а также задача их обработки и классификации. В целом, источниковая база по теме должна, на наш взгляд, формироваться на основе трех наиболее крупных и информативных пластов источников: 1. материалы по университетской истории (прежде всего университетский архив, значительная часть которого сосредоточена в ЦГИАМ); 2. источники, освещающие театральную жизнь Москвы на рубеже 19-20 вв.; 3.периодические издания (как специализированные театральные - например, иллюстрированный журнал “Театрал”, газета “Театральные Известия” и т.п., так и другие московские издания, проявляющие интерес к театральной и университетской жизни Москвы - например, газеты “Новости дня”, “Русский листок”, “Курьер”).

Нас в первую очередь интересовали совершенно не разработанные в русле нашей тематики архивные фонды и экспозиционные материалы театральных музеев Москвы. Хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

Наибольшее количество материалов сосредоточено в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, в ГММК им.М.Глинки и в музее МХАТ. Это прежде всего делопроизводственная документация (программы торжественных актов и благотворительных концертов, пригласительные билеты, адреса, переписка с официальными властями и т.п.) и документы личного происхождения. В основном названные материалы группируются в личных фондах выпускников Московского университета - композиторов, музыкантов, театральных деятелей (С.Василенко, К.Игумнов, Н.Рубинштейн, Л.Собинов, Е.Вахтангов, А.Островский, В.Немирович-Данченко и др.). Кроме того, значительная часть источников хранится в личных фондах известных театральных деятелей, связанных с университетом опосредованно (через свою сценическую, благотворительную, общественную деятельность) - например, в фонде М.Ермоловой. Хотелось бы обратить внимание и на такие важнейшие, на наш взгляд, документы, как отчеты о деятельности Художественно-общедоступного театра (Музей МХАТ), в которых содержится информативно чрезвычайно богатый материал о взаимоотношениях студентов Московского университета и сотрудников театра.

Интересующие нас источники хранятся не только в архивных фондах вышеназванных музеев. Некоторые документы, правда, в незначительном количестве, мы можем обнаружить в экспозициях Дома-музея М.Ермоловой и Музея истории российского меценатства. Таким образом, одни только московские театральные музеи предоставляют в распоряжение исследователя богатейший материал по связям Московского университета с театральной жизнью Москвы на рубеже 19-20вв.

II. Влияние театральной жизни Москвы на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета.

Сама эта проблема распадается на ряд своего рода подпроблем. Т.к. в к.19-н.20вв. театры играли и культурно-просветительскую, и общественно-политическую роль в жизни русского общества, соответственно влияние их на публику носило как культурно-просветительский, так и общественно-политический характер. Если же говорить о московском студенчестве, то тут, наряду со всем вышеизложенным, огромную роль играла благотворительная деятельность театров, а также личные контакты театральных деятелей со студентами Московского университета.

III.Влияние театра на студентов Московского университета безусловно не являлось односторонним. Студенты составляли одну из самых многочисленных, а, главное, наиболее активную часть театральной публики. Соответственно, и репертуар театров, и манера исполнения, и сам характер взаимоотношений с обществом во многом определялся именно запросами студентов.

IV. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о личных связях целого ряда театральных деятелей с Московским университетом. Известно, что многие выдающиеся актеры, певцы, композиторы, режиссеры либо получили университетское образование, либо принимали самое активное участие в общественной жизни Московского университета (в благотворительных акциях, в научно-просветительских и культурных обществах при университете и т.д.).

Исходя из проделанной работы, мы посчитали возможным сделать некоторые выводы:

1. Театральная жизнь Москвы оказывала огромное влияние на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета. На рубеже 19-20вв. это влияние вполне и прежде всего можно назвать революционизирующим фактором в духовной истории русского студенчества. И репертуар московских театров, и их общественно-политическая, и даже культурно-просветительская деятельность (попытки обращения к народным массам, встречавшие решительный отпор со стороны самодержавия) способствовали росту оппозиционных настроений в студенческой среде.

2. Студенты, являясь, во-первых, многочисленной и наиболее активной частью театральной публики, а, во-вторых, силой, весьма влиятельной в широких кругах русской интеллигенции, в свою очередь самым непосредственным образом влияли на репертуарную политику московских театров и на характер общественного поведения театральных деятелей.

