27 октября — 2 ноября 1996 г. в Мюнстере (Германия) состоялся международный научный конгресс “350 лет Вестфальского мира. Решающие процессы, направления и эхо европейского события”. В конгрессе приняли участие более 90 ученых из Германии, США, Франции, России, Испании, Португалии, Польши, Швеции, Дании, Венгрии, Голландии, Австрии, Швейцарии, Италии, Бельгии. Было прочитано 42 доклада. Остальные участники выступили в дискуссиях и в качестве консультантов. На открытии конгресса с приветствиями выступили министр-президент земли Северный Рейн-Вестфалия Йоханнес Рау и др. официальные лица. Официальный доклад “Мюнстер и Вестфальский мир — коллективная память и культурная память на переломе эпох” сделал организатор и душа конгресса Х. Духхардт (Майнц). На пленарных заседаниях были также прочитаны доклады Х. Шиллинга (Берлин) “Вестфальский мир и профиль Европы нового времени” и В. Шульце (Мюнхен) “Плюрализация как угроза: терпимость как решение. Размышления об установлении терпимости в раннее новое время”. Большое число докладов было посвящено различным аспектам влияния Тридцатилетней войны и Вестфальского мира на страны Европы. В частности, среди этих докладов был прочитан доклад Л.И. Ивониной (Смоленск) “Результаты Тридцатилетней войны в России и Украине и Переяславское соглашение 1654 г.”. Ряд докладов был посвящен юридическим проблемам. С докладами выступили также литературоведы и искусствоведы. По многим докладам происходили оживленные дискуссии, в которых принял участие Ю.Е. Ивонин (Смоленск).

5-8 октября 1996 г. в городе Зигмарингене (ФРГ) проходил пятый симпозиум Комиссии Геттингенской Академии Наук по изучению резиденций, организованный при участии Немецкого исторического института в Париже и Государственного архива в Зигмарингене. Тема коллоквиума “Дворы и придворные распорядки [Hofordnungen] (1200-1600).

Встреча была открыта в замке Гогенцоллернов-Зигмаринген публичным докладом Х. Боокманна (Геттинген) “От Альп до самого до моря...” — южногерманские и северогерманские Гогенцоллерны в XIX в.” и приемом, данным в честь участников коллоквиума князем Гогенцоллерном-Зигмаринген совместно с издательством “Ян Торбек”.

Рабочие заседания начались приветствиями со стороны В. Тругенбергера (Государственный архив в Зигмарингене) и В. Паравичини (Немецкий исторический институт в Париже). Далее были заслушаны следующие доклады: Т. Цотц (Фрайбург/Бр.) — Двор и придворный распорядок до широкого распространения документации; П. Морав (Гисен) — придворные распорядки и земские распорядки; Ф. Хонеманн (Мюнстер) — Дворы и придворные распорядки в средневерхненемецких и ранненововерхненемецких биографиях и дидактических сочинениях; Г. Кершер (Франфурт-на-Майне) — Структурирование двора на Майорке ок. 1330 и облик придворного общества; Э. Лалу (Париж) — Придворные распорядки последних прямых Капетингов — XIII и XIV вв.; М. Вэйл (Оксфорд) — Несколько общих наблюдений над организацией придворного хозяйства в Англии, Северной Франции и Нидерландах в 1270-1384 гг.; Ф. Лашо (Париж) — Порядок и беспорядок при дворе: регламентация двора английских королей в XII — XIII вв.; А. Райтемайер (Геттинген) — Английский придворный распорядок рубежа XIV и XV вв. — порядок на совесть?; Х. Крузе (Париж) — Придворные распорядки бургундского герцога Филиппа Доброго; Ж. Павио (Париж) — Придворные распорядки и придворный церемониал в XV и XVI вв. на примере Бургундии; К. Де Йонге (Лувен) — Резиденции герцогов и знати в Южных Нидерландах в бургундские времена. Являются ли придворные распорядки источником по изучению резиденций?; П. Хайниг (Майнц) — Теория и практика придворного “порядка” при Фридрихе 111 и Максимилиане I; М.А. Бойцов (Москва) — Обычаи и нравы иннсбрукского двора XV в. в зеркале придворных распорядков; В. Родель (Майнц) — Курфюршество Майнцское: резиденция и придворные распорядки; К. Милитцер (Кельн) — Придворные распорядки курфюршества Кельнского и превращение Брюля в резиденцию; Д. Кербер (Кобленц) — Двор курфюрстов Трирских; Х. Боокманн (Геттинген) — Двор и придворный распорядок в переписке Альбрехта Ахилла, курфюрста Бранденбургского; Р. Бутц (Дрезден) — Положение придворных советников Веттинов по указаниям в придворных распорядках позднего средневековья; В. Штормер (Мюнхен) — Двор и придворный распорядок в герцогстве Бавария-Мюнхен (XV — начало XVI вв.); Ф. Крамер (Айхштетт) — Мюнхенские придворные распорядки XVI в.; К. Флинк (Клеве) — От списка расходов к Уставу правления: семейные распорядки и регламенты двора в Клеве XV в.; Б. Кастен (Кенигштайн) — Размышления по поводу “юлихских придворных распорядков” конца XV и XVI вв.; Э. Виддер (Мюнстер) — придворные распорядки из нижнесаксонского имперского округа.

