РИМСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОМПОНИО ЛЕТО И
ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ДРАМАТУРГИИ
БУТОВЧЕНКО Ю.А
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
Период раннего Возрождения имеет огромное значение не только для истории итальянского искусства. Эта эпоха явилась во многом переломной и в истории европейского театра. Именно в Италии XV века был сделан тот решительный шаг, который навсегда отделил театр средневековья от театра нового времени. На протяжении всего XV столетия итальянский театр оставался в первую очередь театром религиозным, он почти не испытывал влияния гуманистического движения. Но постепенно, особенно во второй половине столетия, в среде гуманистов начинает расти интерес к античному театру, осознается необходимость обновления театра и прежде всего драматургического текста. Обновление драматургии было начато с возрождения драматургии античности. Решающая роль в этом процессе принадлежит Юлию Помпонио Лето.
Вокруг Юлия Помпонио Лето возникает кружок соратников и учеников - “Римская академия”, - бывший центром римского гуманизма, особенно в понтификат Сикста IV. Члены Академии осуществляли постановки пьес латинских авторов, в первую очередь комедий Теренция и Плавта, на языке оригинала. Прозведения этих авторов ставились в последней четверти XV века во многих городах Иаталии, в Ферраре - даже в итальянских переводах. Но инициатором подобного обращения к древнеримской комедии была, скорее всего, Римская академия. Именно у Помпонио Лето впервые возникла идея о переносе античных пьес на современную сцену. Эта идея явилась следствием их филологического изучения. Именно в Римской академии постановки античных авторов носили программный, а не эпизодический характер.
Однако, подобные представления осуществлялись членами Академии на сцене, еще целиком принадлежащей средневековью. Проходили они в неприспособленных для этого помещениях:: в конце XV веке о здании театра еще не может быть и речи. По всей вероятности, декорации для пьес представляли собой портики, проемы между колоннами которых были завешаны тканью. Каждый персонаж появлялся из своей “ниши” и далее действие разыгрывалось на площадке перед портиком. Такая система, несомненно, была заимствована из религозного театра: сходство с luoghi deputati и наличие черт симультанного театра. Подобная сценическая декорация получила в литературе название “сцена Теренция”. Реконструируют ее не по сохранившимся описаниям, а по гравюрам, иллюстрирующим издания комедий Теренция. Речь идет, в первую очередь, о лионском издании 1493 года и о во многом его повторяющем венецианском издании 1497 года. Вопрос о непосредственной связи этих изданий с постановками Римской академии все же остается дискуссионным (Lawrenson T.E., Purkis H. Les editions illustrees de Terence dans l’histoire du theatre. - LeLieu theatrale a la Renaissance. Paris, 1986, pp. 1-23). При этом остается очевидным тот факт, что постановки Римской академии в плане сценографии целиком принадлежали средневековому театру. Возродить античную драматургию было гораздо легче, чем воссоздать античный театр и тем более создать на его основе нечто новое - на это потребовалось не одно десятилетие.
Издания комедий Теренция выходили в конце XV - XVI веках в основном в Венеции, крупнейшем центре книгопечатания в Италии. Частое обращение книгоиздателей к произведениям Теренция, а также Плавта, приводит к тому, что сюжеты их становятся широко известны и служат основой для драматических опытов многих итальянских авторов XVI века, в частности Лодовико Ариосто и Бернардо Довицци да Биббиена. Таким образом, без комедий Теренция и Плавта невозможно представить становление драматургии итальянского Возрождения.
Обращение к античной драматургии, представление пьес античных авторов в последней четверти XV века выявили необходимость обновления сценического пространства, новое решение которого будет найдено в XVI веке. Таким образом, можно утверждать, что деятельность Римской акдемии во многом способствовала зарождению светского театра Нового времени.
РИМСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОМПОНИО ЛЕТО И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ДРАМАТУРГИИ
БУТОВЧЕНКО Ю.А
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
Рассматривается проблема возрождения античной драматургии в Италии в конце XV века. Изучение пьес античных авторов, опыты их сценических постановок в первую очередь связаны с Римской академией Юлия Помпонио Лето, деятельность которой, наряду с первыми публикациями пьес древнеримских авторов, во многом способствовали возикновению итальянской драмы XVI века и выявили необходимость новых, отличных от средневековых, сценографических решений.
ROMAN ACADEMY AND THE CLASSICAL REVIVAL IN THE THEATRE AT THE END OF XV CENTURY
BOUTOVTCHENKO J.
MOSCOW STATE UNIVERSITY
The problem under consideration is the antique drama’s revival and the rasing of the Italian comedy in the XVI century The studing of antique authors’s plays and there’s first stagings at the end of XV century are in the first place connected to Roman academy and to its founder Pomponius Laetus. The Roman academy activities as well as ancient Roman comedy’s publications promoted to originating of Italian XVI century drama and all this showed the necessity of making new stage design solutions.
РИМСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОМПОНИО ЛЕТО И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ДРАМАТУРГИИ БУТОВЧЕНКО Ю.А
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
Период раннего Возрождения имеет огромное значение не только для истории итальянского искусства. Эта эпоха явилась во многом переломной и в истории европейского театра. Именно в Италии XV века был сделан тот решительный шаг, который навсегда отделил театр средневековья от театра нового времени. На протяжении всего XV столетия итальянский театр оставался в первую очередь театром религиозным, он почти не испытывал влияния гуманистического движения. Но постепенно, особенно во второй половине столетия, в
среде гуманистов начинает расти интерес к античному театру, осознается необходимость обновления театра и прежде всего драматургического текста. Обновление драматургии было начато с возрождения драматургии античности. Решающая роль в этом процессе принадлежит Юлию
Помпонио Лето.
Вокруг Юлия Помпонио Лето возникает кружок соратников и учеников - УРимская академияФ, - бывший центром римского гуманизма, особенно в понтификат Сикста IV. Члены Академии осуществляли постановки пьес латинских авторов, в первую очередь комедий Теренция
и Плавта, на языке оригинала. Прозведения этих авторов ставились в последней четверти XV века во многих городах Иаталии, в Ферраре - даже в итальянских переводах. Но инициатором подобного обращения к древнеримской комедии была, скорее всего, Римская академия. Именно у Помпонио Лето впервые возникла идея о переносе античных пьес на современную сцену. Эта идея явилась следствием их филологического изучения. Именно в Римской академии постановки античных авторов носили программный, а не эпизодический характер.
Однако, подобные представления осуществлялись членами Академии на сцене, еще целиком принадлежащей средневековью. Проходили они в неприспособленных для этого помещениях:: в конце
XV веке о здании театра еще не может быть и речи. По всей вероятности, декорации для пьес представляли собой портики, проемы между
колоннами которых были завешаны тканью. Каждый персонаж
появлялся из своей УнишиФ и далее действие разыгрывалось на площадке перед портиком. Такая система, несомненно, была заимствована из религозного театра: сходство с luoghi deputati и наличие черт симультанного театра. Подобная сценическая декорация получила в литературе название Усцена ТеренцияФ. Реконструируют ее не по сохранившимся описаниям, а по гравюрам, иллюстрирующим издания комедий Теренция. Речь идет, в первую очередь, о лионском издании 1493 года и о во многом его повторяющем венецианском издании 1497 года. Вопрос о непосредственной связи этих изданий с постановками Римской академии все же остается дискуссионным (Lawrenson T.E.,
Purkis H. Les editions illustrees de Terence dans lТhistoire du theatre. - LeLieu theatrale a la Renaissance. Paris, 1986, pp. 1-23). При этом остается очевидным тот факт, что постановки Римской академии в плане
сценографии целиком принадлежали средневековому театру. Возродить
античную драматургию было гораздо легче, чем воссоздать античный театр и тем более создать на его основе нечто новое - на это потребовалось не одно десятилетие.
Издания комедий Теренция выходили в конце XV - XVI веках в основном в Венеции, крупнейшем центре книгопечатания в Италии. Частое обращение книгоиздателей к произведениям Теренция, а также Плавта, приводит к тому, что сюжеты их становятся широко известны и служат основой для драматических опытов многих итальянских авторов XVI века, в частности Лодовико Ариосто и Бернардо Довицци да Биббиена. Таким образом, без комедий Теренция и Плавта невозможно представить становление драматургии итальянского Возрождения.
Обращение к античной драматургии, представление пьес античных
авторов в последней четверти XV века выявили необходимость
обновления сценического пространства, новое решение которого будет найдено в XVI веке. Таким образом, можно утверждать, что деятельность Римской акдемии во многом способствовала зарождению светского
театра Нового времени.
РИМСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОМПОНИО ЛЕТО И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ДРАМАТУРГИИ БУТОВЧЕНКО Ю.А
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
Рассматривается проблема возрождения античной драматургии в Италии в конце XV века. Изучение пьес античных авторов, опыты их сценических постановок в первую очередь связаны с Римской академией Юлия Помпонио Лето, деятельность которой, наряду с первыми публикациями пьес древнеримских авторов, во многом способствовали возикновению итальянской драмы XVI века и выявили необходимость новых, отличных от средневековых, сценографических решений.
ROMAN ACADEMY AND THE CLASSICAL REVIVAL IN THE
THEATRE AT THE END OF XV CENTURY
BOUTOVTCHENKO J.
MOSCOW STATE UNIVERSITY
The problem under consideration is the antique dramaТs revival and the rasing of the Italian comedy in the XVI century The studing of antique authorsТs plays and thereТs first stagings at the end of XV century are in the first place connected to Roman academy and to its founder Pomponius
Laetus. The Roman academy activities as well as ancient Roman comedyТs publications promoted to originating of Italian XVI century drama and all this showed the necessity of making new stage design solutions.