ХРОНИКА

КОЛЛОКВИУМ О МОНАШЕСТВЕ И МОНАСТЫРЯХ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ОБРЯДОВ В ЕВРОПЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Коллоквиум “Монахи и монастыри в обществах греческого и латинского обрядов”, прошедший в Париже с 11 по 13 сентября 1995 г., стал первым звеном в осуществлении международного исследовательского проекта “Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительно-исторический аспект”, инициатором которого два года назад стали Центр украинских и белорусских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (М.В. Дмитриев) и ряд французских научных институтов и исследователей — Школа высших исследований — (Ж.-Л. Леметр), Университет Париж — 1, Сорбонна (Н. Леметр), Институт наук о человеке (М. Эмар) и др. В настоящее время в общих чертах сложилась исследовательская группа, включающая ученых из России, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Польши и открытая для сотрудничества со всеми заинтересованными специалистами. Данный исследовательский проект — одна из первых попыток противопоставить поверхностным и зачастую дилетантским околоисторическим рассуждениям о цивилизационных особенностях Запада и Востока Европы и конфессиональных истоках таких различий серьезные профессиональные исследования, формирующие фактическую базу для сопоставления. Выбираются те объекты и проблемы, результаты изучения которых уже сейчас позволяют сопоставить исторические реалии и процессы в двух нераздельных частях Европы, а сосредоточение внимания на роли конфессиональных факторов призвано ориентировать специалистов не на констатацию тех или иных сходств или различий, а на поиски корней и причин их возникновения. Начальный этап проекта рассчитан на пять лет и включает проведение трех коллоквиумов, обмен мнениями и результатами исследований с помощью анкет, а также составление и издание сборников научных трудов.

Парижский коллоквиум был организован Центром монастырских исследований Секции историко-филологических наук Школы высших исследований и Университетом Парижа — 1 при участии ученых Московского университета, Центра по изучению истории церкви в России ИРИ РАН и специалистов из нескольких стран — членов вышеупомянутой исследовательской группы. Проведение представительной научной встречи стало возможным при поддержке ряда государственных органов (Министерства образования и иностранных дел Франции), научных институтов (Дома наук о человеке, Национального центра научных исследований), частных фондов (Фонд Зингер-Полиньяк) и общественных организаций (Группа Французско-русской дружбы Сената). Заседания коллоквиума проходили в Люксембургском дворце — резеденции Сената Французской республики и в особняке фонда Зингер-Полиньяк.

Работа коллоквиума была построена вокруг четырех направлений. Наибольшее число докладов объединило внимание к основанию монастырей и их вживанию в социально-политическую и духовную среду. В рамках этой темы, в свою очередь, чаще других затрагивался вопрос о типологии монастырских поселений на весьма широком историческом материале. Н.В. Синицына рассмотрела связь между типами монастырей и тенденциями формирования аскетического идеала в России XV — XVII вв., высказав мнение о долговременных культурно-исторических последствиях поражения нестяжательской идеологии. Типология древнерусских монастырей была представлена и в докладе Я.Н. Щапова, сосредоточившего свое внимание на политической роли обителей в крупных городах и государстве в целом. Выступления Э. Морне (Париж) и Д. Витоло (Неаполь), посвященные соответственно скандинавским монастырям XIV — XV вв. и итало-греческим монастырям Южной Италии X — XII вв., отличало особое внимание к недостаточно изученным сюжетам данных тем и постановка первоочередных проблем их дальнейшего исследования: динамики взаимоотношений монастырей со светскими и духовными властями скандинавских государств и причин кризиса и упадка итало-греческих монастырей. Фундаментальные обзоры М. Дервиха (Вроцлав) и Б. Домнье (Клермон-Ферран) раскрыли основные этапы и формы утверждения бенедиктинских монастырей в Польше с конца Х до первой трети XIV вв. и монастырей ордена капуцинов в Западной Европе в конце XIV — середине XVIII вв. Х. Лашкевич (Люблин) познакомил коллег с текущими результатами крупного научного проекта, осуществляемого учеными Католического университета в Люблине — историко-географического исследования монастырей в пограничной зоне между латинским и греческим христианством на Востоке Центральной Европы, их связей с епархиями и приходами, развития их сети с раннего средневековья до наших дней. О. Севан (Москва), представлявшая программу исследований культурного ландшафта Европы под эгидой ЮНЕСКО и Европейского сообщества, говорила о русском монастыре как факторе формирования исторических поселений. Источниковедческий характер носил доклад Д. Юреля (Руан) о распространенном среди монахов-эрудитов бенедиктинской корпорации св. Мавра в XVII — XVIII вв. жанре “литературных путешествий”, ряд памятников которого (записки Мабийона, Монфокона и др.) представляют особый взгляд на западноевропейскую монастырскую жизнь раннего Нового времени.