Итоги конференции кратко подвел П. Морав (Гисен). Тезисы докладов опубликованы. Предполагается издание сборника в серии Residenzenforschung с полными текстами выступлений.

(М.Б.)

 

 

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА. ОТ АНТИЧНОСТИ К ЭПОХЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ”.

Смоленск, 16-17 мая 1996 г.

Конференция прошла на базе Смоленского государственного педагогического института. Со вступительным словом выступил зав. кафедрой всеобщей истории СГПИ проф. Ю.Е. Ивонин, подчеркнувший научную значимость изучения проблем взаимосвязи и взаимовлияния религии и политики на всех этапах истории человеческого общества. В докладе проф. В.Л. Керова (Москва) “Крестовый поход Людовика 1Х и его влияние на внутриполитическую ситуацию во Франции” была показана связь между походом Людовика 1Х и возникновением движения “пастушков” 1251 г. Доклад доц. М.М. Казакова (Смоленск) был посвящен проблеме христианизации Римской империи в IV в. Под термином “христианизация” автор предложил понимать историческое взаимодействие и взаимовлияние христианства, как религии и идеологии, а также верующих и институтов этой религии (церковь, церковная собственность, каноническое право), с одной стороны, и государства, как политического, социального, экономического и культурного организма, с другой. Доц. И.Е. Ермолова (Москва) в докладе “Реформы императора Юлиана: политика и религия” отметила единство религиозной и внутриполитической деятельности императора Юлиана и необходимость рассматривать в одном русле восстановление языческих культов, городское законодательство, налоговую политику как комплекс усилий по возрождению и поддержке основы позднеантичного общества — сословия декурионов. Широкая панорама взаимовлияния религии и политики, главным образом, на примере Реформации в Европе раннего нового времени была дана в докладе проф. Ю.Е. Ивонина (Смоленск). Исходя из положения о том, что начиная с Реформации в Германии, доминантой европейской политики в XVI — первой половине XVII в. была религия, докладчик подчеркнул достаточно сильное ее влияние на протяжении второй половины XVII — XVIII вв., сказавшееся, в частности, на политической практике просвещенного абсолютизма. В докладе доц. Л.И. Ивониной (Смоленск) был поставлен вопрос о роли конфессиональных мотивов во внешней политике английской монархии во время Тридцатилетней войны, их совпадении и несовпадении с национальными интересами и их месте в Английской революции середины XVII в. и Славной революции 1688-89 гг. В выступлении В.В. Лукоянова (Нижний Новгород) “Этика деизма и ранний либерализм в Англии” была предпринята попытка установить связь между социально-этическими идеями деизма и либеральной идеологией на примере взглядов Дж. Локка и А. Шефтсбери, подтвердив оценку Максом Вебером либерализма как “этически ориентированной демократии”. Доц. И.Н. Неманов (Смоленск) в докладе “Утопия и политика” отметил, что характерное для утопии неприятие наличного бытия как оппозиции желаемого определяло нередко позицию утопистов XVII — XVIII вв. в сфере политики. В сообщении О.И. Лейко (Минск) рассматривались взгляды гильдейских социалистов в Англии ХХ в. на отношения церкви и государства, основанные на опыте средневековья и начала нового времени. В сообщении И.И. Журавлева (Смоленск) была дана оценка религиозной политики российского правительства в общественном мнении Англии конца XIX в.

(Ю.И.).

21-22 мая 1996 г. в Москве в институте искусствознания РАН прошла международная конференция “Культура Возрождения и власть”.

