__________________________________

Храм во имя Трёх Святителей

__________________________________

 

"Церковь Трёх Святителей построена на средства И.Е. Ефимова. Освящена 8 мая 1910 г." "Строилась с 1908 по 1910 г. на кладбище архитектором А.К. Виноградовым". "Кладбищенский храм Трёх Святителей иждивением Ивана Ефимовичв Ефимова первоначально планировался с двумя приделами: преп. Сергия Радонежского, в память того, что землёй обители с 1862 по 1890 г. владела Троице-Сергиева Лавра, и Василия Блаженного. Заложен он был 14 июля 1895 г. но выстроен в значительно уменьшенном размере, без приделов, и освящён через 15 лет - 8 мая 1910 г." (Паламарчук П. Сорок сороков. Кремль и монастыри. Т.1., Стр. 217). Священник Скорбященского монастыря И.Сперанский следующим образом описывает события, связанные с открытием храма: "В 1894 году, мая 29-го посетил новооткрытую обитель Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский, вновь прибывший на Московскую кафедру. По выходе из экипажа, Владыка, благословив наместника Чудова монастыря, архимандрита Товию, за полчаса ранее Владыки приехавшаго в монастырь, учредительницу монастыря, княжну А. В. Голицыну, заведующую монастырем, монахиню Евпраксию, местнаго священника (о. И.Сперанского) и будущаго храмоздателя Ивана Ефимовича Ефимова, сказал: „Я приехал сюда для осмотра монастырскаго кладбища и места, где предполагается построить кладбищенский храм,—туда прежде всего меня и ведите". Дорогою Владыка разговаривал с сопровождавшими его и, между прочим, спрашивал, где будет начало и конец 1-го разряда на кладбище, где 2-й разряд и где начинается 3-й разряд. Когда дошли до того места, где предполагалось быть храму, Владыка нашел, что место для постройки храма очень хорошо и удобно, но что место для алтаря,— место востока, — не совсем точно определено, и при этом посоветовал построить алтарь не по прямой линии на восток, а с уклонением на юг, но никак не на север, как то было определено в проекте. „Ведь,—присовокупил Владыка,— в Священном Писании сказано: от юга прииде Господь, а не от севера". (Согласно желанию Владыки, для более точнаго определения востока, при закладке, храма, воспользовались компасом. Изменение направления кладбищенскаго храма изменило несколько и самое расположение и направление могил: те могилы, которые были заняты телами усопших раньше закладки храма, имеют одно направление, а те, которые позднее—другое.). После этого Владыка, помолившись Господу Богу на восток со всеми его сопровождавшими, благословил место для храма своим святительским благословением и при этом, заметивши в восточной стороне сухое дерево, сказал-„Вот и дерево готово уступить место будущему алтарю. А храмоздателю сказал: „Делайте сие святое дело не в славу свою, а на славу и прославление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" (И.Сперанский, стр.54). Московские церковные ведомости, № 25, 1895 г. на своих страницах описывают торжественную закладку храма: "14 июня состоялось торжественная закладка однопрестольного теплого каменного храма во имя Святых Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, сооружаемого по проекту архитектора А.П.Виноградова на кладбище Скорбященского женского монастыря, что близ Бутырской заставы, на пожертвованные для этого Сергиево-посадским купцом И.Е.Ефимовым средства. Торжеству закладки предшествовала литургия, которую в соборном монастырском храме совершал при пении хора московский казначей Троицкой Лавры и редактор Троицких Листков о. архимандрит Никон соборне со свящ. И.Ф.Мансветовым, свящ. И.П.Сперанским и протодиаконом Большого Успенского собора А.З.Шаховцевым. В 11 ч. в тот же храм прибыл Высокопреосвященнейший митрополит Московский Сергий и в сослужении наместника кафедрального Чудова монастыря архимандрита Товии и лиц, совершавших литургию, при хоре Чудовских певчих начал посредине храма положенный на этот случай молебен. При пении тропарей "Еже радуйся" и при колокольном звоне крестный ход направлялся из храма на монастырское кладбище. По прибытии к месту закладки и установлении на приготовленных местах принесенной святыни продолжили молебствие. По совершении водосвятия Высокопреосвященный Сергий прочел молитву, затем ключарь кафедрального Христа Спасителя собора прот. Н.А.Розанов прочел надпись на доске, а Владыка митрополит, окропив святою водой доску и приготовленное для нее место под престолом будущего храма, предварительно налил туда елея и потом уже, уложив доску, заложил ее крестообразно камнями, также окропив их святою водой. Здесь же владыко утвердил деревянный крест, который должен будет находится под престолом. На других сторонах камни закладывали: храмоздатель И.Е.Ефимов, архимандрит Товия, архимандрит Никон, основательница обители княжна А.И.Голицына и настоятельница монастыря Евпраксия, причем Высокопреосвященный Серий в это же время проходил по выведенному уже фундаменту и кадил его. После совершения закладки Владыка Митрополит прочел вторую молитву, за которой следовало возглашение установленного многолепия. После богослужения крестный ход прежним порядком возвратился в храм, а владыка Митрополит долго благославлял сестер обители и богомольцев, а затем посетив начальницу обители княжну Голицыну отбыл при колокольном звоне на Троицкое подворье".

