В.Ю.Гессен
(Санкт-Петербург)"Игнатий Порфирьевич Манус - промышленник, банковский и биржевой деятель
И.П. Манус родился в 1860 г. в г. Бендеры Бессарабской губернии, закончил гимназию в Одессе. В начале 1880-х гг. он стал агентом по финансовой части правления вначале Сызранско-Моршанской, затем Самаро-Оренбургской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог. В начале 1890-х гг. поселился в Петербурге, заведовал финансово-хозяйственной частью правления Царскосельской железной дороги, служил в канцелярии петербургского градоначальника. В 1898 г. стал купцом 2-й гильдии, в 1901 г. - 1-й. Участвовал в деятельности правления О-ва Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, на собрании акционеров в 1912 г. он был пятым по числу акций. Но особенно тесно И.П. Манус был связан с Российским транспортным и страховым о-вом. С 1914 г. до середины 1918 г. он являлся председателем правления, с 1915 г. - директор-распорядитель, второй по числу акций. Общество действовало в согласии с пароходным о-вом "Кавказ и Меркурий", которому передало перевозку застрахованных у себя грузов. По соглашению с Азовско-Донским и Петроградским международным коммерческим банками ему передали часть акций страхования от огня о-ва "Россия". Именно с Российским транспортным и страховым обществом было связано получение И.П. Манусом в 1915 г. звания действительного статского советника, а в 1916 г., как писали, "почти одновременно с Д.Л. Рубинштейном", звание коммерции советника. Будучи его руководителем, он сыграл существенную роль в расширении торговых отношений с США, заключил соглашение с известной промышленной и банковской компанией "Чарльз Б. Ричард и Ко", стал ее представителем в России, устранил посредничество Германии в торговле России с США. Посетил Каир в ходе создания Русского комитета по торговле с Египтом.
И.П. Манус являлся крупным акционером О-ва Юго-Восточных железных дорог и участвовал в биржевой игре, целью которой было повышение стоимости акций, скупки их Петроградским международным коммерческим банком. Много лет был кандидатом в директора его правления, в 1916 г. избран в число директоров и был им до ликвидации общества в 1918 г. Также И.П. Манус имел значительное число акций обществ Владикавказской, Подольской, Северо-Донецкой и Троицкой железных дорог.
С 1907 г. он был крупным пайщиком Т-ва Петербургского вагоностроительного завода и в 1913 г. избран в состав его правления. Отмечалась роль И.П. Мануса в расширении этого предприятия и привлечении французского капитала. Также он участвовал в создании объединенного Т-ва вагоностроительных заводов "Феникс", стал директором его правления. Владел значительным пакетом акций Российского золотопромышленного т-ва, Бакинского нефтяного о-ва, О-ва железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово", в правление которого войти не смог по национальным ограничениям.