С докладами выступили:

В.Н. Гращенков — вступительное слово.

Андрушко В.А. (Киев) — Ренессансные дантоведы о римской символике у Данте Алигьери.

Девятайкина Н.И. (Саратов) — Петрарка об итальянских правителях и правительствах второй половины XIV в.

Мингалеева Н.Х. (Балабаново) — Колюччо Салютати о правителях и формах государства.

Финогентова Е.В. — Сочинения Антонио Беккаделли “О словах и делах неаполитанского короля Альфонса Арагонского”.

Ревякина Н.В. (Иваново) — воспитание государя в итальянском гуманизме: некоторые вопросы теории и практики.

Краснова И.А. (Ставрополь) — Политические идеи деловых людей Флоренции XIV — XV вв. и гуманизм.

Юсим М.А. — Маккиавелли и модель ренессансных представлений о власти

Брагина Л.М. — Проблемы власти в сочинениях Франческо Гвиччардини

Чиколини Л.С. — Концепция “государственного интереса” в трудах Джованни Ботеро.

Штекли А.Э. — Кошмары “Города Солнца”: тирания общности или всевластие науки?

Романчук А.В. (Санкт-Петербург) — Символы гражданской власти в искусстве Флоренции и Сьены XIV в.

Дажина В.Д. — Иконография Медичи: от республики к монархии.

Андросов С.О. (Санкт-Петербург) — Семейство Медичи и флорентийские скульпторы в XV — XVI вв.

Соколов М.Н. Пейзаж власти. Геополитическая иконология ренессансного “вселенского ландшафта”.

Немилов А.Н. (Санкт-Петербург) — Auctoritas et ingenium. Концепция образа властной персоны в немецкой гуманистической культуре.

Володарский В.М. — Заказы императора Максимилиана 1 немецким гуманистам и художникам.

Мельников Г.П. — “Образы власти” в чешских сочинениях XVI в.

Гусарова Т.П. — Государственная деятельность епископа-гуманиста Миклоша Олаха.

Руяткина Т.М. (Чимкент) — Воспитание правителя в английском гуманизме второй трети XVI в.

Дмитриева О.В. — “Монументы преданности” — частное строительство по случаю королевских визитов в елизаветинской Англии.

Голованова О.И. (Кострома) — Ренессансный идеал личности и образы “сильных мира сего” в портретах Возрождения.

Тарасова М.С. (Курск) — Резиденция ренессансного нобиля в восприятии современников.

Махо О.Г. (Санкт-Петербург) — “Камера дельи Спози” Андреа Мантеньи в Мантуанском дворце: мир реальный и мир идеальный.

В Институте всеобщей истории РАН продолжаются ежегодные чтения по истории права. 25-26 января 1996 г. прошел “круглый стол” на тему “Преступление и наказание в средние века”. За два дня было прослушано 13 докладов, с которыми выступили М.В. Винокурова (“Преступление и наказание в английском маноре XIV в.”), Г.М. Тушина (“Преступление и наказание в городском обществе Прованса в XIII — XIV вв.”), Ю.Я. Вин (“Некоторые специфические черты уголовного преследования за убийство в сельской общине поздней Византии”), И.А. Краснова (“Обычай вендетты и коммунальное право в купеческих записках XIV — XV вв.”), Н.П. Мананчикова и Н.Н. Подопрогорова (“Карательные функции суда в средневековом городе”), Н.А. Селунская (“Из истории одного судебного разбирательства в Лукке XIII в.”), А.Г. Глебов (“Если кто злоумышляет против жизни короля — государственные преступления в раннесредневековой Англии”), В.В. Карева (“Наказать еретика”), В.Дж. Коннел (“Случай богохульства: Флоренция 1501 г.”), А.Э. Штекли (“Наказание и труд в утопиях XVI — XVIII вв.”), А. Д. Щеглов (“Уголовные наказания в Швеции в XVI в. и Реформация”), О.И. Тогоева (“Фикция как основа формирования репрессивного характера французского уголовного права XIV — XV вв.”), О.И. Варьяш (“Преступление, наказание и норма”).