Работа с материалами фонда № 54 «Градостроительного Правления Москвы» (архив ЦИАМ) на данный момент позволила выявить чертёж храма Трёх Святителей на 1894 г. (ЦИАМ, оп.181, д.1529, л. 187,188.), чертёж является первоначальным вариантом облика храма, последующие варианты доработанного чертежа выявить не удалось. Факт доработки чертежа удалось установить в ходе анализа воспоминаний священника храма монастыря «Всех Скорбящих Радости» И. Сперанского, описавшим процесс строительства храма: «Когда кладбище было открыто, временный купец Сергиевского посада Иван Ефимович Ефимов изъявил желание построить на кладбище трёхпрестольный храм … Постройка кладбищенского храма хотя и состоялась, но значительно в уменьшенном размере и без придельных алтарей» (Стр.43-44). Слова И. Сперанского подтверждает найденная фотография могилы адвоката Ф.Н. Плевако и его супруги, расположенной недалеко от входа в храм Трёх Святителей. Фотография, помимо отсутствия придельного алтаря, зафиксировала небольшой купол, расположенного как элемент крыши внешнего портика храма. Данный факт позволяет нам судить, что существующий чертёж при строительстве претерпел существенные изменения, в нём не были воплощены отдельные элементы, такие как предельный алтарь, однако, появились новые архитектурные элементы внешнего облика храма. Причиной частичной корректировки внешнего облика послужила нехватка денежных средств у благотворителя И.Е. Ефимова. По описанию П.Паламарчука вместе с храмом Тихвинской Божьей Матери в 1960-е гг. закрытый храм был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. храм Трёх Святителей был разрушен.


Описательные источники

Посмотреть источники.

1. Покорнейшее прошение игуменьи Евпраксии митрополиту Сергию о постройке храма Трёх Святителей от 10 июня 1894 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 386, д. 3, л. 1).

2. ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д.1529, л. 173-173-об., 185 - 190

3. Обращение Московсой Духовной Консистории в Строитеельное Отделение Московского Губернского Правления с ходатайством о дозволении на открытом кладбище построить храм Трёх Святителей за № 8708от 22 июня 1894 г. (ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д.1529, л. 173).

4. Протокол для доклада господину московскому губернатора Московского Губернского Правления по Строительному Отделению № 168 от 28 июня 1894 г. (ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д.1529, л. 185).

5. Донесение и.д. Благочинного монастырей, Настоятеля Московского Знаменского монастыря Архимандрита Владимира Московской Духовной Консистории о осмотре места построения храма Трех Святителей от 28 июня 1894 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 386, д. 3, л. 3).

6. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Правительствующего Синода, Синодальному члену, Преосвященному Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Священно-Архимандриту. 15 сентября 1894 г. (ф.203., оп. 386, д.3, л.13).

7. Закладка нового храма в Скорбященском монастыре // Московские церковные ведомости, № 25, 1895 г. Стр.246-247.

8. Объяснение Отцу благочинному Потомственного почетного гражданина Ивана Ефимовича Ефимова от 1906 г.(ЦИАМ, Ф203, о.386, д.3. л. 19)

9. Донесение настоятеля Московского Высоко-Петровского монастыря Архимандрита Макария Его Преосвященству Преосвященнейшему Трифону Епископу Дмитровскому, Управляющему Московской Епархией 13 мая 1910 г.(ф.203, оп. 386, д.3,л.27).

10. Донесение настоятельницы Московского женского монастыря Всех Скорбящих Радости Игуменьи Нины и священника монастыря Иоанна Сперанского Его Преосвященству Преосвященнейшему Трифону Епископу Дмитровскому, Управляющему Московской Митрополией 14 мая 1910 г.(ф.203, оп.386, д3.л.28).

11. Об оценке владения, принадлежащего Женскому Общежитильному монастырю «Всех Скорбящих Радости» и Сущёвскому Камер Коллежского вала, д.№ 56 (ф.179, оп.63, д.15005, л.1-8 об.).