Среди докладов второго исследовательского направления — “Монастырь и его окружение” —важное место заняли проблемы аграрной истории. Сравнению генезиса, состава, характера и правового режима монастырской земельной собственности на Западе и Востоке Европы посвятил свой доклад С.М. Каштанов, увидевший возможности сравнительно-исторического подхода в сопоставлении франкского материала VII — VIII вв. с отечественными реалиями XIV — XVI вв. — эпох, когда складывается феодальная земельная собственность. Аналогичное сопоставление возникло в ходе заседания из построенных на архивных документальных массивах этюдов Н.А. Горской о взаимоотношениях монастыря и сельской общины в центральной России с XVI — XVII вв. и Б. Баррьер (Лимож) о месте цистерцианских обителей в аграрном пейзаже Франции и соседних стран XII — XIII вв. Теме монастыря и города были посвящены доклады В.Л. Янина об организации черного духовенства в средневековом Новгороде и Ж.-М. Ле Галла (Париж) о монашеской среде, сложившейся в Париже в начале XV в., и различных тенденциях ее духовной жизни. О благотворительной деятельности монашеских орденов в южнофранцузских землях в XIII в. шла речь в докладе Д. Ле Блевека (Монпелье).

Наименее определенным выглядело третье направление, первоначально посвященное связям монастыря и прихода. Об одном из видов таких связей — приходских визитациях аббатств в Нормандии и Бургундии рассказал на основе нескольких документов XVIII в. М. Венар (Париж). Остальные доклады касались общей темы лишь отчасти — М. Каплан (Париж), рассуждая о соотношении монашества и “светского” (т.е. белого) духовенства в Византии VI — XI вв., перенес центр внимания на проблему различий в духовных представлениях о святости, взаимных представлениях различных категорий духовенства друг о друге в их развитии и закреплении в канонической и повседневной практике. Доклады Д.И. Полывянного (Иваново) и Г. Подскальского (Франкфурт) были посвящены болгарскому и сербскому монашеству IX — XV вв. — в первом из них выяснялось соотношение города и монастыря в системе экономических, политических и социальных связей и в общественном сознании православных южных славян, второй содержал важные наблюдения над типологией и динамикой развития монастырей и монашества в обеих средневековых балканских странах.

Последнее направление — Монашество и властные иерархии — объединило труды весьма широкого обзорного плана и частные исследования. К первым относились доклады Б.Н. Флори о взаимоотношениях монастырей с их светскими патронами в Древней Руси и в средневековой Польше и подробный анализ Л. Фалькенштейном (Аахен) политики папского престола в отношении попыток епископата вмешиваться в дела находящихся в соответствующих епархиях монастырей в IX — XII вв. Более частный характер носили доклады П. Гонно (Париж) о политике московских государей XIV — XVI вв. по отношению к монастырям и М.-Э. Энно (Льеж) о взаимоотношениях женских монашеских орденов с епископатом Льежа в XVI — XVII вв. Влиянию западной погребальной церемонии на аналогичный обряд восточной церкви был посвящен основанный на письменных и археологических источниках доклад Е. Данбровской (Турню).

Симпозиум завершился круглым столом “Сходства и различия двух типов монашества” под председательством одного из патриархов французской медиевистики М. Молла дю Журдена. Функции организатора и “аниматора” дискуссии выполнял М. Дмитриев. Был выявлен ряд общих проблем, разрешение которых должно сыграть положительную роль в дальнейшем развитии проекта. Во-первых, многие участники дискуссии подчеркивали необходимость изучения терминологии, связанной с тем или иным явлением на Западе и Востоке Европы, компетентные и интенсивные обсуждения докладов в конце каждого их заседаний симпозиума не раз затруднялись тем, что термины “юрисдикция”, “патронаж”, “светское духовенство”, “исихазм”, “скит” и пр. по-разному трактовались их участниками. Сам же анализ терминологии, употребляемой в западных и восточно-европейских источниках по истории монашества и монастырей, способен дать обширный материал для сопоставлений. Вторая проблема, которая шла постоянным фоном обсуждения, касалась очевидной неадекватности источниковой базы, скудости и разрозненности средневековых архивных материалов для исследования восточноевропейского региона. Преодоление этой неадекватности возможно как через использование малейших возможностей расширения источниковой базы, так и через изощрение исследовательских методов “комплексного источниковедения”. Однако наиболее плодотворным для данного проекта является сосредоточение внимания на тех реалиях и процессах, которые адекватно и всесторонне документированы сохранившимися материалами и на Западе , и на Востоке Европы. Третья проблема, скорее сформулированная как предостережение, касалась некоторого увлечения динамикой различных процессов в истории западного и восточного монашества, которое, по остроумному замечанию Х. Лашкевича, иногда не позволяет увидеть нормальное состояние за периодами подъемов и кризисов. Например, нуждаются в специальном исследовании исходные представления о монашестве и священстве, o vita activa et vita contemplativa и связанная с ними историческая реальность церковной жизни на Западе и Востоке христианской Европы в тот или иной конкретный период.