12 февраля 1997 г. состоялся следующий “круглый стол” — “Человек перед судом”. Проблемы истории судебного разбирательства, взаимоотношений судьи и ответчика, судебного ритуала и поведенческих норм на суде рассматривались преимущественно в историкоантропологическом аспекте. Доклады Г.М. Тушиной (“Человек перед судом в средневековом Провансе — источники и современные исследования”), О.И. Варьяш (“Изменения в процессуальном праве в Португалии XIV в.”), О.Н. Барабанова (“Гражданский судебный процесс в Генуэзских факториях Причерноморья в XV в.”), О.И. Тогоевой (“Пытка как состязание: преступник и судья перед лицом толпы”), И.И. Варьяш (“Преступник, судья, приговор: Арагон XV в.”), О.В. Дмитриевой (“Человек в зале суда: Англия XVI в.”), В.В. Шишкина (“Юридический прецедент в истории Франции: Следствие по делу королевы Анны 1637 г.”), А.Д. Щеглова (“Некоторые правовые последствия ранней Реформации в Швеции”), В.Р. Новоселова (“Военное судебное уложение Карла V и “право длинных копий” немецких ландскнехтов”) вызвали оживленное обсуждение и большой интерес собравшихся.

По материалам двух первых “круглых столов” чтений “Право в средневековом мире” (1994 и 1995 гг.) в августе 1996 г. Центр западноевропейского средневековья ИВИ РАН выпустил сборник того же названия. Сборник содержит разделы “Городское право” (статьи Г.М. Тушиной, А.Н. Галямичева, А.Л. Рогаческого, О. Варьяш), “Закон и обычай” (работы Л.Л. Кофанова, Ю.Я Вина, И.И. Варьяш, М.В. Винокуровой), и “Право, власть и общество” (статьи Ю.П. Малинина, А.И. Решина, А.Г. Глебова и публикацию С.К. Цатуровой “Скандал в коридорах власти во Франции XIV в.”). Статьи основаны на изучении римского права, исламской правовой традиции, византийских и западноевропейских средневековых правовых представлений, с VI по XVII вв.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ “ЛОМОНОСОВ — 97”.

11 апреля на историческом факультете МГУ состоялось заседание секции “История” в рамках конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов — 97”. Это уже вторая подобная конференция, материалы предшествующей опубликованы в издательстве МГУ. В этот раз работа конференции велась по двум секциям — Отечественной истории и секции всеобщей истории “Проблемы истории общества и духовной жизни древней и средневековой цивилизаций”.

Заседание секции всеобщей истории вели к.и.н. А.А. Немировский (МГУ), доц. Г.И. Цыпурина (МГПУ) и К.Г. Челлини. Были представлены следующие доклады по истории раннего нового времени.

Доклад Ю.А. Бутовченко (МГУ) “Римская академия Помпонио Лето и возрождение античной драматургии” посвящен деятельности “Римской академии”, гуманистического кружка, возникшего вокруг гуманиста Помпонио Лето в понтификат Сикста IV. Автор анализирует переходный этап в истории театра от религиозного к ренессансному, проявившийся в постановке пьес античных авторов, издании произведений Теренция и Плавта. В ходе дискуссии был поставлен вопрос об отношении светской и церковной власти к театру как одному из способов их репрезентации.

В докладе К.Г. Челлини “Ранняя шотландская Реформация в зеркале драмы” представлен анализ интересного и малоизученного источника — театральной “Сатиры о трех сословиях”, принадлежащего перу главы коллегии герольдов Д. Линдсея (1509-1555). В пьесе в аллегорической форме проводится гуманистическая критика духовенства, соседствующая с идеей сплочения сословий и призывом короля Якова V к проведению Реформации. Не исключено, что поощряя постановку пьесы в придворном театре, король “заигрывал” с протестантами, опасаясь обострения духовного кризиса в шотландском обществе.

В докладе С.Е. Александрова (МПГУ) “Германское наемничество конца XV — середины XVII в.” рассматривается такой интересный институт в истории Европы, как наемничество, дается классификация его типов (“низший”, связанный с сохранением феодально-рыцарской структуры войска, в свою очередь подразделяющийся на “кондотьерский” и “капитанский” варианты) и “высший”, основанный на новых структурах (включая “государственный” вариант в Швейцарии и “подрядный” в Германии). В докладе дается периодизация истории наемничества, в которой выделяются этапы формирования (1490-1510), “золотого века” (1510-конца XVI в.) и заката (период Тридцатилетней войны).

(К.Ч.)

 

Научная конференция “Текст в гуманитарном знании”.