3. Связи Московского университета со столичными театрами не ограничивались формальными и неформальными взаимоотношениями на ниве культурно-просветительской и общественно-политической деятельности. Для многих театральных деятелей Московский университет являлся в полном смысле alma mater, и, в то же время, для многих студентов Московского университета театр становился местом дальнейшего приложения их таланта, жизненных сил и энергии. Этот пласт взаимоотношений университета и театральной Москвы постоянно обращает на себя внимание отечественных исследователей, однако и он вряд ли может быть отнесен к разряду вполне и всесторонне разработанных проблем.

В заключение можно отметить, что предложенное исследование безусловно носит лишь предварительный характер, и мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана - в первую очередь теми исследователями, для которых небезразлична история именно Московского университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенчество Московского университета и театральная Москва

на рубеже 19 - 20 вв.

С.Ю.Косилкина

Московский Государственный Университет им.Ломоносова

 

В представленной работе анализируется сложная взаимосвязь, установившаяся между студентами Московского университета и театральной Москвой (театрами, театральными деятелями и т.п.) в предреволюционную эпоху к.19-н.20вв. Проблема эта ставится впервые и решается на основе богатых архивных материалов (прежде всего, из театральных музеев г.Москвы). В результате проделанной работы автор приходит к выводу о несомненном влиянии, которое оказывала культурно-просветительская и общественно-политическая деятельность московских театров на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета, а также о наличии обратной связи (влияния) между театром и студенчеством.

 

Moscow State University’s students

and theatrically Moscow at XIX-XX centuri

Kosilkina S.U.

Moscow State University

 

At the suggested research the autor analysed difficult connections between Moscow State University’s students and theatrically Moscow at the prerevolutionary era of the end of XIX - the beginning of XX century.

This problem is arising for the first time aut it is solving at the base of rearch archival materials (first of all from the theatre’s museums of Moscow).

As a resalt of a research, the autor cames tu a conclusion about no doubtly dependence of Moscow theatres on forming of psychological mind of Moscow State University’s students and at the same time about inderect connection between theatre and students.

 

---------

part 2.

---------

Студенчество Московского университета и театральная Москва

на рубеже 19 - 20 вв.

С.Ю.Косилкина

Московский Государственный Университет им.Ломоносова

 

В 2005г. наша страна будет отмечать 250-летие со дня основания Московского университета. Общепризнан и не требует дополнительной аргументации тот факт, что исторически Московский университет являлся научным, культурно-просветительским и общественно-политическим центром не только самой Москвы, но и всей России. “Все русское общество... прислушивалось к тому, что делает и говорит Московский университет, старейший и по времени своего существования, и по своей опытности и зрелости” (Прокламация Киевского Союзного Совета объединенных землячеств и организаций. Март 1899г./ ЦГИАМ. Ф.418. Оп.514. Д.89. Л.17). Между тем, лицо университета определяли не только его преподаватели, но и студенты. Следовательно, во многом они определяли и лицо всего русского общества.

Таким образом, проблема формирования духовно-психологической атмосферы предреволюционной эпохи есть во многом проблема формирования духовно-психологического облика русского студенчества.

Одним из факторов, влиявших на формирование духовно-психологического облика русского студенчества, был театр.

Театр в России 2-й пол.19 - н.20 вв., тем более столичный театр играл огромную культурно-просветительскую и общественно-политическую роль. Связь Московского университета с театральной жизнью Москвы имела давние и прочные основания. Самим своим возникновением московский публичный театр был обязан именно университету. С годами связь эта, освященная традициями, становилась только многограннее и прочнее.

Настоящая работа посвящена исследованию сложных взаимосвязей, существовавших между студентами Московского университета и театральной Москвой на рубеже 19-20вв. Не претендуя на всестороннее и исчерпывающее исследование всего комплекса проблем, связанных с заявленной темой, мы сосредоточили внимание лишь на некоторых наиболее интересных, с нашей точки зрения, моментах, имея в виду не столько дать ответы, сколько поставить соответствующие вопросы.