Прошедший симпозиум можно считать успешным как по его конкретным исследовательским результатам, которые будут отражены в специальном томе (его издание обеспечивают Центр монастырских исследований Школы высших исследований и Фонд Зингер-Полиньяк), так и по началу, положенному в осуществлении международного исследовательского проекта “Влияние западного и восточного христианства на общества. Сравнительный аспект”. На очереди — новый коллоквиум, который пройдет в 1997 г. во Вроцлаве и будет посвящен влиянию культов святых на политическую жизнь Запада и Востока Европы.

 

Д.И. Полывянный (Ивановский университет).

20-22 ноября 1995 г. в Москве в ИВИ РАН прошли научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения М.М. Смирина, “XVI век в истории Европы”.

С докладами выступили:

А.Л. Ястребицкая. Историк и его время: размышления о М.М. Смирине.

В.Л. Керов. М.М. Смирин о проблеме свободы воли во взглядах немецких реформаторов.

А.Б. Каплан. Подход М.М. Смирина к истории мистики.

В.М. Володарский. М.М. Смирин о гуманизме в Германии.

В секции “Экономика: тенденции развития”:

А.Н. Чистозвонов. XVI век: вопросы историографии и периодизации.

М.В. Винокурова. Кто такие “последние вилланы” в Англии XVI века?

Г.И. Цыпурина. Внешняя торговля Англии во второй половине XVI века.

В секции “Реформация: власть и общество”.

А.Э. Штекли. Предсмертное послание Томаса Мюнцера.

Д.В. Шушарин. Реформация как кризис власти (на материале земель германского юго-запада).

Т.С. Никулина (Самара). Совет и бюргерство ганзейского города в Реформации (по материалам Любека).

Л.М. Брагина. Реформация в Тоскане: новые подходы к изучению.

Г.П. Мельников. Рецепция немецкой Реформации в чешском обществе первой половины XVI века.

С.Г. Яковенко. Православная церковь в Речи Посполитой конца XVI века: попытки реформ.

Ю.Е. Ивонин (Смоленск). Религиозный раскол и европейская политика XVI века.

В секции “Человек XVI столетия”.

О.В. Дмитриева. “Англия — это я”: бюрократические ипостаси лорда Берли.

В.И. Гончарова (Сыктывкар). Максимилиан 1 Габсбург: фигура ренессансного государя.

М.В. Третьяков (Арзамас). Франческо Соранцо — венецианский патриций XVI века.

Т.П. Гусарова. Путь наверх: судьба венгерского дворянина в XVI столетии.

В.А. Ведюшкин. Кастильский аристократ перед лицом перемен: герцоги Инфантадо в XVI столетии.

Е.И. Колычева. Судьба рода Воротынских.

М.К. Попова (Воронеж). Авантюристы в елизаветинской Англии: жизнь и литература.

А.Н. Немилов (Санкт-Петербург). Образ современника в портретах обоих Гольбейнов.

В.М. Володарский. Ульрих фон Гуттен о свободе.

В.В. Лукоянов (Нижний Новгород). Идея “нового человека” в творческом наследии Фр. Бэкона.

Е.А. Бергер. Мигель Сервет: образ мыслей и модель поведения.

Т.В. Стрыгина (Борисоглебск). Высшее аристократическое общество во Франции XVI века (представление об идеальном придворном в “Гептамероне” Маргариты Валуа, королевы Наваррской).

А.Д. Щеглов. Олаус Петри и Швеция.

А.Э. Штекли. Кампанелла: несколько строк из писем Галилею.

Л.С. Чиколини. Магия чисел в представлениях итальянцев XVI века. А.Ф. Дони.

Н.А. Лобанов. Россия и русские глазами немецкой публицистики XVI — XVII вв.

М.Ю. Медведев (Санкт-Петербург). От немого девиза к аллегории: метаморфозы жанра.

С.М. Каштанов. Русский человек в изображении англичан середины XVI века.

М.Е. Бычкова. Михаил Глинский и представления о рыцарственности в России.

 

14 февраля 1996 г. в Москве в МГУ состоялось заседание круглого стола “Италия и культура европейского Возрождения XVI — нач. XVII в.”

С докладами выступили:

Вступительное слово — Брагина Л.М.

Гращенков В.Н. “Роль Италии в искусстве европейского Возрождения: некоторые аспекты проблемы”.

Кудрявцев О.Ф. “Идеи флорентийского неоплатонизма в трудах европейских гуманистов”.

Володарский В.М. “Этапы рецепции итальянского гуманизма в Германии”.

Дмитриева О.В. “Проблема итальянского художественного влияния в постреформационной Англии”.

Эльфонд И.Я. “Проблема макиавеллизма во французской политической мысли второй половины XVI в.”.

Серегина А.Ю. “Английский макиавеллист Ф. Гардинер и его трактат “Рассуждение о завоевании Британии англами и норманами””.