Новости для поступающих

08.12.2023 Коллоквиум "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России – 5"

Коллоквиум "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России – 5"

8 декабря 2023 года на историческом факультете МГУ состоялся научный коллоквиум “Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России”, организаторами которого выступили кафедра истории древнего мира и научный коллектив по гранту Российского научного фонда 19-18-00369-П “Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)”.

Первый этап этого научного проекта, осуществлявшегося под руководством д.и.н., доцента кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ И.А. Ладынина завершился в 2021 г. По результатам конкурса РНФ проект был продлен на 2022-2023 гг. и в текущем году завершился полностью.


В ходе заседания коллоквиума прозвучало семь докладов, посвященных проблемам исследований и публикации памятников древнего Египта и древней Передней Азии из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, их интерпретации в широком историко-культурном контексте, введения в научный оборот документального материала, связанного с историей восточных коллекций ГМИИ и биографиями их создателей. Выступившие участники научного коллектива по гранту представили результаты своих исследований за 2023 год.


Доклад Е.А. Анохиной (ГМИИ имени А.С. Пушкина) “Удивительное путешествие московских литературных папирусов” был посвящен истории реставрации и реконструкции фрагментов литературных папирусов эпохи Нового царства, приобретенных первым отечественным египтологом Владимиром Семеновичем Голенищевым в Луксоре на рубеже XIX – XX веков. В 1913 году они были отправлены в Германию, знаменитому реставратору берлинского Египетского музея Хуго Ибшеру. Обратно в Москву папирусы вернулись лишь в 1957 году, побывав до этого в Англии. Их странствия были связаны с именами знаковых фигур отечественной и мировой египтологии: В.С. Голенищев, Б.А. Тураев, В.М. Викентьев, В.В. Струве, М.А. Коростовцев, А. Эрман, Л. Борхардт, А. Гардинер, Р. Каминос и другие. История этих папирусов – свидетельство взаимоотношений в международном египтологическом сообществе, прошедшем через все сложности первой половины XX века с ее двумя мировыми войнами, где Россия и Германия были по разные стороны, и последовавшей за ними Холодной войной. Представленное исследование основано прежде всего на архивных документах Отдела рукописей ГМИИ и Государственной и университетской библиотеки г. Бремен (Германия).


Доклад к.и.н., доцента кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ О.В. ТомашевичПамятник коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина, оказавшийся в Эрмитаже” был посвящен самому странному типу древнеегипетских фигурок плодородия - так называемым “куклам-веслам” (paddle-dolls). Они появляются в конце XI династии и встречаются при XII-й, но потом выходят из употребления. Такая статуэтка хранится в собрании Государственного Эрмитажа (инв. № 5568), но попала она туда в 1930 г. из московской коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина. Статуэтка представляет собой себя плоскую дощечку, на которой краской изображены характерные для фигурок плодородия украшения: браслеты из нитки бус, нательные цепочки, пояса с ракушками каури. Дощечка сравнительно неплохо сохранилась, но ее голова давно утрачена. В докладе были рассмотрены разные варианты интерпретации кукол-весел.


О.А. Васильева (ГМИИ им. А.С. Пушкина) в докладе “К вопросу о происхождении и назначении так называемых pinakes из собрания В.С. Голенищева” рассмотрела феномен так называемых “религиозных картин”, которые, в отличие от “фаюмских портретов”, бытовали не в погребальном, а в сакральном и домашнем контекстах. В собрании ГМИИ есть два образца древней живописи на дощечках (греч. pinax, pinakes) – картины с изображением богов Собека и Прамарреса (I,1а 6860) и так называемый “двойной портрет супругов” (I,1а 5786). Рассмотрев целый ряд аналогий, можно установить провенанс для картины с изображением Собека и Прамарреса – древний город Тебтюнис. Именно из этого центра происходит наибольшее число найденных на сегодняшний день древних картин; там же находился крупнейший в Фаюмском оазисе храм, посвященный Собеку. Сюжет на картине I,1а 5786 долгое время дискутировался: одни считали эту картину изображение супругов в виде Ареса и Афродиты/Марса и Венеры, другие – изображением самих этих богов. Предпочтительной представляется последняя трактовка. Картина изображает Ареса и Афродиту и, скорее всего, происходит из домашнего контекста, ввиду несколько фривольного сюжета. Подобные картины могли висеть в спальнях, как о том свидетельствует Климент Александрийский.