22-24 апреля 1997 г. в РГГУ прошла научная конференция молодых исследователей “Текст в гуманитарном знании”, организованная РГГУ, Центром исторической антропологии им. Марка Блока (РГГУ) и Институтом европейских культур.

Более 70 участников из научных центров России и стран СНГ собрались обсудить вопросы “функционирования” различных текстов в разные исторические эпохи, их обусловленность ментальностью автора и нацеленностью на определенное восприятие читателей, а также литературным контекстом.

На пленарном заседании с вступительным словом выступили проректор РГГУ, член Бюро Ассоциации проф. Н.И. Басовская и д.и.н. проф. О.М. Медушевская.

Среди докладов особое место было уделено эпистемологическим проблемам текста в культуре средних веков и раннего нового времени: источниковедческим сюжетам, аспектам отражения политической реальности в источниках, проблеме переводов и интерпретации средневековых текстов.

С.М. Прокофьев (Иваново) в докладе “К вопросу об интерпретации Оригеном библейского исторического текста” рассмотрел концепцию мыслителя, в которой необходимость толкования Библии совмещалась с потребностью в “сокрытии смысла” текста, иерархия смыслов библейского текста, по мнению докладчика, позволяет объяснить специфику восприятия Библии в различных социальных и духовных кругах раннесредневекового общества.

И.В. Бухтиярова (РГГУ) в сообщении “Каролингская знать: проблема терминологии (на материале “Жизни Карла Великого Эйнхарда”)” сделала попытку проанализировать термины, использованные Эйнхардом для обозначения знати с их реальным историческим содержанием. По мнению докладчика, термины francus и nobilis могли интерпретироваться как “просто знатный”, в то время как primores по ряду упоминаний связаны с “активным неповиновением”. Выступивший в дискуссии А.М. Перлов (МГУ) наметил ряд аспектов проблемы, еще нуждающихся в как терминологическом, так и историческом анализе.

В.В. Зверева (ИВИ РАН) в докладе “Интерпретация “Церковной истории англов” Беды Достопочтенного в историографии XIX в.: “Комментарии” Чарльза Пламмера” представила весьма интересный опыт интерпретации труда знаменитого хрониста в сочинении священника XIX в. Чарльза Пламмера. “Комментарий” Пламмера отличает тенденция к всеохватности труда Беды, фиксации всех деталей культуры времени Беды, что дало основание охарактеризовать труд Пламмера как “реинкарнацию Беды”. С другой стороны, сочинение Пламмера отличалось пристрастием к методу прочтения источников, характерному для историографии XIX в. — рационалистическому (Пламмер ставит под сомнение достоверность “чудес”, описанных Бедой).

В докладе А.А. Котоминой (ИВИ РАН) “Три историка, писательница, ее любовник и его письмо (интерпретация текста и интерпретация интерпретации)” рассмотрена крайне любопытная ситуация из личной жизни автора “Гептамерона” Маргариты Наваррской с привлечением источников и трактовок трех исследователей различных эпох и направлений (Брантома, Жюля Мишле и П. Журдена), расходившихся в оценке ситуации.

К.Г. Челлини (МГУ) в докладе “Несостоявшаяся встреча Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт и интерпретация ее сценической версии” привлек внимание к проблеме взаимовлияния политической реальности и такого культурного феномена, как политический театр XVI в. на основании исследования “Представления для демонстрации”, составленного перед встречей Марии Стюарт в Ноттингемском замке. Английская сторона готовила пьесу с целью идеологического обоснования союза двух корон — Благоразумия и Умеренности под эгидой протестантской веры. Действия аллегорических персонажей, под которыми угадываются политические силы (Геркулес — граф Лестер, Злой Умысел — Франция) позволяют проникнуть в зазеркалье политических планов Елизаветы относительно Шотландии.

Т.М. Васильева (МГУ), выступившая на тему “Византия. Текст и изображение”, рассмотрела вопрос о влиянии литургических текстов на византийское церковное строительство, привлекая широкий спектр нарративных и изобразительных источников, проанализировав роль деталей внутреннего убранства храма, во многом заимствованного из античности.

На круглом столе, “Читатель и текст”, посвященном проблеме читательского восприятия литературных и исторических источников был заслушан доклад Д. Новиковой (РГГУ) “Интерпретация печатных текстов позднесредневековой Франции в работе Р. Шартье”. В нем приведен историографический анализ работы Шартье о культуре чтения во Франции XVI — XVIII вв. И связанной с ней “теорией присвоения” книги читателем и индивидуализации чтения. В ходе дискуссии проявился ряд противоречий данной теории, ибо оборотной стороной “присвоения” книжной культуры являлось “отчуждение” целого сословия — духовенства — от монопольного права толкования и проповеди Св. Писания.