К сфере банковской деятельности И.П. Мануса относится, прежде всего, Петербургский международный коммерческий банк, в 1905 г. он был собственником 145 акций, а в 1917 г. уже 13,6 тысяч или 17,2% от общего выпуска. Он был среди крупных акционеров и Русского торгово-промышленного банка, входил в состав совета Сибирского торгового банка, председателем правления которого был Э.К. Грубе. После смерти директора-распорядителя А.М. Соловейчика, Э.К. Грубе прилагал усилия к увеличению своего влияния. И.П. Манус был наиболее крупным акционером Петербургского частного коммерческого банка. В 1911 г. он проявил активность в реализации выдвинутого А.И. Путиловым проекта создания "Треста Русских банков" (Петербургского частного, Сибирского торгового и Торгово-промышленного) под эгидой Русско-Азиатского банка с участием Парижско-Нидерландского банка. Однако А.И. Путилов от французских финансистов должной поддержки не получил. Позднее при содействии И.П. Мануса был учрежден Синдикат для покупки и реализации значительного числа акций Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Также И.П. Манус поддерживал контакты с французскими банкирами для размещения акций русских банков и предприятий на зарубежных рынках.Промышленная и банковская деятельность И.П. Мануса происходила в тесной связи с биржевой. На Петербургской бирже он появился с первых лет своего пребывания в столице, вращаясь в основном среди лиц, занимавшихся различного рода ценными бумагами. Он стал членом правления Банкирской конторы, занимавшейся операциями на бирже, в которой также состояли такие известные в будущем финансовые деятели, как П.Л. Барк, А.А. Верт, А.Я. Прозоров. Из мелкого маклера или, как писали, "маленького биржевого фактора и комиссионера", он в короткое время "вырос в своего рода крупную величину". За последующие годы он приобрел весьма существенное влияние на фондовом рынке Петербурга и был одним из ведущих деятелей "кулисы" - теневой биржи. Несмотря на все его попытки, он не смог занять какую-либо должность на официальной бирже, в основном по причине противодействия властей, а также и ряда биржевых деятелей, которые опасались дальнейшего усиления его влияния. Так, в 1912 г. он был избран в действительные члены совета Фондового отдела биржи, но по решению министра финансов В.Н. Коковцова утвержден не был. Однако фактически И.П. Манус был одним из биржевых руководителей. Как считалось, без его поддержки, а тем более при его противодействии, успех размещения на ней сколько-нибудь значительного выпуска акций был весьма сомнителен. Между тем личное состояние И.П. Мануса все более росло. В 1917 г. оно оценивалось в 30 млн руб. В определенной мере величина цифры объясняется обесценением денег, но существенный вклад в это состояние внесла биржевая деятельность.
Получение И.П. Манусом престижных званий от правительства во многом находилось в связи с его благотворительной деятельностью. Так, в 1896-1897 гг. он состоял в Железнодорожном обществе потребителей, был членом Ревизионной комиссии. В 1900 г. был членом правления, а потом и директором Дома трудолюбия для детей подростков Галерной гавани - первого заведения такого рода в России. Являлся членом-соревнователем Императорского человеколюбивого общества, жертвовал на еврейскую религиозную и культурную жизнь.
Изучение публицистической деятельности И.П. Мануса затруднено, так как свои статьи он подписывал псевдонимами или они печатались без подписи. В основном они посвящены экономическим темам: биржевая и банковская деятельность, вопросы развития промышленности, публиковались статьи и на музыкальные темы. Первые статьи И.П. Мануса появились в начале XX в. и были связаны с предложениями о строительстве метрополитена в Москве. Вопрос обсуждался на страницах ряда газет. В основном были публикации противников проекта, которые считали, что затраты не окупятся, будет нанесен вред деревне и т. д. Сторонников проекта было немного и он был отвергнут. Среди положительных откликов о строительстве московского метро выделялись статьи И.П. Мануса. Он писал, что существующий способ доставки пассажиров никого не удовлетворяет, что не следует опасаться "громадных" затрат, так как они создадут новые источники дохода. Также он не соглашался с мнением, что этот вид транспорта в какой-то степени будет вреден деревне. Об этой стороне деятельности И.П. Мануса в положительных тонах вспоминали в 2002 г., когда отмечалось 70-летие создания Мосметростроя. И.П. Манус вел финансовый отдел в журнале "Гражданин", печатался в журналах "Экономист России" и "Новый экономист", в газете "Биржевые ведомости" и др. Некоторые из его статей переводились на иностранные языки и печатались за рубежом. И.П. Манус выпустил книгу, подписанную своим именем, - "Политические, экономические и финансовые вопросы последнего времени", в которой собраны его статьи за 1902-1905 гг.