С.Е. Малых (Институт востоковедения РАН) в докладе “Каталоги египетской керамики из музейных собраний: история вопроса и практический опыт” охарактеризовала существующие каталоги древнеегипетской керамики из музейных собраний мира, прежде всего, каталоги, опубликованные Д. Арнольд (1978) и Ж. Буррьё (1981). Были рассмотрены их концепции, методология, удобство в использовании и репрезентативность. Исходя из существующего опыта и современных взглядов на изучение древнеегипетской керамики была определена наиболее удобная и информативная концепция, легшая в основу каталога “Зеркало жизни. Египетская керамика из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина”, рукопись которого подготовлена в рамках работы над проектом РНФ 19-18-00369-П. Структура каталога выстроена по хронологическому принципу, по каждому предмету дается по возможности наиболее полная информация; каждый хронологический раздел предваряется текстом, характеризующим керамику данного периода, различные исторические аспекты ее бытования, ссылки на аналогии в специальной литературе.


Д.и.н., доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ И.А. Ладынин в докладе “«Вот Ра, удалит он себя (от) людей» (pErm. 1116B, 51): к историческим предпосылкам «Гимна Нилу»” обратился к свидетельствам об экологической ситуации в Египте I Переходного периода – начала Среднего царства (конец XXIII – начало XX вв. до н.э.). По мнению докладчика, два фрагмента знаменитого “Пророчества Неферти” - литературного произведения, созданного в начале XII династии, отражают ситуацию, связанную с экстремальным затемнением солнца (pErm. 1116В, сткк. 24-26, 51-54). Такой феномен неоднократно фиксировался в другие эпохи (например, в период климатической катастрофы середины 530-х гг. н.э. в Средиземноморье) и бывал связан с крупными вулканическими событиями. На протяжении периода, который мог отразиться в “Пророчества Неферти”, действительно имело место несколько таких событий (в частности, мощное извержение вулкана Серро Бланко в Аргентинских Андах, датирующееся приблизительно XXIII в. до н.э.), которые могли вызвать похолодание, аридизацию в зоне истоков Нила и соответственное снижение нильских разливов. Эти процессы были одним из факторов природной ситуации, окончание которой отмечается в “Гимне нильскому разливу”, изучавшемся в ходе реализации проекта.

Доклад А.А. Немировского (Институт всеобщей истории РАН), В.Ю.Шелестина (Институт востоковедения РАН) и А.А. Ясеновской (ГМИИ имени А.С. Пушкина) “Староассирийская печать из Кюль-тепе с мифологической сценой (коллекция ГМИИ имени А.С. Пушкина)” был посвящен староассирийской печати I,2b 1599 из коллекции ГМИИ. На печати изображен адорант в шестизубцовой тиаре, рядом с ним представлены два “человека-зубра” кусарикки, и их окружают так называемые “обнаженные герои” (антропоморфные и рогатые). Это месопотамские персонажи: традиция изображения людей-зубров и «обнажённых героев» в Месопотамии восходит к раннединастическому периоду, когда нагота «обнаженного героя» символизировала его дикарство, а человек-зубр выступал в качестве его мифологического противника, позднее в геральдических позах они выполняют защитную функцию. Содержа простой и распространённый набор фигур, печать I,2b 1599 имеет ряд весьма нетипичных особенностей, образующих некоторую перекличку с печатями из Кюльтепе KKS 44 и CS 471, но при этом сохраняющих оригинальность. Названные три печати представляют разные попытки наложить на староассирийскую технику глиптики характерный для старовавилонской традиции синтез представлений (трансформация кусарикку из объекта охоты в объект поклонения).

Доклад к.и.н., м.н.с. кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ С.В.ОбуховаТеатральные маски и статуэтки актеров из египетской коллекции В.С. Голенищева (ГМИИ имени А.С. Пушкина)” был посвящен анализу и разбору группы памятников из египетской коллекции, собранной В.С. Голенищевым в конце XIX в. Данная группа памятников включает гипсовые и терракотовые театральные маски, а также терракотовые статуэтки актеров. Докладчик подробно остановился на вопросах атрибуции и интерпретации этих памятников. В целом они со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в эллинистическо-римскую эпоху Египет был частью античной мира, одним из характерных маркеров культуры которого был театр.

Заседание коллоквиума посетили члены кафедры истории древнего мира, коллеги с других кафедр исторического факультета МГУ, из научных учреждений и музеев Москвы. Прозвучавшие доклады вызвали большой интерес и сопровождались дискуссией.

Научный проект "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)" осуществляется на историческом факультете МГУ с 2019 года. Его результаты были представлены на аналогичных итоговых коллоквиумах его участников в 2019, 2020, 2021 и 019, 2022 годах.

Участники проекта – доценты исторического факультета МГУ И.А. Ладынин и О.В. Томашевич, младший научный сотрудник исторического факультета С.В. Обухов, аспирант исторического факультета Д.И. Изосимов, сотрудники Отдела древнего Востока ГМИИ, Института всеобщей истории и Института востоковедения РАН.



- Программа коллоквиума.pdf