ЖЕНСКИЕ ПРАЗДНЕСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
(МГУ им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет, Боровикова Н.А.)

 

1. В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, Матер Матута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

2. Можно считать доказанным, что первые два культа - чисто италийского происхождения. Раскопки в Сатрике и в Риме доказывают существование храмов Матер Матуты в этих городах уже в VI в.до н.э. Храм Юноны Люцины, согласно Плинию Старшему (NH, XVI, 235), был построен в 379 г. до н.э. Таким образом, в III в. до н.э., когда началось иноземное влияние на италийскую религию, этим богиням уже поклонялись. Свидетельств, прямо подтверждающих или опровергающих италийское происхождение Доброй Богини, мы не имеем. Как представляется, это связано с исключительно тайным характером ее культа. Например, право знать истинное имя этой богини имели лишь женщины (Сic., de harusp. resp., 37). О поклонении Доброй богини в Риме мы можем с уверенностью говорить только с последней трети II в. до н.э. Однако, благодаря эпиграфическим памятникам, нам известно, что ее почитали по крайней мере до III - IV вв. н.э. Что касается Матер Матуты и Юноны Люцины, сложно установить время, когда им перестали поклоняться. По крайней мере в начале империи их культы еще существовали.

3. Территория распространения культа Юноны Люцины - Лациум и Кампания. Вполне возможно, она была хорошо известна и за пределами этих областей, однако этому нет достаточно убедительных доказательств. Матер Матута была почитаема в Лации, Умбрии, Кампании. Особенно был известен ее храм в Сатрике, раскопки которого проводились в конце 1896 и в 1970-х годах. Культ Доброй Богини был распространен также в Лации, в области сабинов, Цизальпинской Галлии, Нарбоннской Галлии. Даже в Верхней Мезии встречается посвящения этой богине. Но в Риме эта богиня пользовалась чрезвычайной популярностью (половина всех дошедших до нас надписей - оттуда).

4. Празднества в честь Юноны Люцины, богине, к которой обращались во время родов, назывались Матроналии. Это одни из самых известных празднеств в Древнем Риме. Они справлялись ежегодно в одно и то же время (sacra stativa) - мартовские Календы. Характерно, что до 153 г. до н.э. эта дата совпадала с празднованием Нового года. В Матроналиях как священнодействиях могли принимать участие лишь матроны, как это видно из самого названия - т.е. почтенные, замужние женщины, состоявшие в любом из трех законных видов брака. Нам ничего не известно о самих священнодействиях, которые в Риме могли проводится в храме Юноны Люцины на Эсквилинском холме или в священной роще, посвященной этой богине, находившейся, по сообщениям древних авторов, там же. Однако нам ясно, чем сопровождался этот праздник - женщинам делали подарки (причем даже супруги, хотя обычно подарки между мужем и женой были запрещены). Женщины нарядно одевались в этот день, праздник сопровождался цветами.

5. У Матралий, празднеств в честь Матер Матуты, тоже была четко установленная дата - 11 июня. В литературе бытовало устоявшееся мнение, что Матер Матута - богиня утренней зари. Однако мы склонны считать ее богиней плодородия. Об этом говорят жертвоприношения, которые совершались во время Матралий - для нее пекли специальный хлеб (testuacium), в ее храме в Сатрике были обнаружены терракотовые статуэтки женщин, посвященные этой богине. Справлялись празднества не просто матронами, а женщинами, вышедшими замуж лишь один раз. Поэтому, как представляется, Матралии носили несколько элитарный характер. Известно (Plut., Quaest. Rom., 16; Ovid., Fast., VI, 481, 482, 551) что рабыням в ее храм доступ был запрещен, но одну рабыню вводили специально и хлестали по щекам. Кроме этого, был еще один довольно странный обычай - молиться в этом храме за детей сестер. Видимо, эти ритуалы, восходящие к глубокой древности, являются наследием каких-то архаических систем родства.

6. Празднества Доброй Богини справлялись в какой-либо день декабря, специально устанавливаемый магистратами (sacra conceptiva). Нам известны некоторые подробности культа, хотя во время празднеств, которые справлялись тоько в доме магистрата, облеченного властью (imperium), не должно было быть ни одного мужчины, включая хозяина дома. Даже мужские изображения выносились. Святилища и дом перед праздником Доброй Богини украшались цветами, сами мистериии сопровождались играми и музыкой (по крайней мере, игрой на флейте). Еще древние (Plut., Caes., 9; Iuven., VI, 314-319) отмечали орфический характер этих таинств, возможно, там употреблялось вино (которое вообще-то было запретно для женщин). Тайный характер этих мистерий, присутствие при обряде весталки, возможно, указывает на их связь с обрядами женской инициации.

 

 

УДК 931

The feminine festivals in Ancient Rome.

 

This report is dedicated to the description of festivals in honour of Roman goddesses – Juno Lucina, Mater Matuta and the Good Goddess. Their cults, spread mainly in the different regions of Italy, were performed exclusively by women. The cult of Mater Matuta was the most ancient; it has the marks of the tribal system. The cult of Juno Lucina, who patronized the childbirth, was performed by matronas; it was the most well-known festival of the Ancient Rome. The mysterious ceremonies of the Good Goddess were accompanied by orphical rites and probably they were linked with the women’s initiation.