(К.Ч.)

 

выставка "культура аббатства санкт-галлен"

С 28 февраля по 4 апреля 1997 г. в Библиотеке иностранной литературы в Москве проходила выставка "Культура аббатства Санкт-Галлен", подготовленная директором монастырского архива Санкт-Галлена др. В. Фоглером, посольством Швейцарии в Москве при участии сотрудника кафедры истории средних веков МГУ Н. Ускова. На открытии выставки выступали посол Швейцарии г-н О. Бухер, директор ВГБИЛ Е. Генеева, дириктор Монастырского архива В. Фоглер, декан исторического факультета МГУ С. Карпов, присутствовали послы Германии, Австрии и Хорватии. Выставка, побывавшая к этому времени уже почти в ста городах мира, в том числе во Львове, Киеве и Одессе, с 24 апреля по 29 мая состоялась в Нижнем Новгороде (Государственный Художественный музей) и с 13 июня по 17 июля 1997 г. в Санкт-Петербурге (Музей истории религии).

Медиевистам Санкт-Галлен известен прежде всего уникальными раннесредневековыми архивными и библиотечными фондами. Собрание оригинальных каролингских грамот Санкт-Галлена - самое обширное в Западной Европе к северу от Альп и не раз становилось предметом научных исследований, в том числе в нашей стране. Достаточно назвать работы А.И. Неусыхина и Л.Т. Мильской. В то же время выставка позволила взглянуть на историю Санкт-Галлена с непривычной для нас точки зрения. Помимо стендов, посвященных почти 1300 - летней истории обители, значительное внимание было уделено развитию искусства письма (становление каролингского минускула и его локальные формы), книжной миниатюристике, в том числе ирландской, прикладному искусству, архитектуре, школьному образованию, музыке и литературе на латинском и древневерхненемецком языках. Хотя выставка включала разделы, посвященные высокому и позднему средневековью, а также эпохе возрождения и барокко, организаторы явно акцентировали внимание на "золотом веке" Санкт-Галлена - раннем средневековье.

Посетитель в том числе имел возможность познакомиться с обширным изобразительным материалом, иллюстрирующим этос христианского правителя, как он развивался с эпохи Каролингов, раскрывающим представление о единстве божественной и земной иерархии. Следует обратить внимание также на портреты Ноткера Поэта XI в., которые представляют безусловный интерес в связи с полемикой о личности и индивидуальности в средние века. Исключительно ценными кажутся стенды, посвященные школьному образованию, в которых наряду с раннесредневековыми пособиями были представлены и ученические сочинения знаменитых санкт-галленских школ. В связи с потребностями обучения в Санкт-Галлене началась работа по переводу латинских текстов на родное наречие. На выставке наряду со многими любопытными памятниками такого рода демонстрировалась и древнейшая книга на немецком языке - латинско-древневерхненемецкий словарь "Abrogans".

Отдавая дань одному из наиболее влиятельных направлений современной западной медиевистики - исследованию феномена memoria, организаторы посвятили часть выставки обширной поминальной традиции монастыря. Следует заметить, что поиск индивидом самовыражения в памяти о себе, в том числе литургической, к сожалению, лишь отчасти принимается во внимание в нынешней оживленной дискуссии отечественных историков вокруг проблематики "средневековой личности".

На русском языке под редакцией В. Фоглера к выставке вышла одноименная книга, авторы которой признанные специалисты - историки, исследователи литературы и искусства, что определяет высокий научный уровень работы, в то же время удачно сочетающийся с популярным стилем изложения. Не говоря уже об обилии прекрасных иллюстраций - их в книге 94 (примерно половина объема!), на которых воспроизведены многочисленные миниатюры из санкт-галленских рукописей, рельефы на слоновой кости, памятники архитектуры, витражи, фрески, монументальная живопись, образцы письма. Формат же издания in quarto, а также немецкая полиграфия обеспечили высокое качество воспроизведения. Отечественный читатель, в том числе и профессиональный историк, не избалованный литературой по истории католической церкви и монашества, безусловно, найдет здесь много нового и интересного для себя.

(Н.У.)