I. Неразработанностью заявленной темы в отечественной историографии обусловлена проблема выявления соответствующих источников, а также задача их обработки и классификации. Источниковая база по теме формируется на основе трех наиболее крупных и информативных пластов источников: 1.материалы по университетской истории (прежде всего университетский архив, значительная часть которого сосредоточена в ЦГИАМ); 2. источники, освещающие театральную жизнь Москвы на рубеже 19-20 вв.; 3.периодические издания, как специализированные театральные (журнал “Театрал”, газета “Театральные Известия” и т.п.), так и другие московские издания, проявляющие интерес к театральной и университетской жизни Москвы (газеты “Новости дня”, “Русский листок”, “Курьер”и др.).

Нас в первую очередь интересовали совершенно не разработанные в русле нашей тематики архивные фонды и экспозиционные материалы театральных музеев Москвы. Хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

Наибольшее количество материалов сосредоточено в ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, в ГММК им.М.Глинки и в музее МХАТ. Это прежде всего делопроизводственная документация (программы торжественных актов и благотворительных концертов, пригласительные билеты, адреса, переписка с официальными властями и т.п.) и документы личного происхождения. В основном названные материалы группируются в личных фондах выпускников Московского университета - композиторов, музыкантов, театральных деятелей (С.Василенко, К.Игумнов, Н.Рубинштейн, Л.Собинов, Е.Вахтангов, А.Островский, В.Немирович-Данченко и др.). Кроме того, значительная часть источников хранится в личных фондах известных театральных деятелей, связанных с университетом опосредованно, через свою сценическую, благотворительную, общественную деятельность (например, фонд М.Ермоловой). Привлекают внимание исследователя и такие важные, на наш взгляд, документы, как отчеты о деятельности Художественно-общедоступного театра (Музей МХАТ), в которых содержится чрезвычайно информативный материал о взаимоотношениях студентов Московского университета и сотрудников театра.

Интересующие нас источники хранятся не только в архивных фондах вышеназванных музеев,но и в экспозициях Дома-музея М.Ермоловой и Музея истории российского меценатства. Таким образом, одни только московские театральные музеи предоставляют в распоряжение исследователя богатейший материал по связям Московского университета с театральной жизнью Москвы на рубеже 19-20вв.

II. Влияние театральной жизни Москвы на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета.

Сама эта проблема распадается на ряд своего рода подпроблем. Влияние театров на публику в к.19-н.20вв носило как культурно-просветительский, так и общественно-политический характер. Если же говорить о московском студенчестве, то тут, помимо названных факторов, огромную роль играла благотворительная деятельность театров, а также личные контакты театральных деятелей со студентами Московского университета.

III.Влияние театра на студентов Московского университета безусловно не являлось односторонним. Студенты составляли одну из самых многочисленных, а, главное, наиболее активную часть театральной публики. Соответственно, и репертуар театров, и характер взаимоотношений с обществом во многом определялся именно запросами студентов.

IV. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о личных связях целого ряда театральных деятелей с Московским университетом. Известно, что многие выдающиеся актеры, певцы, композиторы, режиссеры либо получили университетское образование, либо принимали самое активное участие в общественной жизни Московского университета (в благотворительных акциях, в научно-просветительских и культурных обществах при университете и т.д.).

Исходя из проделанной работы, мы посчитали возможным сделать некоторые выводы:

1. Театральная жизнь Москвы оказывала огромное влияние на формирование духовно-психологического облика студентов Московского университета. На рубеже 19-20вв. это влияние можно назвать одним из революционизирующих факторов в духовной истории русского студенчества.

2. Студенты, являясь, во-первых, многочисленной и наиболее активной частью театральной публики, а, во-вторых, силой, весьма влиятельной в широких кругах русской интеллигенции, в свою очередь самым непосредственным образом влияли на репертуарную политику московских театров и на характер общественного поведения театральных деятелей.

3. Связи Московского университета со столичными театрами не ограничивались формальными и неформальными взаимоотношениями на ниве культурно-просветительской и общественно-политической деятельности. Для многих театральных деятелей Московский университет являлся в полном смысле alma mater, и, в то же время, для многих студентов Московского университета театр становился местом дальнейшего приложения их таланта, жизненных сил и энергии. Этот пласт взаимоотношений университета и театральной Москвы постоянно обращает на себя внимание отечественных исследователей, однако и он вряд ли может быть отнесен к разряду вполне и всесторонне разработанных проблем.

В заключение можно отметить, что предложенное исследование безусловно носит лишь предварительный характер, и мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана - в первую очередь теми исследователями, для которых небезразлична история именно Московского университета.