Во многих публикациях он критиковал деятельность С.Ю. Витте как министра финансов, особенно за недостатки в налоговой системе, обвинял в отсутствии объективной оценки деятельности биржи и ее Фондового отдела, а также и отдельных биржевых деятелей, в излишнем тяготении к иностранному финансовому рынку и к зарубежному промышленному капиталу в ущерб ресурсам российской экономики. В последующие годы он продолжал писать в основном на эти темы, отстаивал самостоятельность Фондовой биржи, настаивал на необходимости правительственного контроля за ценами на нефтяное топливо, выступал против перехода многих отечественных предприятий к иностранным владельцам. Он подчеркивал необходимость создания в акционерных обществах крупных резервных и вспомогательных фондов, которые могут обеспечить получение дивидендов, пусть даже и в самых скромных размерах, при ухудшении общего экономического положения.
После октябрьского переворота И.П. Манус был лишен собственности, 4 июля 1918 г. арестован с формулировкой: "По подозрению в нарушении декрета о сделках с акциями и другими ценными бумагами". Доносчик писал в Петроградское ЧК летом 1918 г., что И.П. Манус с сообщниками переправляет деньги в Сибирь, в Одессу и Киев. Если это в действительности имело место, то, скорее всего, делалось во многом через посредство его брата Авраама, с которым в 1916 г. он создал в Одессе "Южный банк". Просьбы о его освобождении делались от многих лиц и организаций, включая наркома путей сообщения В.И. Невского, но все было напрасно. Затем его дополнительно обвинили в попытке подкупа должностных лиц с целью освобождения. В обвинительном заключении от 30 октября 1918 г. указано, что он подлежит расстрелу. Справки об исполнении приговора в следственном деле не имеется.В отношении публикуемого письма министра финансов С.Ю. Витте заместителю министра внутренних дел А.А. Икскуль-фон-Гильденбандту от 31 августа 1899 г. надо, прежде всего, заметить, что оно появилось в связи с игрой "нескольких лиц" (полный список которых, к сожалению, не сохранился) на бирже на понижение ценности котировавшихся бумаг. Эта обычная для биржи операция вызвала гнев С.Ю. Витте: он опасался, что тенденция на понижение может перекинуться на французские биржи, неблагоприятно отразиться на получении займов и т. д. Здесь наглядно проявилось всегдашнее желание властей видеть биржу такой, как им хочется. Поэтому главного зачинщика - И.П. Мануса - за непослушание предлагалось выселить из столицы. На письме имеется резолюция чиновника из Министерства внутренних дел о необходимости сбора сведений, подтверждающих право проживания И.П. Мануса в Петербурге. Видимо, ничего компрометирующего не обнаружили, тем более, что И.П. Манус, хотя и еврей по национальности, был православного вероисповедания и мог проживать в столице без всяких препятствий. Представляется, что ни ему, ни другим вредным для С.Ю. Витте лицам, посещать биржу не запретили.
1 марта 1916 г. И.П. Манус был вызван повесткой в Контрразведочное бюро жандармерии, учрежденное при штабе 6-ой армии, где его допросили и взяли подписку о невыезде. В публикуемом его "Заявлении" он опровергал все подозрения в связях с германской разведкой и его контактах с лицами, выступавшими за заключение сепаратного мира с немцами. К этому можно добавить, что руководимое им Русское транспортное и страховое общество всегда было тесно связано с аналогичными организациями Германии, особенно в плане перестрахования грузов. Разорвать эти отношения с началом Первой мировой войны в одно мгновение было невозможно, для этого требовалось какое-то время. Это не могло не создать благоприятной почвы для возникновения предположений о наличии изменников среди руководителей и сотрудников указанного общества. Особенно, когда их надо было найти для оправдания неудач на фронте. Это же, кстати, относилось и к Петроградскому международному коммерческому банку, с которым И.П. Манус был тесно связан.
Библиография:
М.Н. Барышников. Деловой мир Петербурга. СПб., 2000.
В.Ю. Гессен. Предприниматель и финансист И.П. Манус: в развитии производительных сил России и в публицистической деятельности // История предпринимательства в России. Вып. 2. СПб., 2006. С. 276-312.
П.В. Лизунов. Расстрел с конфискацией // Родина. 2005. №. 5. С. 86-89.