12. Сперанский И. Историческое описание Московскаго женскаго общежительного «Всех скорбящих Радости» монастыря. М. 1915. Стр. 54.

-----------------после революции 1917 г.-------------------

13. Уведомление Совета Районных дум Бюро Совета, 14.03.1918 г., № 1489 Господину домовладельцу или домовому комитету, Новослободская ул., д.54., монастырь IX Отделение Б.С.Р.Д. (ЦИАМ, ф.1178, оп.1, д.275, л.5).

14. Акт обследования помещений, занятых монашествующими лицами в бывш. Скорбященском (Новослободская ул.54) монастыре в гор. Москве и монастырского кладбища представителями от ВЦИК от 21 мая 1926 г. (ЦГАМО, ф.66, оп.18, д.457, л.3).

15. Обращение Общества блогоустройства кладбища при б.Скорбященском монастыре к члену Президиума ВЦИК тов. Смидовичу, №8 от 28 мая 1926 г. (ЦГАМО, ф.66, оп.18, д.457, л.4-4-об.).

16. Обращение Общества Благоустройства бывшего Скорбященского Кладбища к заведующему МКА тов. Лаврову, май 1926 г. (ЦГАМО, ф.66., оп.18, д.457, л.5-5-об.).

17. Ответ Московского Коммунального Хозяйства в Управление делами Президиума Московского Совета на № 506/С от 14 июня 1926 г. (ЦГАМО, ф.66., оп.18, д.457, л.7-7-об.).

18. Выписка из докладной записки Адм.отдела в президиум Мособлисполкома тов. Марциновскому, 3 марта 1930 г. (ЦГАМО, ф.2157, оп.1, д.526, л.121,125).


Чертежи

Перейти к просмотру.

Чертеж Храма Трёх Святителей 1894 г. Фасад храма №1.

Чертеж Храма Трёх Святителей 1894 г. Фасад храма №2.

Чертеж Храма Трёх Святителей 1894 г. Разрез.

Чертеж Храма Трёх Святителей 1894 г. План подвала.

Чертеж Храма Трёх Святителей 1894 г. План первого этажа

Посмотреть чертёж 3D модели храма Трёх Святителей

Чертежи Top, Left, Front

Разрез фундамента, по X и Y с обозначением размеров

 

Для того чтобы просмотреть 3D модель необходима программа Adobe Reader


Планы территории монастыря

Перейти к просмотру.

1. Общий план монастыря 1890 г. // ЦИАМ, ф. 54, оп. 161, д. 131, л.5
2. План монастыря сентябрь 1890 г. // ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д. 1421, л.231
3. План части территории монастыря 10 июля 1893 г. // ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д. 1421, л.184
4. План части территории монастыря 24 сентября 1893 г. // ЦИАМ, ф. 54, оп. 181, д. 1421, л.248
5. План части территории монастыря 22 июня 1894 г., план пруда и улицы Камергерский Вал, скотного двора и двора дома священника // ЦИАМ, ф.54, оп.181, д. 1529, л.190
6. План женского училищного корпуса 27 августа 1909 г. // Из материалов архива фонда храма Всемилостивого Спаса.
7. План части территории монастыря 1911 г. // Из материалов архива фонда храма Всемилостивого Спаса.
8. План части территории монастыря 1912 г. по Вадковскому переулку // ЦИАМ, ф.179, оп.63, д.15005, л.3
9. План монастыря 1914 г. // Из материалов архива фонда храма Всемилостивого Спаса
10. План бывшего монастыря 1925 г. участка Краснопреснского Клуба Союза Коммунальников Новослободская, 54 // Из материалов архива фонда храма Всемилостивого Спаса.
11. План земельного участка быв. Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской ул. принадлежащего Красно-Пр. Районному клубу работников ком. хозяйства. К разрешению, выданному Управл. Моск.Губ.Инженера от 7 декабря 1926 г. за № C-4804-54 // Из материалов архива фонда храма Всемилостивого Спаса.


Планы г. Москвы

Выкопировка из плана Москвы 1937 г. (см. планы в разделе "планы территории монастыря", в самом конце презентации)


Фотографии XIX - XX вв.

Перейти к просмотру.

1. Храм Трёх Святителей 1909 г. На переднем фоне могила Ф.А. Плевако и его супруги, в нескольких ракурсах (4 ракурса).

2. Могила философа Федорова 1909 г. (см. 5 фотографию).


Историография

Паламарчук П. Сорок сороков. Кремль и монастыри. Т.1. М: ОАО «КНИГА И БИЗНЕС», 1992. Стр. 247.